Что ожидает рынок ноутбуков?

31 январь, 2019 - 14:15Євген Куліков

Прошлый год выдался непростым для рынка ноутбуков, под занавес преподнеся поставщикам не слишком приятный «сюрприз». Однако такие факторы, как динамичный рост в отдельных сегментах и стабильное повышение средней цены позволили в целом сохранить статус-кво и оставляют надежду на приемлемые показатели в будущем.

Николай Антонюк

руководитель направления персональных компьютеров компании Lenovo в Украине

Что ожидает рынок ноутбуков?

Оптимистичные прогнозы начала 2018 г. оправдались: продажи в штуках, как и средняя цена устройства, продолжили тенденцию роста 2017 г. Однако ситуация кардинально изменилась в четвертом квартале: произошло существенное снижение объема продаж в штуках. К слову, не только на украинском рынке, но и в мире. В целом, рынок ноутбуков Украины в последней четверти упал на 21% в годовом сопоставлении, что привело к общему снижению продаж за 12 месяцев на 6%. Lenovo – одна из немногих показала рост по итогам года: как в мире (5,3%), так и в Украине (13,6%). Мы удерживаем лидерские позиции с долей 32,7% на локальном рынке.

Важная тенденция – смещение спроса в средний ценовой сегмент. Потребитель подходил к покупке с пониманием перспектив долгосрочного использования устройства, выбирая более производительные системы. А те, кто приобретал недорогое устройство в 2011-2013 гг., уже подбирают новое, с учетом предыдущего опыта. Итог – рост средней цены на 14% год к году.

Стоит отметить рост спроса со стороны корпоративного сектора на обновление, а также новые закупки рабочих мест. Этот сегмент был одним из наиболее динамичных в 2018 г. (по некоторым оценкам его объем удвоился) – и тенденция сохранится в 2019 г. Наши продажи устройств для малого и среднего бизнеса (ноутбуки ThinkPad и Lenovo V-серии) также выросли в два раза по отношению к 2017 г. Большинство проектов в этой сфере долгосрочные – и уже можно говорить о хорошем старте 2019 г. в сегменте корпоративных продаж, где мы будем наращивать свои объемы, как с ноутбуками, так и традиционными десктопами.

Аналитики отмечают увеличение глобального спроса на ультратонкие ноутбуки (в модельном ряду Lenovo они имеют индекс s – например, ideapad 530s). У нас в стране этот сегмент вырос с 8,4 до 10,7% в годовом сравнении и продолжит расширяться – это общемировая тенденция.

Семейство Yoga стояло у истоков сегмента ноутбуков-трансформеров с поворотом экрана на 360°. Мы предлагаем устройства для разных сценариев использования и остаемся лидером в этой нише. Продажи таких моделей в Украине пока составляют всего 1% от общего объема (в мире – около 10%).

Стартовав в 2017 г. с брендом игровых устройств Legion, мы существенно выросли в продажах в прошлом году. В сентябре 2018 г. состоялся масштабный кибертурнир – League Legion, первый среди любителей, на котором собрались команды из сотрудников разных бизнесов. Мы убедились, что геймеры – среди нас, среди успешных в бизнесе людей. Все популярнее становятся нишевые решения, которые учитывают специфические потребности клиентов. Мы выпускаем, например, ноутбуки для людей творческих профессий и модели с саундбаром.

Валерий Базыленко

директор по развитию бизнеса компании ASUS в Украине

Что ожидает рынок ноутбуков?

По данным аналитиков, которые соответствуют и нашим оценкам, объем рынка ноутбуков в Украине по итогам 2018 г. остался на уровне 2017 г. в количественных показателях, но однозначно вырос в денежном выражении. Это связано, прежде всего, не с колебаниями курса национальной валюты, а с ростом средней стоимости приобретаемого устройства. Стоит отметить также, что примерно с сентября рынок ноутбуков начал снижаться. Особенно заметным падение было в декабре, составляя около 25-30%. Несмотря на это, мы смотрим в 2019 г. с умеренным оптимизмом и рассчитываем, что объем рынка ноутбуков сохранится на уровне 2018 г.

Общим трендом, который четко прослеживается на украинском рынке, является смещение спроса в сторону среднего и высшего ценовых сегментов (ноутбуки на базе Intel Core i3/i5/i7) и снижение продаж в сегменте устройств с процессорами Intel Pentium и Celeron, а также бюджетными чипами AMD.

Еще одним трендом года стал значительный рост сбыта игровых ноутбуков. Это касается как полноценных геймерских моделей (ASUS предлагает их под брендом Republic of Gamers – ROG), так и устройств начального уровня, которые мы относим к сегменту «псвевдогейминг». Добавлю, что поскольку доля последних постоянно растет, средняя стоимость игровых устройств также снижается. В целом, по итогам года мы ожидаем примерно двукратный рост продаж геймерских лэптопов.

Доля трансформеров в общем объеме сбыта ноутбуков не превышает 5% и остается стабильной из года в год. Таким образом, этот сегмент является нишевым. Тем не менее, мы предлагаем достаточно широкий ассортимент таких моделей, от устройств начального уровня (линейка VivoBook Flip) до премиум-класса (Zenbook Flip).

