Чем опасны 3D-дисплеи

28 февраль, 2010 - 18:07Тимур Ягофаров

Как обычно, сначала сделали, а потом задумались: а что же в результате получилось? Правда, в данном случае долго откладывать не стали. Едва успели попасть на полки магазинов (пока США) первые 3D TV, как специалисты решили разобраться, чем опасна искусственная объемность изображения для массового зрителя.

Признаюсь, сам я долго за 3D-монитором не сидел, но практически все мои коллеги жаловались на головную боль после продолжительной игры в очках. Во времена ЭЛТ главным объяснением этого была усталость, вызываемая низкой кадровой частотой. Ведь далеко не всякий монитор вытягивал 120 Гц, которые потом нужно было поделить пополам между правым и левым глазом.

В эпоху ЖК-дисплеев, где отдельные участки картинки остается неизменными до тех пор, пока их не перерисуют, жаловаться на мерцание уже смысла нет. Тем не менее, усталость «мозга» осталась. И толком это до сих пор я для себя объяснить не мог. Но вот теперь знаю. Хорошо, что попался на глаза отчет профессора Мартина Бэнкса (Martin Banks) из Университета Беркли в Калифорнии, с которым он выступил перед группой технологов из Голливуда, выразивших интерес к данной проблеме. Согласитесь, лучше заранее понять, не приведут ли к массовому разочарованию новые технологии, прежде чем в них будут сделаны существенные инвестиции.

Так вот, оказывается, в центре внимания медиков-исследователей находится так называемый конфликт сходимости и аккомодации (convergence-accommodation). Его суть заключается в том, что в процессе наблюдения за выводимой на монитор объемной картинкой мозг человека пытаются убедить в том, что реально ее части находятся от глаз на большем расстоянии, чем поверхность экрана. И зрительная система человека должна подстроиться так, чтобы снять противоречие между плоскостью, в которой фокусируются глаза в действительности, и мнимым расстоянием до виртуального объекта, информацию о котором дает лишь обработка картинок от обоих глаз. Причем, чем ближе вы находитесь к монитору, тем это противоречие сильнее, что приводит к головной боли и быстрому утомлению. Так что у ученых есть опасения относительно того, что компьютерные и видеоигры могут оказать гораздо более серьезное воздействие на психику в 3D-режиме, чем мы это представляем сегодня, до того, как они получили массовое распространение.

Одним из путей решения данной проблемы ученые видят в создании дисплеев с несколькими фокальными плоскостями (multi-focal-plane displays). Впрочем, до сих пор не проводилось массовых исследований реакции людей на объемные фильмы, но уже в ближайшее время они запланированы в ряде 3D-кинотеатров. Примечательно, что средства на них для Entertainment Technology Center (ETC) из Университета Южной Калифорнии выделила Panasonic.

На первом этапе этого исследования, в рамках которого в декабре 2009 г. опросили 1914 взрослых, были получены следующие результаты: 18% из них уже заранее опасались, что они испытают головную боль и напряжение глаз от просмотра 3D-фильма, но лишь 12% после сеанса жаловались на наличие каких-то неприятных симптомов. Причем, ученые считают, что зачастую это связано с контентом, а не с технологией.

В этом отношении могу добавить, что одна из моих знакомых во время просмотра «Аватара» испытала страх захлебнуться, когда главный герой нырнул в воду. Что поделаешь, она не умеет плавать… Поэтому эксперты опасаются, что после массового внедрения 3D TV их пользователей может захлестнуть волна любительского объемного контента, который приведет к разочарованию или даже неприятию новинки.

Есть и такой, пока что мало изученный, аспект 3D, как трансформирование обычного видео в объемное с помощью самого дисплея. Сегодня используемые для это алгоритмы основаны на размывании заднего плана с тем, чтобы создать перспективу за сценой, выдвигаемой на передний план. Впрочем, здесь подводных камней быть не должно, так как эта технология не пытается вынести какие-либо части картинки перед плоскостью экрана. А именно такие объекты и приводят чаще всего к упомянутому выше конфликту сходимости и аккомодации.

Ну что же, хорошо, что индустрия пытается заранее найти все подводные камни новой технологии. Будем надеяться, что эти усилия приведут к тому, что появляющиеся уже сегодня на полках магазинов 3D TV откроют дорогу новому массовому сегменту рынка, а не станут очередным большим разочарованием. Цена-то их кусается: от 2 до 2,5 тыс. долл.