-- Сэр, -- вежливо спросил я, --
мы можем положиться на этот акулий порошок?
-- Ну, -- улыбаясь, произнес англичанин, -- это именно то, что мы хотели бы
выяснить!
Тур Хейердал. Путешествие на "Кон-Тики"
Двигаясь в направлении интеграции с Европейским сообществом, Украина неизбежно
должна будет начать использовать технологии, аналогичные или совместимые с теми,
которые применяются в странах Запада. Известно, что многие крупные компании
отказываются работать с партнерами, у которых нет системы для взаимного обмена
электронными документами. Ближайшие годы фактически являются временем выбора
и внедрения технологий EDI в Украине. В течение двух последних десятилетий были
разработаны и апробированы многочисленные варианты подобных систем. Они различаются
принципами построения, охватом и стоимостью услуг, функциональными возможностями
и отраслевой направленностью.
Очевидно, что не может быть системы, одинаково хорошо подходящей всем, кто желает
использовать преимущества EDI. В некоторых случаях удобнее применять Web-технологии
с клиентом, работающим из обычного броузера. Другим предприятиям больше подойдет
программа типа Outlook Express, имеющая дополнительные функции обмена деловыми
документами. Те, у кого уже внедрены системы документооборота, будут стараться
максимально использовать или совершенствовать их возможности. У специалистов,
обслуживающих программные комплексы ERP, наконец, дойдут руки до интеграции
в свои системы модулей внешних связей.
В Украине и других странах СНГ подготовительный этап для широкого внедрения
EDI уже начался. Большинство республик бывшего Союза готовят и принимают законы,
регламентирующие использование электронных документов. Разработчики систем автоматизации
хозяйственной деятельности совершенствуют свои приложения, дополняя их возможностями
внешнего обмена документами. Известны и примеры реализации некоторых функций
EDI в почтовых программах. В общем, сопоставляя свои требования с возможностями
существующих вариантов, каждая компания должна определиться, в каком направлении
ей следует искать оптимальное для нее решение.
Александр Синеокий, руководитель направления электронного бизнеса холдинга "Квазар-Микро" "Большинство заказчиков в Украине опасаются применять открытые системы e-бизнеса, в основном, с целью сохранения коммерческой тайны. На наш взгляд, эти страхи обоснованы лишь до известной степени, однако, руководствуясь потребностями клиентов, мы разрабатывали eDisty как закрытую систему. Формат документов в ней определяется заказчиком, это могут быть даже текстовые или dbf-файлы. Пока не определился единый стандарт обмена коммерческой информации, не факт, что XML-документы -- лучший вариант: критерием выбора формата являются требования основной базы данных заказчика. Мы относим к достоинствам своей системы то, что она не ограничена форматами -- это сузило бы сферу ее применения". |
Закрытые системы
Вряд ли нас поставит в тупик вопрос о том, чем занимается торговля. Ответ
на него сегодня знают даже дети -- получить товар от производителя (или оптового
поставщика) и как можно быстрее его реализовать. Если электронные системы способны
ускорить и упростить эти процедуры, то они, безусловно, будут активно внедряться
и использоваться.
Едва ли не первыми возможности компьютеризованной торговли оценили крупные дистрибьюторы
комплектующих. С одной стороны, они освобождали производителей от необходимости
построения собственной сети сбыта, а с другой -- специализировались на удовлетворении
потребностей реселлеров и мелких сборщиков.
Заводы и фабрики внедряют различные ERP-системы для сокращения производственных
издержек и облегчения работы со смежниками. Предприятия имеют собственные системы,
и автоматический взаимный обмен электронными документами, по сути, является
формальным трафиком, упрощающим их финансовые и материальные взаимоотношения.
Дистрибьютор же скорее похож на огромный склад, учитывающий входящие и выходящие
товары в принадлежащей только ему базе данных и в подобном (формальном) трафике
в большинстве случаев не нуждается.
Клиенты могут получить доступ к этой базе в той степени, которая определена
для каждого из них дистрибьютором. Им достаточно иметь небольшое клиентское
приложение, способное работать с основной базой по обычным каналам Internet.
При подборе и заказе комплектующих постоянно идет обмен информацией, но он максимально
упрощен, а поддержка системы лежит только на дистрибьюторе.
