Что принять за основу?

25 июнь, 2002 - 23:00Александр Черников
Автоматический обмен формальными документами все шире распространяется в технологически развитых странах мира, охватывая новые отрасли и группы предприятий. Основная деятельность многих компаний становится так или иначе связанной с обеспечением эффективного использования сетей. Появляются новые стандарты обмена. Но... "чтобы бегать, надо бегать". Каковы сегодня условия и возможности для применения EDI в Украине?

-- Сэр, -- вежливо спросил я, --
мы можем положиться на этот акулий порошок?
-- Ну, -- улыбаясь, произнес англичанин, -- это именно то, что мы хотели бы выяснить!
Тур Хейердал. Путешествие на "Кон-Тики"

Двигаясь в направлении интеграции с Европейским сообществом, Украина неизбежно должна будет начать использовать технологии, аналогичные или совместимые с теми, которые применяются в странах Запада. Известно, что многие крупные компании отказываются работать с партнерами, у которых нет системы для взаимного обмена электронными документами. Ближайшие годы фактически являются временем выбора и внедрения технологий EDI в Украине. В течение двух последних десятилетий были разработаны и апробированы многочисленные варианты подобных систем. Они различаются принципами построения, охватом и стоимостью услуг, функциональными возможностями и отраслевой направленностью.

Очевидно, что не может быть системы, одинаково хорошо подходящей всем, кто желает использовать преимущества EDI. В некоторых случаях удобнее применять Web-технологии с клиентом, работающим из обычного броузера. Другим предприятиям больше подойдет программа типа Outlook Express, имеющая дополнительные функции обмена деловыми документами. Те, у кого уже внедрены системы документооборота, будут стараться максимально использовать или совершенствовать их возможности. У специалистов, обслуживающих программные комплексы ERP, наконец, дойдут руки до интеграции в свои системы модулей внешних связей.

В Украине и других странах СНГ подготовительный этап для широкого внедрения EDI уже начался. Большинство республик бывшего Союза готовят и принимают законы, регламентирующие использование электронных документов. Разработчики систем автоматизации хозяйственной деятельности совершенствуют свои приложения, дополняя их возможностями внешнего обмена документами. Известны и примеры реализации некоторых функций EDI в почтовых программах. В общем, сопоставляя свои требования с возможностями существующих вариантов, каждая компания должна определиться, в каком направлении ей следует искать оптимальное для нее решение.

Александр Синеокий,
руководитель направления электронного бизнеса холдинга "Квазар-Микро"

"Большинство заказчиков в Украине опасаются применять открытые системы e-бизнеса, в основном, с целью сохранения коммерческой тайны. На наш взгляд, эти страхи обоснованы лишь до известной степени, однако, руководствуясь потребностями клиентов, мы разрабатывали eDisty как закрытую систему. Формат документов в ней определяется заказчиком, это могут быть даже текстовые или dbf-файлы. Пока не определился единый стандарт обмена коммерческой информации, не факт, что XML-документы -- лучший вариант: критерием выбора формата являются требования основной базы данных заказчика. Мы относим к достоинствам своей системы то, что она не ограничена форматами -- это сузило бы сферу ее применения".


Закрытые системы

Вряд ли нас поставит в тупик вопрос о том, чем занимается торговля. Ответ на него сегодня знают даже дети -- получить товар от производителя (или оптового поставщика) и как можно быстрее его реализовать. Если электронные системы способны ускорить и упростить эти процедуры, то они, безусловно, будут активно внедряться и использоваться.

Едва ли не первыми возможности компьютеризованной торговли оценили крупные дистрибьюторы комплектующих. С одной стороны, они освобождали производителей от необходимости построения собственной сети сбыта, а с другой -- специализировались на удовлетворении потребностей реселлеров и мелких сборщиков.

Заводы и фабрики внедряют различные ERP-системы для сокращения производственных издержек и облегчения работы со смежниками. Предприятия имеют собственные системы, и автоматический взаимный обмен электронными документами, по сути, является формальным трафиком, упрощающим их финансовые и материальные взаимоотношения. Дистрибьютор же скорее похож на огромный склад, учитывающий входящие и выходящие товары в принадлежащей только ему базе данных и в подобном (формальном) трафике в большинстве случаев не нуждается.