Говоря о трендах, хотелось бы еще раз акцентировать внимание на очень динамичном росте рынка геймерского оборудования, а также расширении соответствующего ассортимента продукции у производителей. В этой связи упомяну также о начале поставок в Украину первого игрового смартфона ASUS – ROG Phone. Это один из самых мощных смартфонов в мире, который кроме конфигурации топ-уровня (процессор Snapdragon 845, ОЗУ 8 ГБ, накопитель на 128 ГБ) обладает оригинальным и запоминающимся дизайном, выделяющим его из массы.

Игорь Драч

руководитель направления потребительские ноутбуки компании Acer

Что ожидает рынок ноутбуков?

Внимание потребителя к ноутбукам повышается за счет произошедшего в 2018 г. обновления линеек, растущей популярности тонких и легких устройств, игровых ноутбуков, расширения цветовой гаммы и пр.

Несмотря на то, что в потребительском сегменте сбыт в количественном выражении сократился на 6%, в деньгах он вырос на 7%. За счет смещения спроса в средний и высокий ценовые сегменты, а также благодаря развитию гейминга – ASP продолжила динамично расти и в 2018 г.

Текущие тренды отчасти будут свойственны и 2019 г. Мы ожидаем объем рынка в штуках примерно на уровне прошлого года и сохранение текущей динамики в деньгах.

Рост в потребительском сегменте происходил за счет игровых устройств, доступности кредитования, а также расширения и обновления линеек среднего и высокого ценовых сегментов. Также прошлый год охарактеризовался усилением конкуренции процессорных вендоров, которая будет нарастать и в 2019 г. Дефицит процессоров, характерный индустрии во второй половине 2018 г., сохранится и в первом полугодии текущего. Выход нового поколения видеокарт Nvidia послужит дополнительным драйвером роста в категории игровых ноутбуков. Продолжится тренд на смещение потребительских предпочтений к более производительным устройствам.

Трансформеры – это нишевый подсегмент, который пока не завоевал популярность у покупателей в Украине. Благодаря усилиям некоторых международных и локальных производителей, он немного вырос по отношению к 2017 г. за счет бюджетного ценового сегмента (до 10000 грн). В 2019 г. существенных изменений в этом сегменте не ожидаем.

Из заметных событий 2018 г. я бы отметил разворот тренда в сентябре с роста на уменьшение рынка и сглаживание сезонности по отношению к предыдущим годам.

Андрей Молнар

менеджер по дистрибуции компании Dell EMC в Украине

Что ожидает рынок ноутбуков?

Мы видим признаки стабилизации сегмента мобильных ПК и прогнозируемого роста. Конец года ознаменовался возникновением отложенного спроса в связи с образовавшимися макроэкономическими и социально-политическими факторами в стране, что, однако, позволяет нам ожидать от начала 2019 хороших показателей.

Опираясь на предварительные сведения, мы полагаем, что объем рынка увеличился. По тем данным, которые у нас есть на сегодня, позиции Dell на рынке ноутбуков продолжают усиливаться. Так, по оценкам аналитиков, в I полугодии 2018 г. доля компании по проданным единицам составляла 11,6% (в 2017 г. – 9,7%), а по доходу – 12,7% (против 11,3% в 2017 г.).

Нет оснований ожидать существенного спада в этом году. Наша задача повторить и приумножить результаты 2018 г. Кроме того, можно с большей уверенностью говорить о том, что планшеты и смартфоны не вытеснили ноутбуки с рынка. Думаю, каждый из продуктов нашел свою нишу, своего пользователя и уверенно «плывёт» им навстречу.

В 2018 г. ощутимую долю занял игровой сегмент, где мы традиционно сильны. Нам на руку такая тенденция, потому что покупатель в этом сегменте перед покупкой всегда тщательно изучает рынок.

Что касается тенденций, которые будут определять ситуацию на рынке в текущем году, сложно не отметить грядущие выборы. Поэтому есть основания ожидать как минимум два периода, когда предложение может незначительно превысить спрос.

Трансформируемые модели становятся привычнее для пользователя. Не секрет, что украинские потребители, во многом, традиционалисты, и им нужно время, чтобы привыкнуть к новшествам. Возможно, даже чуть больше времени, чем в других странах. Это перспективный форм-фактор, который еще проявит себя на рынке. Мы ожидаем, что в 2019 г. мы прибавим в этом сегменте благодаря обновлению линейки.

В модельном ряду Dell трансформеры представлены широко. И компания развивает это направление: на недавней выставке CES-2019 были показаны новейшие модели в линейках Inspiron и Latitude (Inspiron 7000 и Latitude 7400). Мы планируем вывести их на украинский рынок в этом году.

Из событий минувшего года я бы отметил приход Ирины Волк на пост генерального менеджера Dell EMC в Украине (и еще в пяти странах нашего субрегиона). Это событие локальное, но сам факт того, что глобальная компания усиливает местный офис – позитивный сигнал для страны. Что существенно повлияло на рынок технологий в Украине, так это внедрение 4G.