Delivering Happiness

22 октябрь, 2012 - 08:56Александр Москалюк

Наконец-то дошли руки до Delivering Happiness Тони Шея. Точнее, дошли уши – местная библиотека продолжает радовать набором аудиокнижек, которые можно загрузить и перенести на телефон, не отходя от кассы. Несколько часов в самолете и пару походов в спортзал – и книжка одолена.

Тони Шей переехал в Долину из-за работы в Oracle, но уже в первый год загорелся идеей Вэба. Живет он в Хиллсдейле, районе Сан-Матео, известном бесконечностью своих квартирных комплексов (я сам когда-то там квартиру присматривал), удобной остановкой Калтрейна (там останавливается даже скорый поезд, который кроме Пало-Алто и аэропортного Миллбрея нигде не останавливается) и близостью к торговому центру Hillsdale Shopping Center. Именно эту организацию Шей сотоварищи допекают с предложением сделать ей бесплатный сайт, поскольку наличие в портфеле такого проекта позволит им подойти к каждому магазину торгового центра с предложением сделать им Web-представительство, но уже за деньги.

Консалтинговый бизнес продвигается, и, не проработав в Оракле и года, Тони принимает решение уйти из компании. Интересен психологический портрет человека, приехавшего в Долину с восточного побережья – Тони нервно старается найти подходящий момент для того, чтобы сообщить своему менеджеру об уходе – ищет нужные слова и про себя произносит заготовленную речь, пару раз проходит мимо офиса менеджера (но у того встреча с другими людьми), мысленно ищет ответы на предполагаемые аргументы. Когда подходящий момент все же наступает, то менеджер поздравляет Тони с желанием делать собственный стартап, говорит, что это круто и желает удачи.

Первым удачным проектом, который «выстрелил», становится Internet Link Exchange. История известна – в 1998 г. компания с сотней сотрудников становится собственностью Microsoft, после чего Тони получает неплохую финансовую подушку для будущих экспериментов. В процессе развития LinkExchange автор постоянно анализирует себя и в какой-то момент понимает, что его абсолютно не прет его нынешняя работа. Что он просыпается и первая же мысль о том, что сегодня надо снова идти на работу, его абсолютно не радует, хотя вроде как и гендиректор и контроль над всем имеет.

В будущем это чувство станет фундаментом культуры Zappos, которую Тони Шей строил по анти-образу и анти-подобию LinkExchange, стараясь делать так, чтобы на работу хотелось выходить всем сотрудникам. И дело не только во внешней мотивации, типа зарплаты и бонусов. Компания, например, держит библиотеку, где сотрудники могут рекомендовать коллегам книги, позволяющие им расти в личном и профессиональном плане. Новоприбывшим после месяца работы предлагается бонус в $2,000 за то, чтобы уйти из компании, если что-то не понравилось, поскольку держать недовольного сотрудника, который будет работать как попало – себе дороже.

Zappos работает на рынке обуви, который, на поверку, оказывается одним из самых запутанных в плане торговли – марок и всевозможных вариаций куча, поставщиков тоже хватает, бизнес требует серьезной капитализации, так как большинство поставщиков отдает приоритет тем торговцам, кто платит сегодня и забирает всю партию, между тем как торговцы в большинстве своем хотят покупать понемногу, так как веяния моды не предугадаешь. Онлайн-торговцы хотят просто принять заказ от клиента и отослать его на фабрику, которая и вышлет товар клиенту (модель drop-shipping).

Delivering Happiness интересна в плане понимания онлайн-торговли и торговли обувью в частности. Из Web-программистов, которые просто хотели сделать красивый сайт с аутсорсингом всех торговых функций поставщикам, топ-менеджмент Zappos превращается в логистических гуру, которые едут через всю страну в Кентукки (штат важен своим центральным географическим месторасположением – оттуда дешевле отсылать продукцию, чем из Калифорнии), так как их подвел партнер по логистике, и было принято решение арендовать собственный склад. Позже из Калифорнии уедет не только логистика, но и вся компания – если большинство штата занимается не программированием, а обслуживанием клиентов, то нанимать народ в Сан-Франциско становится слегка дороговато, да и сам народ должность в службе поддержки видит как промежуточный этап своей карьеры.

Zappos проделывает весьма интересные эксперименты и на рынке поставок обуви – поставщики в экстранете Zappos видят не только динамику своих продаж (что позволяет планировать спрос), но и динамику продаж конкурентов (что позволяет скажем, быстрее реагировать на тот факт, что популярными становятся Кроксы, либо Угги, либо пятипальцевые Вибрамы, и запускать конкурентные линейки). Интересен подход к сатисфакции клиентов – рано или поздно любой уровень сервиса станет для клиента привычным и ожидаемым, итого Zappos сюрприза ради периодически радует клиентов бесплатной экспресс-пересылкой (когда клиент заплатил за нормальную).

Книга делает упор на создание оптимальных условий для клиентов и сотрудников (примерно этому посвящен сайт с одноименным названием) и не является полноценной историей бизнеса Zappos. Все персонажи безличны – нам дают только имена без привязки человека к какому-то психологическому портрету. Многие вещи, типа маркетинга сайта конечным пользователям, трудности работы закупщиков обуви, интеграция с Амазоном после выхода компании, не обсуждаются вообще. Из-за этого создается ощущение неполноценности, но в целом помогает понять, чем нужно руководствоваться в построении компании, где народу будет приятно работать.

Из прочитанного: Delivering Happiness