Клиенты могут получить доступ к этой базе в той степени, которая определена для каждого из них дистрибьютором. Им достаточно иметь небольшое клиентское приложение, способное работать с основной базой по обычным каналам Internet. При подборе и заказе комплектующих постоянно идет обмен информацией, но он максимально упрощен, а поддержка системы лежит только на дистрибьюторе.

Реальный пример. Несколько лет назад ASBIS -- один из крупнейших дистрибьюторов компьютерных комплектующих в Восточной Европе -- оказалась перед необходимостью создания собственного электронного бизнес-сообщества и организации внешних контактов с производителями, поставщиками и клиентами по каналам Internet. Компании требовалось решение, способное легко интегрироваться и взаимодействовать с уже существующей ERP-системой. Также был нужен эффективный электронный каталог с функциями администрирования и системой поиска. Обязательным условием являлась возможность проведения переговоров (согласования условий сделки) сразу по нескольким параметрам. Кроме того, решение должно было носить глобальный характер и поддерживать на единой платформе значительное число географически удаленных пользователей.

Таким решением стала система электронной торговли IT4profi.com класса B2B, разработанная и поддерживаемая компанией e-Vision. Основу системы составляют СУБД DB2 и пакет WebSphere разработки IBM. Важным фактором выбора стали соответствие форматов передачи данных стандартам RosettaNet и гарантия надежности защиты информации в этой системе, предоставленная независимой консалтинговой фирмой Andersen. Безопасность сделок обеспечивается размещением портала и площадок на защищенных ресурсах e-Vision в Голландии.

Система позволяет регулировать взаимодействия между поставщиками, транспортными компаниями, кредиторами и реселлерами. Последние для повышения эффективности торгово-закупочной деятельности могут создавать временные или постоянные объединения, организуя в режиме on-line прямые и обратные торги и аукционы, а также осуществлять закупки. Обычный объем сделок, заключаемых через IT4profi.com, составляет от 700 тыс. до 1,5 млн. долл. в день.

ASBIS уже использует систему в своих региональных офисах и планирует предоставить право торговли некоторым авторизованным реселлерам, поставщикам и интеграторам. И, конечно же, главным результатом ее внедрения стало получение компанией ряда конкурентных преимуществ и новых возможностей для сокращения расходов и получения прибыли.

Аналогичной по назначению является система eDisty, построенная на базе Oracle Application (разработка компании "Квазар-Микро"). Уже само название продукта говорит о том, что он рассчитан на дистрибьюторов и оптовых поставщиков, которые имеют или строят развитую сеть сбыта, объединенную электронными каналами связи. Сегодня на основе eDisty можно также создавать торговые площадки (marketplace). Хорошо подходит она и для случаев, когда доступ к общей базе данных должен осуществляться удаленно с анонимного компьютера, например, для коммивояжеров.

eDisty, так же, как и IT4profi.com, -- это закрытая корпоративная система, т. е. система для одного поставщика, который и является единоличным хозяином базы данных. Любое изменение, происходящее в системе, может, в принципе, вызывать отсылку соответствующего электронного документа, как принято в системах EDI. Однако эта функция опциональна, и каждый пользователь настраивает ее по своему усмотрению, обычно уменьшая количество не очень важных электронных документов, циркулирующих в системе. Кроме того, сегодня такие документы имеют только информационную, но не юридическую силу, что объясняется неполнотой законодательства Украины в этой области.

Система электронного бизнеса, построенная на основе решений eDisty, включает четыре основных архитектурных компонента -- сервер приложений, шлюз, клиентскую часть (eDisty Internet Office) и, опционально, Web-сервер. Аппаратные требования для работы eDisty по нынешним меркам очень скромны, а узким местом системы могут быть только сетевые решения и каналы связи.

Сегодня 90--95% общего объема поставок "Квазар-Микро" осуществляется через eDisty, которая эксплуатируется в компании уже более двух лет. Вариант системы скоро начнет использоваться и для работы с поставщиками, осуществляя процессы электронных закупок (e-procurement).

