Бюджетные системы: скрытые резервы ИТ-индустрии в настольном и мобильном сегментах

20 август, 2008 - 10:29Кирилл Балалин

Закон Мура, которому скептики неоднократно предрекали крах в определенный момент времени, до сих пор отлично описывает экспоненциальную суть развития вычислительной техники. С регулярной периодичностью мощность ПК удваивается (что, правда, не является основным аспектом закона Мура, а только следствием увеличения количества транзисторов в процессоре), делая доступными для широких масс все более сложные расчеты. Тем не менее стоимость среднего персонального компьютера остается практически неизменной, пожалуй, как минимум последние лет пятнадцать. Похоже, пришло время перемен.

В рамках наработок нашего издательского дома для подтверждения сказанного стоит обратиться к популярной рубрике «Лучшие покупки» журнала «Домашний ПК». Три конфигурации настольных компьютеров, ежемесячно рекомендуемые нашими коллегами, находятся в таких ценовых рамках: $600–800 для бюджетного варианта, $1100–1300 – для «оптимального» и чуть более $2000 – за разумно-топовый ПК. Такими же цены на актуальные конфигурации были и десять лет назад. Кроме того, с каждым годом все отчетливее становится концентрация усилий производителей на борьбе за премиум-сегмент.

В принципе, его доля на рынке достаточно стабильна, так как определяется количеством ИТ-энтузиастов, готовых платить высокую цену за обладание самыми быстрыми комплектующими. Зато небольшие объемы компенсируются огромной по меркам массовых продуктов маржой на каждой единице товара. Уровень цен на флагманские решения постоянно растет. Десять лет назад подобные видеокарты стоили, в лучшем для продавца случае, около $300, сейчас же этот сегмент считается вершиной среднего класса, а топовые новинки продаются вдвое, а то и втрое дороже! Та же ситуация и с материнскими платами – буквально за последний год ведущие поставщики приучили потребителей к уровню цен на модели верхнего уровня порядка $400–500. Внимание к сверхдорогим предложениям в ИТ велико в любой отрасли, от готовых ПК (где лидеры рынка – бывшие независимые поставщики Alienware и Voodoo PC теперь являются ценными подразделениями Dell и HP соответственно) до центральных процессоров (серии Extreme Edition у Intel и FX у AMD). И это не говоря о том, что практически каждый уважающий себя производитель предлагает те или иные решения, ориентированные на оверклокеров, как-будто они составляют действительно большой процент потребителей.

Вслед за энтузиастскими решениями «растягивается» вверх и массовый рынок (правда, сохраняя определенное количество самых доступных решений). Если постепенно, почти незаметно, поднимать розничную стоимость товаров при их замене более быстрыми наследниками, то потребители скорее всего спокойно воспримут необходимость платить чуть больше. Как же, ведь производительность и/или функциональность при этом растет вполне существенно!

Этот факт, безусловно, радует производителей и продавцов комплектующих, гарантируя стабильный заработок при условии выпуска удачных продуктов. Более того, сами энтузиасты просто-таки в восторге от свалившегося на них изобилия специализированных предложений, обещающих с каждым разом все больше гигагерцев, гига- и терабайтов, конвейеров рендеринга и дюймов диагонали. Новинки, в основном, действительно заслуживают достойных оценок от экспертов-обозревателей, поэтому «за» высказывается и профильная пресса – лишь иногда, для порядка, сокрушаясь по поводу очередного скачка стоимости флагманских продуктов. Усилия инженеров не пропадают даром, производительность растет в полном соответствии с пророчеством Гордона Мура, чем пользуются в первую очередь разработчики игр – самых ресурсоемких приложений для персональных компьютеров. Возможность играть в свежие шедевры без ощущения подтормаживания подстегивает обеспеченных геймеров регулярно обновлять свой компьютерный парк... Цикличность данного процесса измеряется периодами выхода новых поколений CPU, чипсетов и GPU, после чего бывшие флагманы часто переходят в разряд решений среднего класса, а затем, в урезанном виде, даже в бюджетный сегмент. Что, в свою очередь, позволяет планомерно развиваться всему спектру рынка комплектующих для ПК.

