Что будет с веб-почтой?

17 февраль, 2012 - 10:45Игорь Дериев

Становясь все более мобильными, пользователи ИКТ формируют «естественное» лобби. Чтобы заработать, нужно суметь им потрафить, а они действительно вносят на рынок определенные возмущения и требуют пересмотра прежних подходов.

Очевидно, что не учитывать предпочтения мобильных пользователей уже попросту невозможно. Даже со стороны хорошо видно, как индустрия дала сильный крен в сторону мобильных технологий, главные темы сегодня: смартфоны, планшеты, магазины ПО для них и пр. Если обратиться к сухому языку цифр, то уже в этом году, согласно прогнозу Cisco, количество мобильных устройств (если более точно, то тех, что имеют мобильное подключение к Интернету), превысит население нашей планеты. К 2016 г. на душу уже будет приходиться полтора землекопа гаджета, за это же время мобильный трафик вырастет в 18 раз (т.е. будет ежегодно удваиваться в течение ближайших четырех лет), а почти половина его придется на смартфоны.

Так вот, пусть первым бросит в меня камень тот, кто скажет, что это не влияет на характер использования Интернета, т.е. всевозможных интернет-сервисов. На самом деле предпочтения меняются очень заметно и направленность этого процесса эмпирически понятна, но есть и точные данные. comScore проводила свои исследования в США, но, с учетом локальных специфик, результаты наверняка отражают глобальные тенденции:

Что будет с веб-почтой?

На диаграмме - которая отражает динамику всего за один год - хорошо заметно довольно существенно падение популярности веб-порталов и веб-почты. Первые долгое время были безоговорочными лидерами, но сейчас им на пятки наступают социальные сети (на картинке не видно, но они все же отстают на доли процента).

Под веб-почтой, показатель которой впервые опустился ниже 10%, здесь подразумеваются не соответствующие сервисы вообще, а конкретно доступ к их сайтам, т.е. к Gmail.com, Hotmail.com и пр. Собственно почтовый трафик, особенно мобильный, продолжает расти впечатляющими темпами (в отличие, к примеру, от мгновенных сообщений). Но именно всевозможные гаджеты, в силу различных своих ограничений, располагают к тому, чтобы пользоваться не веб-интерфейсами, а специализированными клиентами.

В свою очередь это, как не сложно догадаться, подрывает саму бизнес-модель бесплатных почтовых сервисов. Как-то проскакивала информация, что платных подписчиков Google Apps (которые в основном используют именно почту и гораздо реже календарь и пр.) не так уж много на общем фоне, и вряд ли с их помощью можно окупить такой масштабный проект. Таким образом, очевидно, все упирается в рекламу на сайте, просмотров которой, как показывают приведенные выше данные, становится все меньше.

Если учесть дополнительно, что наибольшее падение интереса к веб-почте наблюдается у возрастной категории 12-24, то перспективы ее выглядят, скажем так, туманно. Вряд ли, конечно, эти сервисы станут платными, но их владельцам явно придется хорошенько поломать голову над новыми формами заработка. Не удивлюсь, если со временем они начнут взимать пеню с производителей смартфонов и других гаджетов :)