По словам представителей департамента электронного бизнеса "Квазар-Микро", сегодня уже занимаются внедрением eDisty пять украинских предприятий, и как минимум две зарубежные компании рассматривают возможность ее использования для своих целей.

"АйТи": "За EDI-системы в Украине пока не готовы платить"

Платформа Lotus Domino/Notes является одной из самых популярных для создания систем корпоративной почты и электронного документооборота. Но этот рынок в Украине находится в стадии формирования: на сегодняшний день есть большое количество пользователей Lotus как почтовой системы, однако практически нет ни одного крупного (свыше 100 рабочих мест, разнесенных по удаленным офисам) и полностью законченного проекта в области документооборота. Но, скорее всего, те компании, которые уже перешли на электронный документооборот или думают о его внедрении, окажутся наиболее прогрессивными и в плане использования EDI-систем. То, насколько эффективно и безболезненно они смогут это сделать завтра, зависит от поддержки технологии EDI продуктами, автоматизирующими внутренний обмен документами на предприятии сегодня. В связи с этим будет интересно узнать, как развивается в данном направлении одна из ведущих систем документооборота в странах СНГ -- "БОСС-Референт" разработки "АйТи". На наши вопросы отвечает Александр Хижняк, представитель компании в Украине.


Имеются ли в "БОСС-Референт" средства для работы с клиентами и поставщиками?

В программе есть модуль по планированию взаимоотношений с внешними контрагентами и модуль по управлению договорами. Кроме того, в БД предусмотрены возможности создания поручений на основе выбранных документов и подписки на информацию об определенных контактах.


Возможна ли интеграция "БОСС-Референт" с системами ERP, CRM, SCM?

Да, возможна, и на сегодняшний день в России есть несколько проектов, в которых планируется интеграция продукта с ERP-системами R/3 и Oracle Application.

Например, проект с "Алмазами России" (общее количество планируемых к внедрению рабочих мест -- 4500) подразумевает, что Lotus и "БОСС-Референт", кроме основы для системы корпоративной почты и управленческого документооборота, станут еще и связующим звеном между модулями R/3, которые работают на удаленных от центрального офиса объектах предприятия. Фактически Lotus будет использоваться как транспорт по перенесению данных из этих модулей в центр. Причем будет идти взаимный обмен необходимыми документами между базами "БОСС-Референт" и R/3.

Что касается CRM-систем, то в данный момент "АйТи" занимается локализацией и продвижением CRM-системы компании Relavis (США), построенной на основе Lotus Domino/Notes, и поэтому с интеграцией нет никаких проблем.


Востребованы ли EDI-системы в Украине?

Я еще не сталкивался с предложениями украинских заказчиков по поводу реализации подобных функций в рамках электронной почты или системы электронного документооборота. У многих из них пока нет даже единого почтового стандарта. Несомненно, EDI -- интересная тема, но пока за такие решения в Украине не готовы платить.


Lotus Notes

Использование стандартов Web превращает Notes в единое средство просмотра сообщений и управления всей электронной почтой, в том числе Notes- и Internet-почтой. Полномасштабная поддержка Х.509 и S/MIME позволяет пользователям Notes отправлять и получать подписанные и/или зашифрованные сообщения через Internet. Notes работает почти во всех широко распространенных операционных системах. Накоплен огромный практический опыт использования Notes, который вобрала в себя 5-я версия продукта. Отлаженная электронная почта во многом схожа с системами EDI.

Известны случаи применения продуктов Lotus в качестве интегрирующего ПО или программного обеспечения промежуточного слоя, способного получать и объединять информацию и данные из различных источников -- СУБД, систем ERP, Internet и т. д.

Отчасти это относится и к одной из наиболее популярных в СНГ систем документооборота на базе Lotus Notes -- "БОСС-Референт", разработанной российской компанией "АйТи". Несмотря на то что продукт изначально ориентирован на выполнение внутрикорпоративных задач, как выяснилось, некоторые вопросы обмена хозяйственными документами с контрагентами он также решает. Однако для этих целей больше подходит другая разработка "АйТи" (тоже на базе Lotus Notes ) -- система приема и согласования заказов через Internet "АйТи-РИТМ". Основное ее назначение -- обработка заказов, поступающих от дистрибьюторов или удаленных складов. "АйТи-РИТМ" обеспечивает круглосуточный прием заявок и их обработку, статистические данные и отчетность в реальном масштабе времени, а также обновление каталогов и прейскурантов на Internet-витрине. Существуют специальные модули для доступа к различным СУБД финансово-учетных и складских систем.