Реальный пример. Несколько лет назад ASBIS -- один из крупнейших дистрибьюторов
компьютерных комплектующих в Восточной Европе -- оказалась перед необходимостью
создания собственного электронного бизнес-сообщества и организации внешних контактов
с производителями, поставщиками и клиентами по каналам Internet. Компании требовалось
решение, способное легко интегрироваться и взаимодействовать с уже существующей
ERP-системой. Также был нужен эффективный электронный каталог с функциями администрирования
и системой поиска. Обязательным условием являлась возможность проведения переговоров
(согласования условий сделки) сразу по нескольким параметрам. Кроме того, решение
должно было носить глобальный характер и поддерживать на единой платформе значительное
число географически удаленных пользователей.
Таким решением стала система электронной торговли IT4profi.com класса B2B, разработанная
и поддерживаемая компанией e-Vision.
Основу системы составляют СУБД DB2 и пакет WebSphere разработки IBM. Важным
фактором выбора стали соответствие форматов передачи данных стандартам RosettaNet
и гарантия надежности защиты информации в этой системе, предоставленная независимой
консалтинговой фирмой Andersen. Безопасность сделок обеспечивается размещением
портала и площадок на защищенных ресурсах e-Vision в Голландии.
Система позволяет регулировать взаимодействия между поставщиками, транспортными
компаниями, кредиторами и реселлерами. Последние для повышения эффективности
торгово-закупочной деятельности могут создавать временные или постоянные объединения,
организуя в режиме on-line прямые и обратные торги и аукционы, а также осуществлять
закупки. Обычный объем сделок, заключаемых через IT4profi.com, составляет от
700 тыс. до 1,5 млн. долл. в день.
ASBIS уже использует систему в своих региональных офисах и планирует предоставить
право торговли некоторым авторизованным реселлерам, поставщикам и интеграторам.
И, конечно же, главным результатом ее внедрения стало получение компанией ряда
конкурентных преимуществ и новых возможностей для сокращения расходов и получения
прибыли.
Аналогичной по назначению является система eDisty, построенная на базе Oracle
Application (разработка компании "Квазар-Микро"). Уже само название
продукта говорит о том, что он рассчитан на дистрибьюторов и оптовых поставщиков,
которые имеют или строят развитую сеть сбыта, объединенную электронными каналами
связи. Сегодня на основе eDisty можно также создавать торговые площадки (marketplace).
Хорошо подходит она и для случаев, когда доступ к общей базе данных должен осуществляться
удаленно с анонимного компьютера, например, для коммивояжеров.
eDisty, так же, как и IT4profi.com,
-- это закрытая корпоративная система, т. е. система для одного поставщика,
который и является единоличным хозяином базы данных. Любое изменение, происходящее
в системе, может, в принципе, вызывать отсылку соответствующего электронного
документа, как принято в системах EDI. Однако эта функция опциональна, и каждый
пользователь настраивает ее по своему усмотрению, обычно уменьшая количество
не очень важных электронных документов, циркулирующих в системе. Кроме того,
сегодня такие документы имеют только информационную, но не юридическую силу,
что объясняется неполнотой законодательства Украины в этой области.
Система электронного бизнеса, построенная на основе решений eDisty, включает
четыре основных архитектурных компонента -- сервер приложений, шлюз, клиентскую
часть (eDisty Internet Office) и, опционально, Web-сервер. Аппаратные требования
для работы eDisty по нынешним меркам очень скромны, а узким местом системы могут
быть только сетевые решения и каналы связи.
Сегодня 90--95% общего объема поставок "Квазар-Микро" осуществляется
через eDisty, которая эксплуатируется в компании уже более двух лет. Вариант
системы скоро начнет использоваться и для работы с поставщиками, осуществляя
процессы электронных закупок (e-procurement).
По словам представителей департамента электронного бизнеса "Квазар-Микро",
сегодня уже занимаются внедрением eDisty пять украинских предприятий, и как
минимум две зарубежные компании рассматривают возможность ее использования для
своих целей.
