Ранее я предпринимал попытку проанализировать сегменты, которые могут больше всего пострадать в текущем контексте происходящего на рынке. Сейчас попробую очень кратко описать, что же делать в нынешней непонятной ситуации.
Если говорить кратко, то принятая всеми аксиома звучит следующим образом: “Сильные станут сильнее, слабые — ослабнут еще больше и могут совсем уйти с рынка”. Если вас устраивает подобного рода положение вещей и/или вы можете себе позволить падение на уровне падения рынка — дальше можно не читать, а просто расслабиться и попробовать получить удовольствие от надвигающегося хаоса. Если же есть желание стать сильнее — придется поработать намного более активно, чем в сытые годы, но при этом с меньшей прибылью.
По себе знаю, что труднее всего работать на перспективу, особенно тогда, когда прибыль оставляет желать лучшего. Но необходимо отдавать себе отчет, сейчас наступает тот классический момент, когда неработающий сегодня на завтрашний день, со временем может быть просто выброшен с рынка.
Еще очень важно продумать и всегда иметь под рукой план на случай худшего варианта развития событий. Даже если данный план, надеюсь, никогда не понадобится вам полностью — его отдельные разделы могут быть исключительно полезны в ситуации крайне ограниченного времени реакции на те или иные события.
“Plans are useless, but planning is indispensable.” — Dwight D. Eisenhower
Персонал
Канал продаж
Маркетинг
Маркетинг надо держать в режиме максимальных оборотов. Как правило, маркетинг имеет выраженный в процентах от оборота бюджет — эту формулу нужно оставить без изменений. Если получится — надо добавить денег. Вы должны понимать, что бюджеты на маркетинг будут резать все — в этой ситуации только тот, кто сможет позволить себе максимально присутствовать в информационном поле, будет иметь шанс существенно увеличить свои продажи и занять большую, чем до кризиса, долю рынка.
Финансы
Максимальное внимание оборотному капиталу (если есть возможность — увеличить запасы финансовых средств):
Инфраструктура
Быть готовым работать в случае повторного объявления карантина:
Портфель продуктов
Общее резюме
Работа с персоналом:
Работа с каналом:
Инфраструктура:
Максимальное внимание оборотному капиталу:
Портфель продуктов:
Еще раз напомню, что резать бюджеты и уменьшать активность будут все, но только тот, кто хочет вырасти в кризис, должен уметь за счет меньших средств, но с горящими глазами и крепкими острыми зубами выгрызть себе кусок пирога больше, чем у него был до кризиса. Активность не стоит денег — это именно то, что вы можете себе позволить в кризис, тогда, когда все конкуренты будут испуганно смотреть по сторонам и выжидать, что будет с рынком и как надо будет к нему адаптироваться. Именно в кризис у вас есть шанс не только реактивно ответить на изменения, но и во многом своими действиями определить состояние рынка на будущие годы.
P.S. Выше не написано ничего такого, чтобы не было всем известно уже много лет. Множество великих идей витает в воздухе, но результата добьется только тот, кто сможет их материализовать.
“The only difference between success and failure is the ability to take action.” — Alexander Graham Bell