И тем не менее в функции Lotus Notes пока не входит обмен деловыми документами с точки зрения EDI. Безусловно, Notes будет развиваться в этом направлении, как и большинство других программ электронного документооборота. "По духу" Notes все же остается средством для совместной работы людей во внутрикорпоративных сетях. Обмен сообщениями, встроенные общие приложения, общее информационное пространство -- вот истинные задачи Notes.

Организации, уже использующие Notes и желающие расширить возможности этого пакета на EDI, неизбежно столкнутся с трудностями интеграции приложений и периодом адаптации Notes к выполнению несвойственных ему функций.

Крупные предприятия уже задумались

Открытое акционерное общество "Силур" -- крупнейший в Европе производитель стальных канатов и проволоки, метизов, металлической сетки и металлического корда для автомобильных шин. С начала этого года предприятие заключило более 5 тыс. договоров на поставку продукции, общий ассортимент которой насчитывает 15 тыс. позиций. Ежедневно поступает и обрабатывается в среднем около 100 запросов на продукцию, и примерно столько же оформляется счет-фактур. Об автоматизации этих процессов на предприятии рассказывает Игорь Рожко, начальник службы информационных технологий ОАО "Силур".

"Работа с нашими клиентами и поставщиками пока проводится в основном в традиционной форме. После успешного поиска клиента или поставщика связь с ним осуществляется по телефону, факсу и электронной почте. Для обмена договорными документами используется обычная почта или курьер. Контроль оплаты, отгрузки и получения продукции осуществляется средствами R/3 и других систем.

Сейчас мы также активно задействуем Internet для работы с клиентами и поставщиками. На нашем сайте (www.silur.com) заказчик может заполнить электронную форму запроса на поставку продукции. Остальные стадии обмена документами остаются прежними.

Однако мы рассматриваем возможности реализации технологии EDI после ввода в эксплуатацию модуля сбыта (SD) использующейся на нашем предприятии системы R/3. У нас уже имеется договоренность о выполнении пилотного проекта в этой области со второго полугодия текущего года, и на первом этапе мы планируем подключить к системе нескольких своих крупных дилеров, которые работают с клиентами в регионах. Учитывая опыт успешного внедрения системы R/3 на предприятии, мы рассчитываем завершить пилотный проект до конца 2002 г. и в случае положительных результатов начать продуктивную работу в системе со средины 2003 г. Думаем, это поможет нам получить дополнительные заказы и расширить зоны присутствия нашей продукции на рынке.

Моментальной отдачи от системы мы не ожидаем. Точно так же, как и от создания Web-сайта, реальную пользу от которого мы начали ощущать только сейчас, после целого года его "раскрутки". Уже за первый квартал 2002 г. использование сайта позволило заключить контракты на общую сумму около 200 тыс. долл.".


"1С"

Фирмами "1С" и Extra.ru при методологической помощи специалистов московского представительства Microsoft разработана схема обмена коммерческой информацией в формате XML. Сейчас она поддерживается и продвигается в качестве единого стандарта электронного обмена коммерческой информацией. О поддержке стандарта заявили компании Microsoft, Intel, Price.ru и др. Стандарт является открытым, он опубликован на серверах www.commerceml.ru и BizTalk.org. В существующем на сегодняшний день виде схема не претендует на звание законченного стандарта, планируется ее дальнейшее развитие и совершенствование.

Благодаря применению языка XML использование схемы предполагает ряд преимуществ, таких, как:

  • удобство и простота написания приложений;
  • просмотр и редактирование XML-документов с использованием многочисленных XML-редакторов;
  • возможность применения стилевых таблиц (xsl) для представления XML-данных в HTML-виде, а также программ типа BizTalk Mapper, преобразующих данные в любой другой формат;
  • перспективность языка XML, его поддержка, развитие и все возрастающая массовость использования.
Применение стандарта предусматривается, в частности, для обмена каталогами товаров, коммерческими предложениями (прайс-листами) и другими электронными документами.

