Хтонический Ужас КоньСьюмеризации

22 март, 2012 - 03:24Андрей Зубинский

Без преамбул. Имя хтоническому ужасу - консьюмеризация. Мы все - её жертвы. Вместе с индустрией. И, если бы не не парочка "потребитель - производитель", я бы назвал этот пост не "хтоническим", а просто ужасом. К ужасам мы привыкшие (приученные), так что никто не обратил бы внимания. Но тут действительно нехорошее. Очень.

Пытался разобраться, когда это всё началось. Пытался потому, что очень трудно разбираться в гиперновейшей истории (не знаю, есть ли такой термин вообще, на проверку нет времени и смысла, потому что в гиперновейшей истории всё происходит так быстро, что пока ты ищешь подтверждения гипотезе, уже появились опровержения этим подтверждениям). Но вот сам факт существования гиперновейшей истории сомнения не вызывает - за 100 лет (которые ничто на всём отрезке истории человечества) мир изменился настолько, что любые предположения померкли. Усугубляет ситуацию тот факт, что флуктуации этих изменений связаны вовсе не с совершенством человеческого разума, а, напротив, с фундаментальными,  человескими же, далеко не лучшими свойствами.

Например, первой в списке флуктуаций будет такая - размер нашей планеты начинает увеличиваться.

Специально выделил это предложение в отдельный абзац. И болдом. В ожидании недочитавших дальше. Очень обожаю близоруких быков, перепутавших себя с тореадорами, и потому готовых забодать среднего слона просто потому, что от близорукости в слоне им виден всего лишь кончик хобота, за ним - Серая Тьма. Пишите, обожаемые, в комментарии.

Прочим же, дочитавшим до этого момента, и подавившим зуд в пальчиках, нового не сообщу, - планета наша увеличивается в размерах из-за... цены авиационного керосина. И не только из-за этого.

Понимаете, формальный размер планеты - это такое полезное для неракетчиков (кем мы в подавляющем большинстве являемся) и негеодезистов (привет от негеодезиста всем негеодезистам!), что вполне допустимо этим самым формальным размером пренебречь.

Мы же, простые ничтожные человечки, измеряем размер планеты в доступности перемещений наших тушек из точки А в точку В. С повышением цен на авиационное топливо, с прогнозом каких-то страшных убытков авиационным перевозчикам (я слежу за новостями), ни о чем, кроме как об очевидном увеличении размеров планеты Земля, я сказать не могу. Раньше мы за N денег (своего труда) и T времени (а это уже M денег или O труда) добирались из Киева до Нью Йорка. Теперь мы вроде как можем то же самое, но за (N+M) денег и (T+Z) времени, где M - поправка на цену топлива + возросшие потребности в прибыли перевозчиков + результаты забастовок + ещё тысяча факторов, а Z - добавки за ужесточение внутренних политик разных государств, введение новых законов для въезжающих на время, изменения правил выдачи виз, проверки ноутбуков, таблетов и смартфонов на наличие вареза, etc. И что, вы хотите сказать, что если раньше мы ехали из Киева в Житомир за 3 часа, а теперь едем за 15, и тратим на это удовольствие ещё и непредвиденное, и быстрее никак не получается, - это не то же самое, что Житомир несколько отдалился?

Вот вам флуктуация. Все рассуждения до неё полностью разрушены ею. Все прогнозы, основывающиеся на дофлуктуационных допущениях, стали прахом. И это только одно проявление одной флуктуации. А ведь и проявлений, и флуктуаций - их не счесть.

Теперь о попытках разобраться, когда же началась эта самая хтоническая консьюмеризация. Пришлось нырнуть глубоко. С учётом скоростей изменения действительности (не надо меня ловить на слове, не советую - когда нечто движется по кривой в N-мерном пространстве, скоростей будет много, примерно N, в военное время даже больше), весьма глубоко.

По моему мнению, всё началось с проявления чудовищного дисбаланса в двух корпоративных поглощениях. За один год (1998-й, для справки) великая DEC была поглощена за 9,6 миллиардов, и... эээ... кто её помнит-то?... Netscape - за почти 11 миллиардов.

