`

СПЕЦІАЛЬНІ
ПАРТНЕРИ
ПРОЕКТУ

Чи використовує ваша компанія ChatGPT в роботі?

BEST CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

Аркадий Волож, «Яндекс»: Напрямую конкурировать с международными интернет-компаниями пока не планируем

Статья опубликована в №20 (686) от 9 июня

+55
голосов

«Яндекс» известен практически каждому русскоговорящему пользователю Всемирной Сети. Это крупнейшая интернет-компания в СНГ, которая хоть и специализируется на поиске, однако владеет также множеством других популярных сервисов – от системы контекстной рекламы до социальной сети. Ежедневно ее ресурсами пользуется 12 миллионов человек. О том, как удалось этого достичь и что представляет собой «Яндекс» сегодня, рассказывает Аркадий Волож, его генеральный директор и сооснователь.

Аркадий Волож, «Яндекс» Напрямую конкурировать с международными интернет-компаниями пока не планируем

Официальный анонс и запуск Yandex.ru состоялся в 1997 г. в рамках выставки Softool. Но поиском Волож стал заниматься задолго до этого. В начале 90-х вместе с Ильей Сегаловичем, сооснователем и нынешним директором «Яндекса» по технологиям, он создал компанию CompTek, в которой велись разработки в области поисковых алгоритмов неструктурированной информации с учетом особенностей русского языка. В 1996 г. был анонсирован Яndex.Site – поиск по своему сайту, и Яndex.Dict – морфологическое расширение, используемое до сих пор для, например, передачи запроса на некоторые зарубежные поисковые системы. Затем был поиск по CD и другие продукты.

Впрочем, в «Яндексе» вовремя поняли, что развитие самой технологии куда важнее и интереснее разработки прикладных продуктов на ее базе.

Также стало очевидно, что CompTek уже ничто не отделяет от создания собственной «глобальной» поисковой машины – объем Рунета составлял тогда всего несколько гигабайт. Поэтому для демонстрации своей поисковой технологии был открыт сайт www.yandex.ru.

Что представляет собой «Яндекс» сегодня?

Несмотря на то что у нас множество сервисов, мы все же поисковая компания и специализируемся на русскоязычном сегменте Интернета. По данным независимого исследователя LiveInternet.ru, в настоящее время нам принадлежит 55% российского трафика с поисковых систем. Для сравнения, у Google – 25%, а у «Рамблера» – 5%.

Головной офис «Яндекс» находится в Москве, но есть представительства и в других городах и странах. Мы открываем их там, где находим интересных специалистов. Так, у нас есть филиалы разработки в Санкт-Петербурге, Екатеринбурге и Симферополе. Был еще и в Киеве, но здесь дело не пошло. Его закрытие хоть и совпало с кризисом, однако могло произойти в любое время. Сейчас в столице Украины работает офис, который занимается маркетингом и развитием бизнеса, а в Одессе есть отдел продаж. В целом ваша страна является для нас важнейшим рынком после России.

Стремясь найти классных программистов, в прошлом году мы также открыли свое представительство в Калифорнии. Там много людей с уникальным опытом и знаниями в нашей предметной области. Основная задача офиса – усовершенствование поисковых технологий.

Означает ли это, что вы заинтересованы активно развиваться и в зарубежном Интернете?

Мы обслуживаем русскоязычную аудиторию здесь, и если ей нужна информация из иностранного сегмента, наша задача – уметь искать и там тоже. Процент запросов на латинице хоть и небольшой, но он есть. Мы уже индексируем мировой Веб и будем улучшать качество поиска по нему в дальнейшем, но становиться глобальной поисковой системой и Напрямую конкурировать с международными интернет-компаниями пока не планируем.

А с чем связано второе место «Яндекса» на украинском рынке поиска, что мешает закрепиться на лидерской позиции так же, как в России?

Основная причина в том, что, к сожалению, мы поздно занялись качеством поиска в Украине. Сейчас очень плотно над этим работаем, в первую очередь я имею в виду поиск по русскоязычному контенту для ваших соотечественников. Например, такие запросы, как «Закон о рекламе» или «Президент», должны выдавать в наших странах разные результаты.

Меняется ли у «Яндекса» состав владельцев? Ходили слухи о планах выхода компании на биржу.

Структура акционеров у нас остается стабильной уже пару лет, за исключением получения сотрудниками каких-либо опционов. Кстати, во многом из-за весьма большого числа совладельцев компании мы и намеревались провести IPO. Сейчас эти планы, естественно, заморожены, но как только экономика восстановится, мы, возможно, к ним вернемся. Выход на биржу нужен для того, чтобы торговля нашими акциями была цивилизованной.

Как источник инвестиций для самой компании IPO не так критично. Мы располагаем собственными средствами, и их достаточно как на сейчас, так и на будущее, т.е. необходимости принимать инвестиции пока нет. По итогам 2008 г. нам удалось заработать свыше 300 млн долл.