"АйТи": "За EDI-системы
в Украине пока не готовы платить" Платформа Lotus Domino/Notes является одной из самых популярных для создания систем корпоративной почты и электронного документооборота. Но этот рынок в Украине находится в стадии формирования: на сегодняшний день есть большое количество пользователей Lotus как почтовой системы, однако практически нет ни одного крупного (свыше 100 рабочих мест, разнесенных по удаленным офисам) и полностью законченного проекта в области документооборота. Но, скорее всего, те компании, которые уже перешли на электронный документооборот или думают о его внедрении, окажутся наиболее прогрессивными и в плане использования EDI-систем. То, насколько эффективно и безболезненно они смогут это сделать завтра, зависит от поддержки технологии EDI продуктами, автоматизирующими внутренний обмен документами на предприятии сегодня. В связи с этим будет интересно узнать, как развивается в данном направлении одна из ведущих систем документооборота в странах СНГ -- "БОСС-Референт" разработки "АйТи". На наши вопросы отвечает Александр Хижняк, представитель компании в Украине. Имеются ли в "БОСС-Референт" средства для работы с клиентами и поставщиками? В программе есть модуль по планированию взаимоотношений с внешними контрагентами и модуль по управлению договорами. Кроме того, в БД предусмотрены возможности создания поручений на основе выбранных документов и подписки на информацию об определенных контактах. Возможна ли интеграция "БОСС-Референт" с системами ERP, CRM, SCM? Да, возможна, и на сегодняшний день в России есть несколько проектов, в которых планируется интеграция продукта с ERP-системами R/3 и Oracle Application. Например, проект с "Алмазами России" (общее количество планируемых к внедрению рабочих мест -- 4500) подразумевает, что Lotus и "БОСС-Референт", кроме основы для системы корпоративной почты и управленческого документооборота, станут еще и связующим звеном между модулями R/3, которые работают на удаленных от центрального офиса объектах предприятия. Фактически Lotus будет использоваться как транспорт по перенесению данных из этих модулей в центр. Причем будет идти взаимный обмен необходимыми документами между базами "БОСС-Референт" и R/3. Что касается CRM-систем, то в данный момент "АйТи" занимается локализацией и продвижением CRM-системы компании Relavis (США), построенной на основе Lotus Domino/Notes, и поэтому с интеграцией нет никаких проблем. Востребованы ли EDI-системы в Украине? Я еще не сталкивался с предложениями украинских заказчиков по поводу реализации подобных функций в рамках электронной почты или системы электронного документооборота. У многих из них пока нет даже единого почтового стандарта. Несомненно, EDI -- интересная тема, но пока за такие решения в Украине не готовы платить. |
Lotus Notes
Использование стандартов Web превращает Notes в единое средство просмотра
сообщений и управления всей электронной почтой, в том числе Notes- и Internet-почтой.
Полномасштабная поддержка Х.509 и S/MIME позволяет пользователям Notes отправлять
и получать подписанные и/или зашифрованные сообщения через Internet. Notes работает
почти во всех широко распространенных операционных системах. Накоплен огромный
практический опыт использования Notes, который вобрала в себя 5-я версия продукта.
Отлаженная электронная почта во многом схожа с системами EDI.
Известны случаи применения продуктов Lotus в качестве интегрирующего ПО или
программного обеспечения промежуточного слоя, способного получать и объединять
информацию и данные из различных источников -- СУБД, систем ERP, Internet и
т. д.
Отчасти это относится и к одной из наиболее популярных в СНГ систем документооборота
на базе Lotus Notes -- "БОСС-Референт", разработанной российской компанией
"АйТи". Несмотря на то что продукт изначально ориентирован на выполнение
внутрикорпоративных задач, как выяснилось, некоторые вопросы обмена хозяйственными
документами с контрагентами он также решает. Однако для этих целей больше подходит
другая разработка "АйТи" (тоже на базе Lotus Notes ) -- система приема
и согласования заказов через Internet "АйТи-РИТМ". Основное ее назначение
-- обработка заказов, поступающих от дистрибьюторов или удаленных складов. "АйТи-РИТМ"
обеспечивает круглосуточный прием заявок и их обработку, статистические данные
и отчетность в реальном масштабе времени, а также обновление каталогов и прейскурантов
на Internet-витрине. Существуют специальные модули для доступа к различным СУБД
финансово-учетных и складских систем.
И тем не менее в функции Lotus Notes пока не входит обмен деловыми документами
с точки зрения EDI. Безусловно, Notes будет развиваться в этом направлении,
как и большинство других программ электронного документооборота. "По духу"
Notes все же остается средством для совместной работы людей во внутрикорпоративных
сетях. Обмен сообщениями, встроенные общие приложения, общее информационное
пространство -- вот истинные задачи Notes.
Организации, уже использующие Notes и желающие расширить возможности этого пакета
на EDI, неизбежно столкнутся с трудностями интеграции приложений и периодом
адаптации Notes к выполнению несвойственных ему функций.