Обмен каталогами и коммерческими предложениями предполагается использовать при публикации информации на Web-витринах. При этом каталог может быть внутренним -- составленным непосредственно автором пакета предложений и вложенным в XML-документ, или внешним -- подготовленным одной из известных фирм и размещенным на Web-витрине. Для однозначного определения товара в последнем случае достаточно ссылки (идентификатора товара во внешнем каталоге), т. е. в тот же документ, что и пакет предложений, каталог товаров можно вообще не включать.

Предусмотрен обмен стандартными документами, сопровождающими наиболее распространенные торговые и хозяйственные операции: заказ, отпуск и возврат товара, составление счета на оплату, передача товара на реализацию и возврат непроданного товара, продажи комиссионного товара, выплата и возврат наличных и безналичных денег.

По схеме "1С" каждая компания может выступать в одной их четырех ролей -- продавца, покупателя, плательщика и получателя. Например, если в XML-документе на отпуск товара компания обозначена как "покупатель", то документ описывает расходную накладную продавца, и ее следует импортировать в учетную систему как "накладную на поступление товара".

В схеме широко применяются уникальные идентификаторы, которые формируются с помощью технологии GUID (Global Unique ID).

Для выгрузки коммерческих предложений на Web-витрины используется стандартный протокол HTTP, а обмен XML-документами между продавцом товара и покупателем может осуществляться, например, по электронной почте или на дискетах.

Для работы системы программ "1С:Предприятие" с XML-документами фирмой "1С" разработан внешний компонент V7Plus, который является оболочкой Parser, а работа с ним осуществляется на встроенном языке "1С".


Softshare

Существует также довольно много не очень больших и не очень известных компаний, получающих свой основной доход от сопровождения процессов EDI. Одна из них -- Softshare Inc., созданная в 1982 г. для обслуживания компьютеров правительства США. С 1984 г. компания начала предоставлять правительству решения для частных сетей и электронной почты, а с 1992 г. -- и для EDI.

Администрация президента Клинтона в свое время приложила немало усилий для внедрения этой технологии, и сегодня все органы федерального правительства обязаны выполнять закупки на суммы, не превышающие 100 тыс. долл., в электронном виде. В последнее время и в Украине широко обсуждаются вопросы создания электронного правительства. Система электронных закупок неизбежно должна стать одним из его компонентов.

Softshare предлагает услуги и решения EDI для компаний разного масштаба. Для работы всего с несколькими партнерами предназначен Web-сервис Athena (athena. softshare.com). Чтобы использовать "Афину", достаточно подписаться на этот сервис Softshare. Интерфейс программы представляет собой обычную страницу Internet и после ввода логина и пароля открывает в стандартном броузере почтовый ящик клиента на сервере Softshare. Здесь имеется набор шаблонов основных коммерческих документов, поддерживается автоматическая проверка их синтаксиса, возврат документов (откат транзакций), а также обычные возможности Web-почты. Последние версии пакета способны создавать и распознавать XML-документы. Тому, кто имеет опыт работы с почтовыми Web-сервисами (например, Hotmail) и ориентируется в хозяйственных операциях, будет совсем несложно разобраться в структуре и правилах использования "Афины".

С 1997 г. клиентам Softshare предлагается и решение иного класса -- автономное ПО для электронной коммерции Vista. В свое время это был первый продукт, объединивший электронную почту, EDI и Internet в одном приложении для настольных компьютеров с ОС MS Windows.

Система безопасности Softshare совместима с общепринятыми стандартами VeriSign. Используя открытый ключ, можно шифровать почту и добавлять электронную подпись к документам EDI. Vista создает удобную и полнофункциональную рабочую среду для обмена EDI-документами. Пользователь имеет возможность отслеживать движение документов, их типы, подтверждения и взаимосвязи, ссылки на другие документы (например, номера контрактов или счет-фактур), принадлежность документов определенным организациям и другим торговым партнерам. Движок EDI позволяет автоматически обрабатывать входящую почту, удаляя ее или генерируя ответ по определенным правилам. Документы EDI и документы обычной электронной почты мирно сосуществуют, не мешая друг другу, и управляются независимо друг от друга.

