Прямо сейчас основные игроки на рынке мобильных устройств и платформ радостно строят каждый свою "экосистему". Последняя представляет собой набор сервисов и стандартов, позволяющих обеспечивать мобильное устройство контентом, дополнительным ПО и возможностями обмена данными. Но в развитии "экосистем" я предвижу не только благо, но и "обратную сторону медали".
Я всего несколько раз в жизни бегло знакомился с Apple iPhone (всех версий в сумме). Подчеркиваю - бегло знакомился; о том, чтобы засунуть туда свою SIM-карту и пользоваться iPhone вместо основных своих терминалов, речь даже не шла. Почему? Потому, что, как эксперт по такого рода штукам, я прекрасно осознаю, что после этого мне автоматически придется:
Нормальный такой to-do-list, верно?.
Оно мне надо?
На этом, несколько утрированном личном примере совершенно четко видно, насколько крепко развитая экосистема привязывает пользователя. Это характерно не только для "плохой Apple" - то, что сейчас свободно, беслатно и удобно, станет развиваться в точности по этому же пути. И дальше будет еще крепче, поскольку:
Не секрет, что институт "экосистем" специально разрабатывается с той целью, чтобы "повысить лояльность потребителя", т.е., заставить его при выборе очередного или нового устройства, сервиса, ПО, отдавать предпочтение продукту уже имеющейся марки, и максимально ограничить возможность с нее "спрыгнуть".
В итоге, в мире развитых экосистем покупка любого продукта будет равнозначна клятве в любви до гроба с подписанием контракта кровью, а процедура перехода к другому бренду будет силно напоминать развод. Действительно, если телефон, смартфон, ноутбук, почтовый сервис, социальная сеть, навигационная система, офисный пакет и т.п. будут настолько крепко связаны, то при попытке сменить любой компонент экосистемы придется менять ее всю, со всем оборудованием и подписками. Как и при расторжении брака, "уйдешь голым".
Что это означает для рынка?
А означает это, что после периода экстенсивного развития и набора первичных абонентских/пользовательских баз для каждой экосистемы наступит настолько железобетонный статус-кво, что я даже не представляю, чем его поколебать. Небольшой атомной войной, разве что. Отвоевать у конкурента клиентуру будет предельно затруднительно. В такой среде явно просматриваются предпосылки для полного букета болезней, характерных для монополизма. Понятно также, что выход новых игроков на рынок IT/телеком-решений будет почти нереален.
Надеюсь, включать в состав экосистем автомобили, квартиры, дома, дачи, гаражи, катера и яхты додумаются еще не скоро.
Или, вы думаете, я преувеличиваю?