Что искали в прошлом году во Всемирной Паутине?

22 январь, 2002 - 11:21Александр Москалюк

Продолжая публикации архивных материалов, предлагаем вашему вниманию статью из №1-2 (320) «Компьютерного Обозрения» от 22 января 2002 г. Что искали с помощью поисковиков в Сети 20 лет назад?

Что в прошлом году больше всего интересовало пользователей, находившихся в on-line? Какую информацию в Сети ОНИ искали чаще всего? Ответ на подобные вопросы могут дать, пожалуй, только те, кому на протяжении всего Года приходилось выполнять запросы пользователей. Итак, обратимся к Статистике наиболее известных мировых и локальных поисковых систем.

Белеет парус одинокий…

В то время как социологические исследования степени влияния, к примеру, политика или коммерческого брэнда базируются на мнениях определенной группы людей, рейтинг, представляемый поисковиками, создается той аморфной средой, которую называют «пользователи Internet». К концу года практически каждый крупный поисковик стремится проанализировать запросы своей аудитории, чтобы понять: кто же они, эти десятки миллионов, блуждающих по Сети?

Некоторые компании такую информацию считают конфиденциальной и никому, кроме рекламодателей, недоступной, некоторые, наоборот, выкладывают результаты своих исследований для всеобщего обозрения. Чьи же паруса в бескрайнем море Internet привлекли к себе наибольшее внимание пользователей?

Что искали в прошлом году во Всемирной Паутине?

... в тумане моря голубом

Результаты анализа поисковой деятельности за 2001 г. опубликовал крупнейший портал Yahoo!. В калифорнийской компании такие отчеты готовятся еженедельно, и поэтому в появлении списка самых популярных терминов нет ничего неожиданного. В перечне Yahoo! Buzz фигурируют не термины, а личности, понятия и события, получившие признание пользователей в прошедшем году.

Аналогичный рейтинг из года в год представляет компания Lycos. В 2001 г. портал Lycos вышел и на российский рынок, так что в результатах поисковой деятельности за год отражены и информационные потребности Рунета. Рейтинг от Lycos также не признает верховенства ключевых слов и пытается анализировать причины популярности.

Google, несмотря на свое американское происхождение, аналогичный рейтинг решил назвать Zeitgeist. В переводе с немецкого данное слово означает «дух времени» (создатели этого рейтинга тем самым, видимо, решили еще раз подчеркнуть предпочтительность немецкого языка для определения философских понятий). Zeitgeist от Google — это также список персон, событий, учреждений и продуктов, которые интересовали пользователей одного из самых популярных поисковых сервисов Сети.

Свою двадцатку наиболее распространенных ключевых слов нам любезно предоставили разработчики украинского поисковика META. Каждый месяц статистика по интересам украинских пользователей публикуется в разделе «Re:Search» на сайте вышеуказанного поисковика.

Что ищет он в стране далекой?

Что же искали пользователи на «глобальной арене»? Если взглянуть на результаты Google, Yahoo! и Lycos, принимая во внимание разницу в методиках и цели составления рейтингов, то можно отметить устойчивый интерес к творчеству молодой певицы Бритни Спирс (Britney Spears), которая в этом году порадовала миллионы поклонников новым альбомом. Еще совсем недавно (в прошлом году) тот же Lycos вручал приз «самой “востребованной” женщине Internet» теннисистке Анне Курниковой, слава которой, судя по двадцатке трех крупных поисковиков, безнадежно канула в Лету. Из представительниц прекрасного пола постоянную прописку среди лидеров рейтинга также обрели Дженнифер Лопез (Jennifer Lopez) и Памела Андерсон (Pamela Anderson).

Что касается сильного пола, то здесь наблюдается серьезное противостояние двух уже ставших почти нарицательными (каждое по своему) имен – руководителя всемирной террористической сети Усамы бен Ладена и героя сказок Гарри Поттера. И бен Ладен, и Поттер довольно часто упоминались в оффлайновой прессе, и оба свой высокий рейтинг набрали только в последние месяцы уходящего года. Лидером поисковых рейтингов Усама бен Ладен стал после сентябрьской трагедии в Нью-Йорке и Вашингтоне, в то время как фильм «Harry Potter and the Sorcerer's Stone» (http://us.imdb.com/ Title?0241527) вышел на мировые экраны в конце ноября.

Анализируя итоги 2001 г. по данным поисковиков, невозможно обойти вниманием японское анимэ. Произведение Toei Animation под названием Dragon Ball Z заняло первое место в рейтинге Lycos и четвертое место в списке Yahoo!. Поиск на Google выдает сразу два официальных сайта — www.dragonball.com и www.dragonballz.com, кроме этого, при желании можно найти несколько сотен тысяч фан-сайтов.

Что кинул он в краю родном?

В течение 2001 г. украинские пользователи, если руководствоваться данными поисковика META, высказывали завидный патриотизм и желание знакомиться именно с национальными сайтами. Может показаться удивительным, но наиболее востребованным словом в поисках оказалось название страны, в которой живет большинство читателей этой статьи.

Можно предположить, что только незначительная часть пользователей искала на сайте META информацию по термину «Украина», в большинстве случаев он использовался в сочетании с другими Ключевыми словами. Совсем немного «Украине» по популярности уступает «Киев», оказавшийся на третьем месте.

О студенческом вкладе в дело развития украинской Сети можно судить и по другому популярному термину «реферат», который к концу года вышел на почетное второе место. При этом «реферат» теряет свое лидерство преимущественно в дни школьных и вузовских каникул — беглый взгляд на ежемесячные отчеты дает возможность убедиться в том, что уже в июне «реферат» опускается на непрестижное третье место, в июле и августе пропадает из Top 20 ключевых слов насовсем, только лишь для того, чтобы в сентябре вернуться в строй и вновь занять первое место.

Что искали в прошлом году во Всемирной Паутине?

Желание стать гражданином правового государства проявляется в присутствии на 6-ми 7-м местах связки «право» и «закон». В украинской части Internet правовой сайт имеет шанс занять гораздо более высокую ступеньку, нежели ресурсы эротической направленности – «секс» для локального пользователя оказался явлением менее интересным, чем «оборудование» или «завод».

В заключение…

...можно отметить, что статистика, подобная той, которая использовалась в данной статье, как правило, регулярно публикуется в отчетах четырех вышеуказанных компаний. Ежемесячно свои рейтинги готовят Lycos и META, еженедельно обновляется информация на сайтах Google и Yahoo!. Раз в неделю рейтинг «победителей» и «проигравших» представляет и российский Яндекс.