Многие уже не знают что такое была Digital Equipment Corporation, DEC. Это был настоящий Монстр, с заводами-мостами-пароходами, а, главное, - с Умом. Кто сегодня не знает, что процессоры ARM - это "наше будущее"? Только самый тёмный не знает. Так вот, знающие мои, это великое открытие было сделано ещё DEC, которая в те тёмные довебдванольные годы инвестировала кучу денег, сил и ума своих разработчиков в архитектуру StrongARM (плачьте те, кто страдает из-за неработающего Adobe Flash на ARM6-совместимых гаджетных процессорах в 2012 году, StrongARM был из семейства ARM7!). Из DEC к нам пришли CORBA, операторы пост- и пре-декремента в куче языков программирования, ноги которых растут из C (почему - некогда вдаваться, это не научный трактат), до сих пор живучие протоколы терминала VT100 - это тоже DEC.

И вот Netscape... У Netscape не было по сути ничего. Браузер. Программулина. Одна. И сервер. Один. Каких сейчас - вагон и три тележки. Браузер этот не прожил и год после поглощения Netscape, в компании работало меньше 250 человек, никакого материального производства, никаких заводов-мостов-пароходов за Netscape не было. И никто уже о ней не помнит. Разве что мы благодарны Netscape за JavaScript (но кто реально помнит, что это из Netscape явилось миру?, JavaScript ведь стал стандартом ISO, EcmaScript, за год с лишним до поглощения Netscape).

По сути, в 1988-89 годах фактически ничто было продано больше чем за цену  громадной мощнейшей интеллектуально-производственной структуры. И, стало быть, было с полным согласием куплено. Вот тогда-то всё и началось...

И что мы имеем в итогах 2012 года?

Мы имеем истеричный поток слюней, соплей, воплей, очередей (в обществах с кризисом перепроизводства!). И массовые обсуждения астрономического количества денег.

Только самые ленивые (или ментальные партизаны, вроде меня) ещё не отметились написанием Актуальной Статьи - "Почему вы Должны купить iPad 3" (можно более тонко написать, конечно, - "Покупать ли iPad 3", и сделать вывод - что да, надо, просто неизбежно необходимо).

И пока что в моё поле зрения не попало ни одной статьи о том, что же можно реально полезного, нужного (не только себе, но и ещё кому-то) сделать с помощью этого настолько прекрасно спроектированного устройства, что мой более чем полугодичной давности дивный (в не лучшем смысле слова) таблет Lenovo Thinkpad внезапно стал актуальным, ибо похож на это новое как родной братик (если пальцем прикрыть буковки ThinkPad). Оно всё теперь чёрное, толстое, со скруглёнными углами, ещё и батарейку жрёт (хоть и существенно усиленную) не в себя (и потому всех так интересует, как бы отключить передовой 4G, чтобы не так жрало). И ещё и греется, не буду тыкать пальцем в ссылки. 

И вот в этом витке "развития" мы можем рассмотреть важное. Как конь сьюмеризация превращается... из моторчика в тормоз.

Ни для кого, кто интересуется происходящим, не секрет, что та же Apple сама почти ничего не проектирует. Даже заслуженно легендарный iPod не является собственным проектом компании, он был заказан стороннему разработчику. Ни для кого не секрет, что компания вообще ничего материального не производит. Давным-давно. Ни для кого не секрет, что заводы Foxconn - это чудо высоких технологий, где вместо роботов на примитивных сборочных операциях, поддающихся 100% автоматизации, работают дешёвые изгнанные нищетой из сельхозрайонов китайцы. Для всех остался один главный секрет - когда это всё кончится, и что после этого будет?

