`

СПЕЦІАЛЬНІ
ПАРТНЕРИ
ПРОЕКТУ

Чи використовує ваша компанія ChatGPT в роботі?

BEST CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

Александр Пацай

Mac OS X — 8 лет спустя…

+46
голосов

Оказывается, мало выпустить продукт, после этого столько всего еще надо сделать, что 24 часа в сутках становится катастрофически мало. И если раньше хотелось их количество увеличить хотя бы до 28-30, то после релиза их надо было увеличивать вдвое. Но сейчас вроде все устаканивается, поэтому появилось несколько минут написать заметку.

Собственно, позавчера была большая дата в истории Apple — ровно 8 лет назад, 24 марта 2001 года вышла в свет первая релизная версия операционной системы нового поколения для компьютеров Apple, Mac OS X 10.0. Apple традиционно этот исторический факт проигнорировала, поскольку Джобс смотрит больше вперед, чем оглядывается назад, ну а мы не будем уподобляться Джобсу и вспомним, как это было 8 лет тому назад.

Собственно, когда я позавчера “неожиданно” для себя вспомнил, что же вчера за дата, кто-то в Твиттере попросил написать заметку о том, “как это было”. Не секрет, что большинство пользователей на Маках сегодня “присоединились к культу” совсем недавно, очень часто — уже после перехода на процессоры Intel, и они, конечно же, не сталкивались с многочисленными “переходами” Apple, которых было немало за те 15 лет, на протяжении которых я пользуюсь Маками. Например, переход с процессоров Motorola 68k на PowerPC (которые разрабатывали совместно Apple, IBM и Motorola), или тот же переход с “классической” Mac OS на новую Mac OS X, о которой я говорил в начале заметки. Каждый из этих переходов требовал либо от разработчиков, либо от пользователей (а чаще всего — и от тех, и других) определенного терпения и усилий, чтобы через него прорваться.

Чтобы понимать, почему Mac OS X была настолько важной для Apple, нужно перенестись в то время и вспомнить, в каком положении тогда была Apple. На протяжении 90-ых годов Apple стремительно загибалась, несмотря на все прорывы вроде PowerPC, выпуска первого портативного коммуникатора Newton (Palm и прочие были уже потом) и тд. Wintel активно шагал по планете, выталкивая Apple из компьютерного мира, и к 1997 году компания скатилась к жалким 3-4% доли рынка. Управляемая “корпоративными костюмами”, компания выпускала скучные серые коробки с разноцветным яблоком с невероятно высоким ценником, решения, принимаемые компанией, как правило, запаздывали (взять хотя бы возможность выпуска клонов Маков), и будущее выглядело довольно неуверенно. Настолько неуверенно, что руководство компании вело переговоры с различными потенциальными покупателями, которые могли бы приобрести компанию и что-то с ней сделать — среди них фигурировали не только IBM и Sony, но даже Sun и Disney.

Одно из основных отличий Маков — их операционная система — тоже находилась в плачевном состоянии. На 1997 год это была, если не ошибаюсь, Mac OS 8, но внутри, “под капотом”, это была все та же Macintosh System, которая тянулась корнями в далекий 1984 год, когда вышел самый первый Macintosh. Тогда, напомню, это была простенькая, маленькая оболочка, которая позволяла работать одному пользователю на компьютере с одним запущенным приложением. Соответственно, все дополнительные возможности операционной системы “прикручивались сбоку” — та же возможность запускать несколько приложений одновременно, или поддержка работы нескольких пользователей в системе.

Но это все не решало главной проблемы — устаревших внутренностей операционной системы, которые не позволяли реализовать несколько важных задач. В первую очередь, это должна была быть полноценная многозадачность системы, чтобы одна программа, выполняющая какую-то “тяжелую” задачу, не вызывала блокировку всех остальных программ. А во вторую очередь, надо было добавить защиту пространства памяти, чтобы “упавшее” приложение не “валило” за собой всю операционную систему. Всего этого у классической Mac OS не было, и этого сильно не хватало, даже несмотря на всю простоту и удобность ее в работе. Что толку от того, что система была проще Windows, если любое зависание приводило к потере данных не только в активном приложении? А новые версии Windows становились все дружелюбней и проще, и Mac OS теряла свои позиции.

К счастью, всю сложность ситуации понимали и в Apple — уже с 1994 года Apple начала искать пути решения этой проблемы, как с внутренними резервами (“переписать все нафиг!”), так и с внешними партнерами (“давайте организуем стратегический альянс с кем-нибудь и напишем вместе систему” — так было в случае с IBM). “Стратегический альянс” не выгорел, а переписывание внутри занимало слишком много времени и сил (если интересно, можете поискать в интернете по ключевому слову Copland), поэтому компания решила прикупить “на стороне” операционную систему и на ее основе сделать свою новую.

