Chrome OS — для кого?

16 декабрь, 2010 - 10:36Александр Пацай

Читал я вчера некий полуобзор ноутбука (нетбука?) CR-48 с Chrome OS, аннонсированного на прошлой неделе компанией Google (полуобзор — потому что несправедливо писать обзор прототипу, поэтому это скорее коллекция впечатлений), и крутился у меня в голове один интересный вопрос. Я не буду сейчас обсуждать саму железку, потому что с ней все как раз понятно — прототип и прототип, тем более no name, а вот когда начнется реальное производство различными вендорами настоящих продуктов, тогда и посмотрим. Тот же LG или Samsung вполне способы выдать нечто, по габаритам и весу похожее на MB Air, так что в этом плане все еще впереди (а двигаться вперед есть куда, судя по жалобам на железо прототипа).

А вот что более интересно — так это сама операционная система, вся такая из себя интернет-заточенная (впрочем, как шутят товарищи в интернете, если браузер Chrome включить в полноэкранном режиме, то можно получить практически Chrome OS-впечатления). Вообще, говоря обо всех этих интернет-компьютерах, я не могу отделаться от ощущения “дежа вю”: все это мы проходили уже лет 12-13 назад, когда “интернет-компьютер”, по мнению Ларри Эллисона, должен был завладеть миром. Тогда, в общем-то, и iMac (самый первый, “зеленая лягушка), воспринимался почти как такой компьютер (Стив Джобс разделял мнение Эллисона по поводу сетевых терминалов). Правда, 56кбит модем не очень подходил для работы “из сети”, но, впрочем, и объемы данных, необходимых для работы, тоже были тогда существенно меньше.

Описание работы автором MG Siegler заставило меня задуматься — а кому может быть интересна вся эта интернет-компьютеризация? Понятно, что она интересна Google, так как они хотят перетащить туда пользователей, которые будут хранить данные в онлайне, там же смотреть на них и работать с ними, одновременно с этим просматривая и рекламу, которую будет показывать Google. Профит! Но вот так ли это интересно самому конечному пользователю? Безусловно, гикам вроде нас, держателям учеток на Facebook/Twitter/Gmail/Google Apps/Flickr и прочих онлайновых сервисов, такой компьютер может быть весьма интересен, но сколько таких гиков? 3% от всех компьютерных пользователей? 5%? Пусть даже 10% (в чем я сомневаюсь). Обычные люди, среднестатические пользователи, с трудом разбираются в отличиях между файлом и папкой, а уж все эти ваши онлайны-оффлайны им тем более сложно осознать и воспринять. Домашние пользователи, хранящие у себя дома гигабайты музыки и видео, тоже, видимо, с опаской будут относиться ко всем этим модным онлайновым сервисам, предпочитая хранить свои данные в пределах досягаемости (пусть даже и теряя их гораздо чаще из-за отсутствия правильных бекапов). Профессиональные пользователи, работающие, скажем, в Photoshop или Final Cut… Ну, тут все понятно.

Впрочем, есть одна категория пользователей, которым нечто подобное могло бы пригодиться, при условии наличия постоянного подключения к интернету (без него, по большому счету, компьютер с Chrome OS бесполезен). Я говорю о бизнес-пользователях, о тех, кому доступ к данным, возможность входа в одну и ту же учетку с тем же набором данных (при условии, что это Chrome OS) может весьма пригодиться. Однако, есть тут момент, который меня смущает. Дело в том, что для огромной корпорации настроить, запустить и обеспечивать некую IT-инфраструктуру для работы этой самой корпорации стоит весьма немаленьких денег. Даже если исходить из того, что в середине следующего года Google реально запустит со своими партнерами в продажу компьютеры с Chrome OS, корпорациям понадобится очень много времени для того, чтобы изучить влияние использования новой техники на общие политики в компании, на то, как они вписываются в процесс, есть ли от этого какой-то экономический эффект и многое другое, прежде чем начнется какой-то активный deployment подобной техники “в промышленных масштабах”. У Google, впрочем, деньги для того, чтобы подождать, имеются — а там может повториться ситуация с Android, когда в какой-то момент набралась критическая масса и Android по количеству продаж стал активно конкурировать с iPhone.

Правда, есть подозрение, что до этого счастливого момента Chrome OS просто не доживет. Почему? Бывший сотрудник Google и Facebook, а ныне инвестор Пол Бучхайт (Paul Buchheit) твитнул вчера очень интересное предположение (предсказание?):

Prediction: ChromeOS will be killed next year (or “merged” with Android)

Впрочем, Сергей Брин тоже высказался, хотя и без названий, сказав, что “в конечном итоге, у Google будет одна операционная система”. Учитывая, что Android уже неплохо окопался в мобильной отрасли, было бы странно, если бы именно он пал жертвой этой внутренней борьбы. Интересно, что этим летом из Google в Facebook ушел Мэттью Папакипос (Matthew Papakipos), главный архитектор проекта Chrome OS — может быть, он знал что-то, чего мы пока не знаем? С одной стороны, вроде как разделение между Android и Chrome OS заключается в том, что Android — для смартфонов (и, возможно, планшетов), а Chrome OS — для нетбуков (ноутбуков) и, возможно, тоже планшетов.

Учитывая активные движения на рынке мобильных устройств и постоянную конвергенцию разных типов устройств, может оказаться, что в один прекрасный момент Chrome OS и Android действительно будут конкурировать между собой, и кому-то из них придется уйти. А как вы оцениваете шансы Chrome OS?