Дебют Uber на публичном рынке: не провал, но разочарование

13 май, 2019 - 14:05Виталий Кобальчинский

Провайдер онлайнового сервиса по заказу такси вышел на публичные торги с достаточно скромной ценой 45 долларов за акцию. Она давала компании начальную капитализацию всего 75,5 млрд долл., что существенно ниже, чем те 120 млрд долл., на которые банки-инвесторы рассчитывали прошлой осенью.

Причин такого непритязательного начала было много, включая неудовлетворительный опыт IPO конкурента Uber Technologies, фирмы Lyft — она вышла на биржу 28 марта.

Дебют Uber на публичном рынке: не провал, но разочарование

Кроме того, время для дебюта оказалось крайне неудачным, неделя оказалась худшей для фондовых рынков за 2019 год. Индекс Dow перед началом торгов Uber упал на 300 пунктов из-за увеличения президентом Трампом пошлин на китайские товары. Перспективы новой торговой войны обрушили также индексы S&P 500 и Nasdaq, создав на рынке неопределённость. Не способствовали удачному IPO и стачки водителей Uber, недовольных размерами оплаты их труда.

Открытие акций на Нью-йоркской фондовой бирже в пятницу состоялось даже ниже заявленной цены IPO, а финишировали торги на отметке $41,57. Тем не менее, с финансовой точки зрения, назвать это IPO неудачным нельзя. Компания всё же получила 8,6 млрд долл., которые окажутся не лишними, учитывая убыточность её бизнеса.

Основные потери Uber — репутационные, они скажутся позднее и вероятно будут иметь более серьёзные последствия. Институциональные инвесторы, которые приобрели акции Uber в четверг, заплатили компании больше, чем могли бы, если бы купили акции на день позже на общих основаниях.

В такой переплате нет ничего необычного, она может служить знаком уверенности вкладчиков в перспективах компании. Первые дни или даже недели публичных продаж тоже не всегда показательны: примером может быть хотя бы неубедительное IPO Facebook, которая затем стала лидером индустрии.

Однако Uber теряет больше денег, чем любая другая компания, дебютировавшая на бирже до сих пор, и этот факт вряд-ли смогут игнорировать как инвесторы, так и инсайдеры. Многие из сотрудников, пришедших в компанию с надеждами на IPO, могут счесть свои ожидания обманутыми.

Uber часто сравнивает себя с Amazon, которая многие годы работала в убыток, прежде чем стала доходной, но инвесторы предпочитают руководствоваться не обещаниями, а цифры таковы: 1,1 млрд долл. потерь только за I квартал нынешнего года. Для Amazon путём к процветанию стали Amazon Web Services, а что станет спасательным кругом для Uber — летающие такси?

Хотя IPO Uber и уникально по масштабам, его прохладный приём не сулит ничего хорошего технологическим фирмам, готовящим собственные IPO в этом году. Начиная с января, многие, от Lyft до Pinterest, уже прошли это испытание, но ещё больше ждут своей очереди, с надеждой следя за настроениями на рынке.