Это Очень Важный Вопрос. Без пафоса - очень важный. Модель "успеха", навязанная не в первый раз индустрии коротким быстрым взлётом прибыльности в совершенно бесполезном во всех смыслах, но милом и уютном потребительском секторе, она ведь губительна. У продукции Apple, точно так же, как у любой другой, реальных проблем море. Программные технологии родом из 80-х, как была система NextStep и язык программирования ObjectiveC в 80-х, так и по сей день. Они хороши, спору нет. Но, как всё программное, - они  глюкавые. И с 80-х годов кое-что изменилось, как ни крути. А аппаратное совершенство - дело, понимаете, реально недель. Сегодня оно совершенное - завтра отстой, причём стоимость вчерашнего совершенства всегда выше стоимости сегодняшего. А время между вчера и завтра уже исчисляется месяцами. А то и вообще днями.

Да и дело вовсе не в этом. Дело в том, что всё меньше видно смысла. Это я как опытный уже пользователь таблетов-смартфонов говорю. Потому что если мне надо работать, я сажусь за полноценный компьютер. И если бы я такой был один... Вот вам результат - leisure и gaming (второго я не понимаю совсем, ну да Бог с ним). Да, на этом можно, выражаясь новоязом спальных районов, возведенным в ранг без пяти минут третьего государственного языка (если не первого вообще, с какой стороны посмотреть), срубить бабла. Это неплохо даже. Пусть прибывает. Плохо, что в этом увлечении не видно будущего. Даже контуров. Ну, ещё увеличим разрешение экрана (истратим N денег) и подадим это как "Теперь на СтотыщПицотМилионов больше, чем HD". И? Ииии? Что нам с того? Нам, потребителям? И потребителям того, что мы делаем? Вот тут-то тишина. Беспросветная.

Единицы откровенно пишут "как я сделал то-то", "для чего я делал то-то так-то". И отчётливо видна партизанщина в подобной писанине - её можно найти в форумах, приватных блогах, реже - в соцсеточках. Как-будто или никто ничего вообще не делает, или это Военная Тайна. И теперь такая тишина - норма. И её нормальность означает - дорогие программисты, не допущенные в "храм системного программирования с Упоительными Бонусами", вам в будущем кормиться в маркетах с потолком цены $2,99 за приложение, "грязными" (ох, если вы не знаете семантики этого слова, значит вам надо спросить у родителей или даже их родителей). Потому что всё это - бесполезно, и тремястами миллионами этого бесполезного маркеты убьют всё (кроме приложений для рабочих станций, само собой, но это уже из совсем другого мира, не конь сьюмеристского). В то же время развитие аппаратных средств подминается контролирующими развитие программно-аппаратных платформ. Это тоже факт.

В таких условиях о развитии говорить не приходится. Зато можно говорить о деградации. Но не буду. Нашёл способы бороться. И все их найдут. Неизбежно. Технологически перетяжелённые уютные "диванные" устройства-комбайны с кучей отвлекающих свистулек (чаты, бложики etc) - это временное. Очень временное. Если читаешь что-то интересное - неизбежно начнёшь отключать все сетевые интерфейсы, чтобы не отвлекало (кстати, вот здесь электронные книги с их медленными e-inc экранами и выигрывают, они уменьшают раздражающие вебдванольные шумы). Начинаешь отделять чтение новостей от чтения книг. Не пытаешься делать то, к чему устройство не приспособлено по сути (например, набирать текст, ну не пригодны таблеты для создания контента, кроме, конечно, хипстерских кошмарных "фоточек" с типовой обработкой десятком программ и сервисов). В общем, формируется симбиоз пользователя и устройства, в котором пользователь всё равно остаётся главным, как бы ни корчило маркетологов и пиарщиков. И это тоже тормозит, а не развивает (я об устройствах). Нет смысла радикально улучшать устройства, потому что пользователи всё равно найдут им адекватные применения, сколько ни кричи в вебдванольный рупор о передовистости чудных технологий типа Siri (кстати, где Siri? ауууу? кто-то слышал об этом чуде хоть что-то за последний месяц-два? мои обширные rss-сети, тятя, даже мертвеца Siri не притаскивали уже Бог весть сколько времени, а как дышал, как дышал...).