Крупные предприятия уже задумались Открытое акционерное общество "Силур" -- крупнейший в Европе производитель стальных канатов и проволоки, метизов, металлической сетки и металлического корда для автомобильных шин. С начала этого года предприятие заключило более 5 тыс. договоров на поставку продукции, общий ассортимент которой насчитывает 15 тыс. позиций. Ежедневно поступает и обрабатывается в среднем около 100 запросов на продукцию, и примерно столько же оформляется счет-фактур. Об автоматизации этих процессов на предприятии рассказывает Игорь Рожко, начальник службы информационных технологий ОАО "Силур". "Работа с нашими клиентами и поставщиками пока проводится в основном в традиционной форме. После успешного поиска клиента или поставщика связь с ним осуществляется по телефону, факсу и электронной почте. Для обмена договорными документами используется обычная почта или курьер. Контроль оплаты, отгрузки и получения продукции осуществляется средствами R/3 и других систем. Сейчас мы также активно задействуем Internet для работы с клиентами и поставщиками. На нашем сайте (www.silur.com) заказчик может заполнить электронную форму запроса на поставку продукции. Остальные стадии обмена документами остаются прежними. Однако мы рассматриваем возможности реализации технологии EDI после ввода в эксплуатацию модуля сбыта (SD) использующейся на нашем предприятии системы R/3. У нас уже имеется договоренность о выполнении пилотного проекта в этой области со второго полугодия текущего года, и на первом этапе мы планируем подключить к системе нескольких своих крупных дилеров, которые работают с клиентами в регионах. Учитывая опыт успешного внедрения системы R/3 на предприятии, мы рассчитываем завершить пилотный проект до конца 2002 г. и в случае положительных результатов начать продуктивную работу в системе со средины 2003 г. Думаем, это поможет нам получить дополнительные заказы и расширить зоны присутствия нашей продукции на рынке. Моментальной отдачи от системы мы не ожидаем. Точно так же, как и от создания Web-сайта, реальную пользу от которого мы начали ощущать только сейчас, после целого года его "раскрутки". Уже за первый квартал 2002 г. использование сайта позволило заключить контракты на общую сумму около 200 тыс. долл.". |
"1С"
Фирмами "1С" и Extra.ru
при методологической помощи специалистов московского представительства Microsoft
разработана схема обмена коммерческой информацией в формате XML. Сейчас она
поддерживается и продвигается в качестве единого стандарта электронного обмена
коммерческой информацией. О поддержке стандарта заявили компании Microsoft,
Intel, Price.ru и др. Стандарт является открытым, он опубликован на серверах
www.commerceml.ru и BizTalk.org.
В существующем на сегодняшний день виде схема не претендует на звание законченного
стандарта, планируется ее дальнейшее развитие и совершенствование.
Благодаря применению языка XML использование схемы предполагает ряд преимуществ,
таких, как:
Правовые основы EDI в Украине 19 июля 2001 г. вступило в силу решение Европейской Комиссии, узаконивающее электронную цифровую подпись в странах--участницах Европейского Союза. Сделки, заключенные по электронной почте, теперь будут иметь полную юридическую силу, и это существенно ускорит бизнес вообще. В начале этого года принят закон об электронной цифровой подписи и в России. В Украине же первое "законное" определение электронной подписи и электронного документа датируется 8 апреля 2001 г., когда был подписан Закон "О платежных системах и переводе денег в Украине". Однако основные организационно-правовые принципы использования электронных документов в Украине должен установить все еще не принятый Закон "Об электронных документах и электронном документообороте". Закон фиксирует основные термины и понятия, многие из которых могут быть применены к EDI. Электронный документооборот, равноценно называемый оборотом электронных документов, определяется законом как совокупность процессов составления, обработки, передачи, получения, хранения и использования электронных документов. Однозначно отмечено, что электронный документ может быть отправлен электронной информационной системой в автоматическом режиме, а передача и подтверждение приема электронных документов может осуществляться непосредственно между электронными информационными системами. Статья 13 определяет порядок хранения электронных документов и их архивов, о чем часто забывают, говоря о преимуществах EDI. Электронные документы, согласно Закону, должны размещаться на запоминающих устройствах в определенной форме, а срок их хранения должен быть не меньшим, чем срок, установленный для аналогичных бумажных документов. Это значит, что компании, накапливающие архивы электронных документов, должны будут внедрять соответствующие аппаратно-программные решения. Системы длительного хранения данных в электронном виде (storage systems) давно стали неотъемлемой частью автоматизации предприятий в западных странах. Однако в Украине такие решения, хотя и предлагаются на рынке, многим пока кажутся слишком дорогими и необязательными. Еще одна проблема -- безопасность данных. Субъекты электронного документооборота по Закону самостоятельно определяют режим доступа к электронным документам и устанавливают для них средства защиты. Однако системы государственного электронного оборота информации подлежат государственной экспертизе. В любом случае средства защиты информации и средства цифровой подписи, предназначенные для применения в организации электронного документооборота, должны быть сертифицированы или иметь положительный экспертный отзыв соответствующих инстанций. |