Результат весьма впечатляющий. Что является источником такого дохода?

Более 85% наших финансовых поступлений – это платежи за контекстную рекламу, остальное – баннеры на проектах и совсем немного мы получаем в виде платы за использование наших технологий, таких как «Яндекс.Сервер», «Спамоборона» и т. п.

Каковы вообще перспективы контекстной рекламы, вытеснит ли она медийную в Интернете?

Аркадий Волож, «Яндекс» Напрямую конкурировать с международными интернет-компаниями пока не планируем

По независимым оценкам, доля контекстной рекламы в Рунете стала больше медийной еще в 2007 г., постепенно она увеличивается, и сегодня на нее приходится около 60% рынка в финансовом выражении. Не думаю, что кто-то кого-то вытеснит. Если взглянуть на другие страны, то между этими инструментами наблюдается паритет, и наш рынок вряд ли станет исключением – максимум, что может получить контекст, это 70%. Причем такие цифры во многом ожидаются из-за того, что кризис отразился в первую очередь на медийной рекламе, в результате чего ее доля сократилась.

При этом баннерная реклама – просто еще один вид широковещательной, в ней нет добавленной стоимости: Интернет служит всего лишь дополнительным «забором», где можно повесить рекламный плакат, и это даст линейный рост охвата сообщения.

А контекстные объявления меняют рекламный ландшафт. Интернет, в отличие от других медийных сред, дает обратную связь, что позволяет делать рекламу более адресной, понять каждого конкретного пользователя, обращаться только к нему.

Вы затронули тему кризиса. Какие антикризисные меры были приняты в самом «Яндексе»?

Самое главное решение – мы перестали быстро увеличивать штат, который рос просто колоссальными темпами: еще пару лет назад нас было 300 человек, а уже сейчас – около 1700. Мы очень активно набирали специалистов и все равно не успевали – работы и денег в компании постоянно было больше, чем людей.

Как в связи со значительным сокращением набора персонала изменились планы по вводу в действие новых сервисов?

Мы заставили себя сфокусироваться на том, что умеем лучше всего – на информационных сервисах (поиск, карты и т. п.). Если раньше позволяли себе немало экспериментов в разных областях, например в социальных сетях, то сейчас в приоритете разработка поиска и контекстной рекламы.

Но ведь оба этих продукта и так работают весьма хорошо и приносят основной доход...

Важно понимать, что тот же поиск улучшается непрерывно. У нас им занимаются сотни сотрудников, это целая наука: анализ данных, машинное обучение, распределенные вычисления. Каждый месяц в поиске происходят десятки изменений, сравнимых по сложности и масштабу с запусками небольших самостоятельных сервисов. К сожалению, пользователю, который видит лишь короткую поисковую строку, все эти «тихие революции» незаметны.

Почему вы никогда не рассказываете о планируемых запусках?

Не потому, что не хотим – мы действительно порой сами не знаем. Все наши сервисы очень наукоемкие, и далеко не всегда можно угадать, что выйдет. Мы «копаем» в определенном направлении, где чувствуем, что что-то должно быть. Но заранее предсказывать, когда именно наткнемся на «золотую жилу», – дело неблагодарное.

А какие сервисы из существующих пользуются наибольшей популярностью?

Как я уже говорил, нам всегда лучше удавались именно информационные сервисы, т. е. мы умеем хорошо отвечать на вопросы. Активно развиваются даже весьма простые проекты вроде «Погоды» или «Расписаний». Большой успех последних лет – «Яндекс.Пробки», которые стали частью ежедневной жизни миллионов пользователей. Кстати, улицы Киева мы тоже показываем.

В вашем портфеле есть социальные сети – «МойКруг» и «Я.ру». Что вы думаете о перспективе подобных проектов?

Мы занимаемся поиском, и «МойКруг» в какой-то мере – это тоже поиск, поиск работы. А «Я.ру» – такое онлайн-сообщество, которое мы создали в качестве эксперимента. Однако у нас не особо хорошо получается выращивать комьюнити, мы ботаники-интраверты, наша сильная сторона – технологии. Поэтому успешные сообщества вроде «Одноклассников» и «Вконтакте» нам интересны исключительно как потенциальные партнеры.

Мы пока не знаем, как хорошо монетизировать социальные сети. Все ждут, когда это станет понятно, вот и мы не скрываем своей заинтересованности.

Давайте поговорим о поглощениях. Какие приобретения совершает «Яндекс»?

У нас есть два вида приобретений. Первые почти незаметны: мы покупаем команды разработчиков. Вторая часть – компании с бизнес-схемой. Из недавних отмечу «СМИлинк», которая собирает контент для нашего сервиса «Пробки».

А как в нынешних условиях формируется стоимость интернет-компаний?

Это очень непростой процесс, сейчас трудно определить данный показатель не только в Интернете, но и во многих других секторах. Основная проблема в том, что никто не знает, куда повернет экономика, а без этого нельзя делать нормальные оценки. Как только наступит хоть какая-то ясность, пусть даже негативная, можно будет рассчитывать стоимость.