Варианты сузились до BeOS (разработчик — Be, Inc, организованная Жаном-Луи Гассе, выходцем из Apple) и NeXTSTEP (разработчик — NeXT, организованная Стивом Джобсом, выходцем известно откуда). Не вдаваясь в подробности, скажу лишь, что в 1996 году Стив Джобс “продал” всю компанию NeXT за 429 млн долларов Apple, и на основе NeXTSTEP Apple представила в 1997 году стратегию дальнейшего развития своей операционной системы. По этой стратегии Apple “сливала” (вовсе не от фразы “слив защитан) вместе Mac OS и NeXTSTEP, и получившийся Франкенштейн и должен был вывести Apple в светлое будущее. В принципе, план удался, и мне кажется, что большая заслуга в этом именно Mac OS X.

Первым релизом стала Mac OS X Server 1.0 где-то в 1999 году, и это действительно был Франкенштейн — фактически это была NeXTSTEP, на которую натянули “маковский” интерфейс (причем интерфейс обычной Mac OS, красивенького Aqua тогда еще не было), вкрутили возможность запускать приложения для Mac OS посредством эмуляции — и “получите!”. До сих пор помню свое первое впечатление от той ОС — настороженность и интерес. И еще то, что “внутри все другое!” — ни тебе System Folder, ни тебе Extensions, ни Control Panels и прочих привычных штук. Зато очень понравилась возможность просмотра файлов колонками, как это сейчас можно делать в Mac OS X — в “классике” этого не было, и, как оказалось, зря, потому что очень удобная штука. А в остальном мир Unix скорее пугал — я был типичным Мак-пользователем, привыкшим делать все с помощью мышки, и командная строка вызывала отторжение (да она и сейчас восторга не вызывает — ну не умею я думать ключами -f, -a и прочими:). Но было понятно, что тут еще много чего развивать, и поэтому основная работа шла все равно на Mac OS 9.

macosxserver1
Mac OS X Server 1.0 — Mac OS с терминалом

Следующий контакт с этим инопланетным созданием был уже в 2000 году, когда я перешел в компанию, которая занималась разработкой ПО под Мак. Туда приходили версии для разработчиков, и там была возможность посмотреть на то, что Apple готовила — все знали, что Mac OS X Server 1.0 это только начало. Первым звоночком стала версия Mac OS X DP3 (Developer Preview 3), в которой Apple наконец-то включила новый интерфейс под названием Aqua. Вот эти полупрозрачные кнопочки, которые заполненные водой, голубенькие скроллеры, новый полупрозрачный интерфейс “в полосочку” (любовно названный нами “матрас”), Док с огромными (на то время) иконками (представьте себе скачок от 32х32 пикселя до 128х128 пикселей. Это было тааааак прикольно и необычно. Тут же хотелось взгромоздить это все на рабочий компьютер — и начиналось самое неприятное.

Вся эта красота, прозрачности, тени, водичка и проч, страшно тормозила на той технике, которая существовала на тот момент — PowerPC G3 и G4. Это сейчас техника значительно мощнее и позади годы оптимизации и придумывания новых технологий, призванных ускорить процесс (да и памяти сейчас побольше будет — тогда совершенно нормально было работать на 64, а то и 32МБ оперативки, а вся установленная система умещалась мегабайт в 150-200). А тогда элементарный процесс прокрутки окна превращался в мучение, так как на экране все дергалось и притормаживало при отрисовке. А про изменение размера окна даже и не вспоминаю — это сейчас выглядит шустро и красиво, даже с перерисовкой контента в режиме реального времени. А тогда Mac OS X могла это делать только рывками, что выглядело странно и неприятно, особенно после Mac OS 9, которая умела шустренько ресайзить окна. Правда, она для этого использовала хитрость в виде ресайза аутлайном (вначале изменялась только рамка окна, а затем, когда пользователь отпускал кнопку мышки, отрисовывалось окно целиком). Было понятно, что это — “наколка туристов”, но ощущения от работы “старой” ОС были именно такие: тут все работает быстро, а там — “тормозааааа”. Ощущения примерно как пересесть с Windows XP на Vista.