Ну и самое малоприятное. Как началось со времён двух знаменитых поглощений (DEC и Netscape), так и продолжается. Интеллектуально-производственная составляющая в стоимости компаний снижается, стоимость бренда (а ведь это даже не воздух, это сформированное у нас, потребителей, представление о воздухе) растёт. Это влечёт за собой тьму откровенно негативных последствий. Чем меньше интеллекта и труда вложено, и чем больше средств вброшено в маркетинг - тем, однозначно, выше вероятность появления контрафактной продукции. Надо объяснять, почему? Потому что вход в эту занятую нишу рынка дёшев до невозможности. Потому что если какие-то луив... на деле - пяток реально работающих над дизайном сумочек человек и несколько тысяч вьетнамцев, шьющих эти самые сумочки в нечеловеческих условиях за гроши, не удивляйтесь, что найдётся пяток смышлёных талантливых (вполне возможно даже более талантливых, чем) вьетнамцев, которые начнут в рамках той же системы шить сумочки с той же лейбочкой. Они бы, может, и шили без чужой лейбочки, со своей собственной. Но. В головы потребителей уже вбито маркетингом столько больших  гвоздей, что маленькой вьетнамской дизайнерской фирмочке просто не в куда забивать свой скромный гвоздик. Слишком дорого свободное место в головах, потому что его почти нет. Вот выбора и не остаётся. Это уроборос. И чем проще становится техника из-за консьюмеризации (а она становится проще, я уже разобрал-собрал пяток таблетиков, много смеялся, это пустышки с пятью микросхемами, а благодаря Texas Instruments скоро массово будут с тремя микросхемами всего), тем глубже заглатывает свой хвост этот змей.

Я бы всего этого не написал, если бы не очередной сумасшедший дом с сырым, плохо продуманным, с кучей вылезших в первые же дни после продаж недостатков, iPad 3, и если бы не раздражение, вызванное вопиющей сыростью и непродуманностью нескольких образчиков эпохи "пост-PC" (это касается и Lenovo Thinkpad Tablet; дорогие китайские братья, расскажите, почему вы решили, что в устройстве для рынка США надо прописывать в настройках GPS ntp-серверы братского нам Китая? это чтобы воспитывать американцев и их предков-европейцев и африканцев в духе дзен-буддизма, да? потому что холодный старт GPS дольше 10 минут - это Духовная Практика).

Особую ненависть вызывает у меня сегодня всё, что "ниже" виртуальной машины Dalvic в ОС Android. И зачем-то заимствованная от многопользовательской Unix , когда-то хорошо разделявшей ресурсы PDP-11, идеология "суперпользователя", вбитая беспощадной кувалдой человеческого разума в совершенно неподходящую для неё аппаратно-программную среду. Не нужен в смартфонах и таблетах никакой "суперпользователь". Здесь нужны ограничения на доступ к ключевым аппаратным подсистемам, независимо от пользователя. Это ведь персональные устройства, у них один пользователь. Владелец. Дайте ему возможность изменять безвредное (да хоть бы потому, что людям хочется персонализировать своё), и надёжно оградите от возможности сломать важное для работы устройства. Суперпользователь же, - это то, что не даёт возможности ничего сделать "для себя", но при получении прав даёт возможность сломать разом всё (этого я, слава Богу, не делал, но крики потерпевших в тематических форумах слышал).

Ну, ничего. Скоро многие поймут, что в скандальном диалоге Танненбаум - Торвальдс прав был, всё-таки, профессор. Нормальным персональным носимым вычислителям, не предусматривающим разделение вычислительной мощности между кучей пользователей, нужно микроядро. Это мир микроядерных систем, с необходимым хорошо защищённым минимумом и максимум, вынесенным в userspace (удивительно, что разработчики Apple, располагающие потенциалом микроядерной NextStep, которая потому и не Unix вовсе, а даже анти-Unix, сделали "как в Unix"). Похоже, что раньше микроядерным системам не хватало производительности процессоров, а теперь им не хватает производительности мозгов системных архитекторов.

 

Это была нежная пятиминутка ненависти.

Я вернулся.

В силу всяких независимых от меня причин несколько одичал (не в смысле информированности), поэтому пользы сегодня не будет. В качестве компенсации в следующий раз вместо раздражённости будет именно польза. Есть её у меня.

Откланиваюсь.