Чем жили ИТ-дистрибьюторы в прошлом году?

15 апрель, 2016 - 16:45Євген Куліков

Затяжное падение ИТ-рынка ударило по всем без исключения игрокам и товарным сегментам. И хотя основные причины этого были общие, каждая компания по-своему справлялась с возникающими проблемами. Представители ряда ИТ-дистрибьюторов делятся впечатлениями от 2015 г. и ожиданиями на ближайшую перспективу.

Алексей Афанасенко

директор по развитию компании Diweave

Чем жили ИТ-дистрибьюторы в 2015 г.?

Сказать, что 2015 г. выдался сложным – не сказать ничего. Большинство товарных категорий сократились примерно вдвое, относительно провального 2014 г., превзойдя даже самые пессимистичные ожидания.

Во многом год предопределили события первого квартала – катастрофическое падение гривны, активизация боевых действий на востоке, общая неопределенность в экономике страны, застой в поставках продукции на рынок.

Во втором полугодии ситуация несколько улучшилась, бизнес адаптировался к текущим условиям, тем не менее общая картина по году, оставляет желать лучшего.

Наиболее перспективными товарными категориями у нас показали себя аксессуары, высокоуровневые устройства для геймеров, а также решения по бесперебойному питанию.

Наша компания делает упор на эксклюзивные контракты, что позволяет на постоянной основе проводить маркетинговые активности, регулировать ценовую политику, делая, таким образом, более привлекательными предлагаемые продукты и решения.

Динамика продаж второго полугодия 2015 г. вселяет умеренный оптимизм и очень хочется верить, что мы уже прошли дно. Ключевыми условиями роста рынка по-прежнему будут оставаться политическая и экономическая ситуация. Украина – большая страна, за последние два года сформировался значительный отложенный спрос, который проявится, с повышением доходов населения.

Мы ставим перед собой амбициозные цели добиться минимум 30% роста в объемах продаж, в основном за счет усиления текущих позиций, расширения продуктового портфеля и привлечения новых партнеров. Кризис – это ведь не только падение оборотов и убытки, но и время новых возможностей.

Юлия Ратушная

директор по продажам компании ELKO Kiev

Чем жили ИТ-дистрибьюторы в 2015 г.?

Прошлый год был для ИТ-дистрибуции крайне непростым. Экономическая и политическая составляющая происходящих в стране процессов отрицательно сказываются на покупательной способности населения, а корпоративный сектор предпочитает пока не инвестировать в развитие бизнеса с внедрением ИТ-технологий. Поскольку мы оперируем импортными товарными категориями, сильнее всего на рыночную ситуацию влияли резкие колебания валютных курсов.

Все сегменты рынка показали за прошедший год падение. Лучшую динамику (по некоторым оценкам, даже небольшой рост) продемонстрировали телефоны и сетевое оборудование. Так как развитие 3G способствовало доступности Интернета для широкого круга пользователей.

Не думаю, что стоит ожидать чудес от 2016 г. Технологических прорывов в индустрии не происходит, экономика страны не улучшается. Скорее всего, мы увидим стабилизацию рынка в нижней точке. С другой стороны, есть предпосылки считать, что корпоративный сектор в конце года начнет реализовывать отложенные проекты в сфере безопасности и автоматизации процессов. Возможно, это позволит всему рынку почувствовать некоторое оживление спроса.

Сергей Яковлев

коммерческий директор компании MTI

Чем жили ИТ-дистрибьюторы в 2015 г.?

Думаю, все участники рынка ожидали дальнейшего падения продаж в 2015 г. Поэтому ничего экстраординарного, по сути, не произошло. Стоит отметить, что на начало прошлого года из-за ряда факторов на складах образовались весьма значительные складские запасы. Потребовалось немало усилий со стороны вендоров и дистрибьюторов для их распродажи. Выйти на более-менее нормальные уровни запасов получилось только к третьему кварталу. Также наблюдались проблемы со своевременным выполнением обязательств нашими партнерами. Интересное явление наблюдалось в течение 2015 г. В связи с распродажей складов, на некоторые товары можно было видеть, возможно, самые низкие цены в мире в долларовом эквиваленте.

Если говорить о том, каким был год для нашей компании, то могу сказать, что мы научились эффективно работать в полностью непредсказуемой среде. Мы продолжили расширение дистрибьюторского портфеля. Хотя и пришлось отказаться от работы с некоторыми брендами и товарами.

Безусловно, как и во всем мире, наиболее перспективной товарной группой остаются смартфоны. Скорее всего, эта тенденция сохранится на ближайшие несколько лет. Интересен факт роста продаж брендов, являющихся собственностью украинских компаний. Прежде всего, он обусловлен более низкой, по сравнению с А-брендами, ценой. Является ли это устойчивой тенденций или это временное явление, связанное с падением доходов насаления, пока сказать сложно.

Банально, но, к сожалению, тенденции ИТ-рынка напрямую зависят от динамики экономических показателей. Мы надеемся, что объем продаж по основным товарным группам в 2016 г. в количественном выражении будет близким к 2015 г. Хочется верить, что прошлый год был минимальным с точки зрения объема сегментов рынка. Существенного перераспределения в канале продаж мы не ожидаем. В отличие от прошлого года ценовая политика на товары будет менее агрессивной. С одной стороны, в настоящее время нет избытка товарного запаса в стране. С другой, вендоры в текущей ситуации не готовы поддерживать понижение цены. Сезонность продаж должна быть близкой к традиционной. И в 2016 г. мы увидим значительное увеличение партнерских программ мотивации. Не последнюю роль в развитии легального рынка ИТ будет играть желание государства бороться с контрабандными потоками товаров.