Vista хорошо работает как с Windows 9x, так и с Windows NT. Ее интеграция с MSIE обеспечивает поддержку HTML, доступ к Web и модулям безопасности Microsoft. Основным рабочим протоколом передачи данных является TCP/IP. Программе достаточно процессора класса 486, 16 MB RAM и 50 MB на жестком диске, а ее стоимость в различных конфигурациях и с различными лицензиями находится в диапазоне $500--1500.

Vista является на сегодня, пожалуй, наиболее совершенным автономным и недорогим решением в области деловой электронной почты. Она не заменяет собой АСУП, но выполняет функцию, которая часто в последней отсутствует, автоматизируя и повышая качество обмена документами с компаниями-партнерами.

Модули EDI в той или иной форме, как правило, предусмотрены в составе "больших" систем автоматизации предприятий. Однако существует множество компаний, в основном занимающихся только получением, отправкой и манипулированием деловыми документами. Для такой деятельности ПО класса Vista представляется лучшим выбором.


The Bat!

Возможности автоматической обработки форм, передаваемых электронной почтой, являются стандартными для этого широко известного почтового клиента, разработанного кишиневской компанией Ritlabs. Однако в публикациях, посвященных The Bat!, описание и примеры использования этих возможностей продукта встречаются редко.

Формы представления (Submission Forms), имеющиеся в The Bat!, -- это инструмент для создания запросов, которые фактически являются почтовыми сообщениями со строго определенными полями и строковыми переменными.

Запросы поступают от пользователя, на компьютере которого установлен The Bat! и имеются шаблоны (специальные файлы с расширениями .tbc). Такой пользователь является клиентом. Перед тем как послать формализованный запрос, программа предлагает пользователю заполнить форму, очень похожую на обычную форму HTML. Экранная форма может содержать строки ввода, списки, чек-боксы, метки и кнопки. Все эти элементы определяются в шаблоне формы соответствующими ключевыми словами. Тот же The Bat!, но обрабатывающий запросы пользователя, считается сервером.

Введенные данные преобразуются в почтовое сообщение, шифруются и дополняются цифровой подписью (алгоритмы RSA/IDEA/MD5 в соответствии с RFC-1991). Готовое сообщение отправляется адресату по обычной электронной почте. Адрес сервера указывается в шаблоне формы.

Система взаимодействия клиента и сервера может использоваться для удаленного доступа к данным и управления ими в безопасном офлайн-режиме. Например, для управления банковскими счетами, заказа билетов, номеров в гостиницах и т. д.

Конечно, в существующем виде эту популярную почтовую программу нельзя рассматривать как аналог, например, Softshare Vista. Однако есть сведения о том, что Ritlabs продолжает развивать возможности продукта в этом направлении.

Если бы The Bat! получил возможности западных программ обмена электронной деловой почтой и совместимость с ними при обмене документами, то при стоимости на порядок меньше западных аналогов он вполне мог бы стать основным компонентом локальных систем EDI.

Правовые основы EDI в Украине

19 июля 2001 г. вступило в силу решение Европейской Комиссии, узаконивающее электронную цифровую подпись в странах--участницах Европейского Союза. Сделки, заключенные по электронной почте, теперь будут иметь полную юридическую силу, и это существенно ускорит бизнес вообще. В начале этого года принят закон об электронной цифровой подписи и в России.

В Украине же первое "законное" определение электронной подписи и электронного документа датируется 8 апреля 2001 г., когда был подписан Закон "О платежных системах и переводе денег в Украине". Однако основные организационно-правовые принципы использования электронных документов в Украине должен установить все еще не принятый Закон "Об электронных документах и электронном документообороте".

Закон фиксирует основные термины и понятия, многие из которых могут быть применены к EDI. Электронный документооборот, равноценно называемый оборотом электронных документов, определяется законом как совокупность процессов составления, обработки, передачи, получения, хранения и использования электронных документов.