Это ощущение “тормозов” не покидало меня (да и пользователей — я не был одинок в этом) до появления Mac OS X 10.2 (Jaguar), которая стала более-менее “юзабельной”, да и обросла различными фичами, которые были в Mac OS 9, но не вошли в первые версии Mac OS X, например, просмотр DVD или запись дисков. Именно в 10.2 Apple впервые использовала технологию Quartz, позволявшую разгрузить процессор от выполнения графических задач и перебросить их на видеоакселлератор, после чего стало легче работать с интерфейсом. Но я перепрыгиваю вперед.

000921_osx-1jpg
Вот так выглядела Public Beta

Предварительные версии Mac OS X — и DP3, и DP4, и Public Beta, которую выпустили осенью 2000 года, и даже бета-версии релизной 10.0 — настолько тормозили, что многие пользователи просто не верили, что Apple всерьез собирается выпустить “ЭТО” на рынок. Ходили даже слухи, что якобы есть секретная версия, которая работает быстро, а медленную версию Apple показывает для того, чтобы запутать Microsoft (вот такие фантазии, да — и кто-то в них даже верил). Однако, выход 24 марта 2001 года релиза 10.0 развеял все эти надежды — 10.0 как раз и походила на бета-версию, с отсутствующей функциональностью и тормозами. Забавно, что, как потом мы узнали, кодовое имя версии 10.0 было Cheetah — гепард, которое, как известно, самое быстрое животное на планете. Вот такая ирония судьбы.

Что-то больше похожее на релиз Apple выпустила через полгода, в виде 10.1 под кодовым названием Puma, которая была более оптимизированная по производительности, ну а дальше производительность только улучшалась. Сравнение с переходом с XP на Vista еще актуально и по другому поводу — система работы с “железками” полностью изменилась, и драйвера под все устройства “протухли”. С приложениями ситуация была тоже похожая — те приложения, которые существовали под Mac OS 9, в Mac OS X работали только в режиме эмуляции “классической” Mac OS, а для того, чтобы избавиться от эмуляции, приложения надо было серьезно обновлять или переписывать. В зависимости от подхода программистов, обновленные приложения на Mac OS X могли выглядеть очень страшно, а переписывать с нуля приложения вроде Photoshop, с миллионами строк кода, конечно же, никто не собирался. Так и приходилось мучаться с ужасно выглядящими приложениями, а в первые годы после выхода Mac OS X — еще и с тем, что многие программы работали в режиме эмуляции, что приводило к своим собственным глюкам. Ну и при всей тормознутости нативного, “водяного” интерфейса Mac OS X, он все равно оставался красивыми и приятным, и любое столкновение со старым интерфейсом было неприятным.

А вообще, сейчас, оглядываясь на тот период, я понимаю, что превалировал тогда в настроении и восприятии новой системы прежде всего страх, страх неизведанного, и страх того, что все мои старые знания окажутся ненужными. Как же так, я до этого много лет занимался Mac OS (с 1994 года), я ее знал всю насквозь как свои 5 пальцев, а тут приходит что-то новое, чего я не знаю, как же быть, что делать, и куда девать бесполезные теперь знания???:) Но оказалось, что достаточно окунуться в тот интересный мир изучения нового — и там будет тоже весело. Mac OS 9 -> Mac OS X, Carbon -> Cocoa, PowerPC -> Intel, интересно, что дальше?

Ready, set, buy! Посібник для початківців - як придбати Copilot для Microsoft 365

+46
голосов

Напечатать Отправить другу

Читайте также

О, интересный авторский пост!
В отличие от большинства переводного "непотребу".

Да, наконец-то наш маковик написал свою вещь!
Кстати я помню в середине 90-х рекламу PowerMac, и там говорилось, что "на этом копьютере вы можете даже запускать приложения Windows".

То есть уже тогда туда был встроен эмулятор Windows? Слышал также, что приложения эти действительно работали, но по скорости очень-очень отставали от родной среды Pentium + Windows.

Помню также статьи в газетах, где говорилось, что Яблоко очень страдает от отсутствия финансов, и приводились даже подробности, что якобы даже офис экономит на фирменных бумажных картонках под чашку кофе.

Но вернулся Джобс. Он молодец, что ни говори.

не совсем так. было два момента. первый — некоторые PowerMac поставлялись с PC-Compatibility Card, которая представляла собой спец карту с 486 процессором. можно было по нажатию комбинации кнопок переключиться в PC-режим.
но была и эмуляция, да — называлась VirtualPC, их потом купила Microsoft. Эмулировало Pentium на PowerPC технике, работало невероятно медленно.

 

Ukraine

 

  •  Home  •  Ринок  •  IТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Мережі  •  Безпека  •  Наука  •  IoT