Как вы нанимаете сотрудников?

Изначально все было очень просто – пока мы были маленькой компанией, зачастую приглашали на работу своих друзей. Когда их количество исчерпалось, стали привлекать «второй круг» знакомых, а потом и их запас иссяк. Нас тогда было примерно 150 человек. Для дальнейшего роста потребовалось построить традиционную компанию со структурой и брать персонал «с улицы».

В какой-то момент выяснилось, что большинство людей умеют программировать, но не знают математики, либо наоборот. И нам приходилось долго учить их, т. е. мы нанимали человека и только через 6–9 месяцев он начинал производить продукт. В итоге пришло понимание, что рациональнее брать уже подготовленных специалистов, причем лучших из лучших. Так появилась наша «Школа анализа Данных».

Расскажите, пожалуйста, подробнее об этом проекте.

Это двухлетняя магистерская программа, т. е. полноценное высшее образование, мы являемся базовой кафедрой Физтеха (МФТИ), а также Высшей школы экономики (ГУ ФШЭ). У нас также очень много студентов с мехмата МГУ. Принимаем всех желающих при условии прохождения собеседования...

Занятия проходят по вечерам 4–5 раз в неделю, среди приглашенных преподавателей очень известные и авторитетные люди, именами некоторых названы теоремы.

Аркадий Волож, «Яндекс» Напрямую конкурировать с международными интернет-компаниями пока не планируем

Программа существует с 2007 г., и в этом году ожидается первый выпуск. Обучение бесплатное, «Яндекс» полностью берет на себя все финансирование, за время работы Школы мы потратили на нее свыше 1 млн долл.

Подчеркну, что обязательств у студентов перед нами нет. Лучших из них мы приглашаем на стажировку в «Яндекс» – на добровольной основе. После окончания Школы далеко не все придут к нам на работу – на курсе 80 человек, и хорошо, если у нас останется половина. Получается, что мы готовим специалистов для всего рынка, некоторые наши студенты уже сейчас работают, например в Google.

Данный подход чем-то напоминает ваши прежние проекты «Яндекс.Wi-Fi», «Тариф» ... Это ваш вклад в развитие рынка?

«Яндекс.Wi-Fi» был запущен и существовал, когда еще не было беспроводного Интернета. Мы буквально ходили из одного кафе в другое и рассказывали владельцам, для чего нужен Wi-Fi и почему он должен быть бесплатным.

«Тарифом» мы продвигали провайдеров, предоставляющих безлимитные пакеты, показывали пользователям, что у некоторых такое уже есть. Опять же, это сейчас повсеместно, а еще года три назад было в диковинку, и многим действительно приходилось считать мегабайты.

А сегодня есть подобные инициативы?

Наш текущий «развивающий» проект – «Локальная сеть Яндекса». Это попытка побороться с ограничениями по стоимости и скорости доступа в Интернет из регионов.

На первый взгляд, там все нормально: локальные проекты широкополосного доступа развиты, операторы предоставляют хорошие скорости за адекватные деньги. Но на самом деле из-за монополизированности на междугородних каналах связь между городами по-прежнему очень дорогая. Ситуация выглядит следующим образом: например, в Саратове провайдер предоставляет хороший и быстрый доступ к ресурсам своим и партнерским, но как только пользователю требуется пойти на сервер Москвы или за границу, то за это берется дополнительная плата.

Мы решили физически прийти своими каналами в регионы, во все семь федеральных округов России. Провайдерам на местах разрешаем подключаться к нам бесплатно с условием, что они добавляют наши сервисы к своим дешевым локальным пакетам. В Киеве, кстати, делаем то же самое – мы включены в точку доступа UA-IX и отдаем свой трафик бесплатно любому украинскому провайдеру.

На этот проект тратим миллионы долларов, но мы верим в его перспективность. Как и любая крупная компания, мы должны поддерживать и развивать рынок, на котором работаем, тем более что и сами будем расти благодаря этому.

Ready, set, buy! Посібник для початківців - як придбати Copilot для Microsoft 365

+55
голосов

Напечатать Отправить другу

Читайте также

Прочитал интервью. Мужик нормальный.
Только я не пойму чем яндекс хорош по сравнению с Гуглем.

Задал запрос Яндексу "самый безопасный авиаперевозчик" - Ничего не найдено

На гугле полно толковых ссылок.

я не вижу особой разницы в результатах по данному запросу. похожие новости, похожие рейтинги

Но при этом выдача, что интересно, совершенно разная.

Против руководителя яндекса ничё плохого сказать нельзя кроме одного:как поисковик Яндекс полный отстой!Да и пользуются им в основном полные чайники....Гугл рулит

 

Ukraine

 

  •  Home  •  Ринок  •  IТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Мережі  •  Безпека  •  Наука  •  IoT