Однозначно отмечено, что электронный документ может быть отправлен электронной информационной системой в автоматическом режиме, а передача и подтверждение приема электронных документов может осуществляться непосредственно между электронными информационными системами.

Статья 13 определяет порядок хранения электронных документов и их архивов, о чем часто забывают, говоря о преимуществах EDI. Электронные документы, согласно Закону, должны размещаться на запоминающих устройствах в определенной форме, а срок их хранения должен быть не меньшим, чем срок, установленный для аналогичных бумажных документов.

Это значит, что компании, накапливающие архивы электронных документов, должны будут внедрять соответствующие аппаратно-программные решения. Системы длительного хранения данных в электронном виде (storage systems) давно стали неотъемлемой частью автоматизации предприятий в западных странах. Однако в Украине такие решения, хотя и предлагаются на рынке, многим пока кажутся слишком дорогими и необязательными.

Еще одна проблема -- безопасность данных. Субъекты электронного документооборота по Закону самостоятельно определяют режим доступа к электронным документам и устанавливают для них средства защиты. Однако системы государственного электронного оборота информации подлежат государственной экспертизе. В любом случае средства защиты информации и средства цифровой подписи, предназначенные для применения в организации электронного документооборота, должны быть сертифицированы или иметь положительный экспертный отзыв соответствующих инстанций.


Иметь или не иметь

Взаимный обмен электронными документами является только частью информационных технологий, применяемых в развитых странах мира для автоматизации бизнеса. Если ERP занимается "внутренним режимом" работы предприятия, CRM ориентирован на взаимодействие с клиентами, а SCM является теорией и практикой цепочек поставок, то EDI выполняет необходимую, но гораздо менее заметную роль, просто перенося миллионы деловых сообщений ежедневно.

EDI -- дитя реальных дел. Как только обязательные процедуры обмена хозяйственными документами стали "бутылочным горлышком", тормозящим развитие бизнеса, на решение этой проблемы были брошены очень серьезные силы и средства. В этой области работает множество больших и малых западных компаний. Существует доступное и высококачественное ПО для EDI. Разработана законодательная база для переноса деловых операций в безбумажное пространство. С развитием Internet и XML появились предпосылки полного охвата многих отраслей технологиями взаимного обмена электронными документами.

Однако перечисленные вопросы совсем или почти совсем не затронули Украину, где до сих еще в основном активно обсуждаются недостатки и преимущества различных систем автоматизации предприятия.

Возможно, уже в этом году будет принят ряд соответствующих законов. Госстандарту Украины предстоит большая работа по согласованию международных и национальных стандартов в области EDI. Консалтинг, проектирование и внедрение комплексных АСУП уже сегодня должны сопровождаться рассмотрением внешних контактов компаний для определения целесообразности использования систем или модулей EDI.

На Западе совокупность подобных решений в результате их 20-летнего развития представляет собой сложный конгломерат классических VAN, отдельных Internet-решений, новых глобальных стандартов и гибридных extranet. Окончательный переход на новые технологии, очевидно, закончится только после полной амортизации старых систем EDI.

Украина, практически не имеющая наследуемой сетевой инфраструктуры, находится, с этой точки зрения, в лучшем положении, позволяющем начать сразу с новейших стандартов обмена документами, таких, как RosettaNet.

В нашей стране EDI может быть востребован уже сегодня, хотя пока и в несравнимо меньших масштабах, чем на Западе. На наш взгляд, крупной отечественной телекоммуникационной компании вполне по силам создание глобальной службы EDI, в какой-то степени аналогичной той, которую в США разработала IBM (IBM EDI Service). Место на рынке Украины найдется и меньшим компаниям, которые могли бы предоставлять предприятиям и организациям соответствующее ПО и сервисные услуги, как это делает Softshare Inc.

Совершенствование законодательства, увеличение доли электронных сделок, прокладка надежных и не слишком дорогих каналов связи, создание компаний, сопровождающих процессы EDI, разработка или адаптация соответствующего программного обеспечения, внедрение систем хранения электронных документов -- вот далеко не полный перечень задач, которые необходимо решить для качественной реализации современных технологий работы с хозяйственными документами.