Поэтому не удивительно, что тенденция сохраняется: все вроде бы довольны. Эффективное продвижение брендов идет, маржа хорошая, поводы для продажи очередных новинок всегда есть. Для подогрева аудитории в недрах маркетинговых отделов регулярно формируются новые идеи, мгновенно превращающиеся в модные тенденции. Регулярное наблюдение за ИТ-выставками выявляет их мгновенно, по количеству упоминаний некой концепции на стендах компаний-участников: то оверклокинг, то моддинг, то бесшумные ПК, то готовность к Vista, то медиацентры (вроде платформы Viiv), то погоня за логотипом «Full HD ready»... Теперь вот, в связи с общим предкризисным состоянием (что уж говорить, перспектива «$200 за баррель» многих вгоняет в депрессию), в моде «зеленые» технологии...

Не стоит спешить с конспирологическими теориями – никакого заговора тут нет. Все в рамках рыночных процессов, да и к тому же это не столь уж нетипичное явление для экономики в целом: например, новые автомобили, улучшая с годами эксплуатационные характеристики, тоже растут в цене. Однако, мягко говоря, далеко не 100% пользователей ПК играют в последние игры, кодируют HD-видео и обсчитывают 3D-картинки. Практический набор эксплуатируемого ПО для подавляющего большинства ПК заслуживает подробного перечисления для понимания происходящего.

Итак, во-первых, это офисные приложения (текстовый процессор, электронные таблицы, презентации) и ПО для бухгалтерского учета. Во-вторых, различные интернет-сервисы: веб-браузер, почтовый клиент, Skype- и IM-клиент. В-третьих, популярны простейшие операции с фотографиями – просмотр и редактирование для личного архива. Не менее актуально и потребление медиаконтента, т. е. воспризведение аудио и видео разных форматов (причем в HD-качестве – пока что нечасто). Если игры и входят в этот список, то не требуют больших вычислительных ресурсов. Образцово-показательные примеры таких игр – знакомые каждому пользователю Windows головоломка «Сапер» и пасьянс «Косынка».

Бюджетные системы скрытые резервы ИТ-индустрии в настольном и мобильном сегментах
ASUS Eee Monitor на чипе Intel Atom – ПК «все в одном», спрятавшийся за спиной 19-дюймовой ЖК-панели. При цене $500 в комплект входит SSD на 4 ГБ или жесткий диск на 40 ГБ

Все вышеперечисленные типичные приложения (правда, кроме самой операционной системы) примерно сохраняют свою ресурсоемкость на протяжении многих лет. Некоторые пользователи спокойно применяют технику еще прошлого века, чтобы выполнять такие задачи. Просто потому, что их можно выполнять на подобных ПК: 500-мегагерцевого процессора достаточно для всего вышеописанного, если не гнаться за модой и прогрессом, устанавливая Vista и Office 2007. Единственные из «настольных» задач, которые будут не по силам процессору уровня Pentium III, – это обработка и кодирование видео, ставшие популярными с распространением цифровых видеокамер. Но в отличие от простейшего редактирования фотографий регулярная работа с видео все же является хобби, как и компьютерные игры. Так что пользователи с соответствующими запросами так или иначе попадают в категорию энтузиастов.

И тут встает вопрос: до каких пределов может расти ИТ-индустрия при выбранном пути? Ответ на это дают экономические сводки. Во-первых, бума ИТ уже нет, развитые государства не увеличивают спрос на компьютерную технику теми темпами, что были раньше, – просто некуда. Потребителей ведь больше не становится, а количество ПК на одного жителя конечно. Во-вторых, нельзя сказать, что в мире все в порядке с наличием свободных денег: цены на нефть – хороший тому индикатор. А ведь в условиях кризиса премиум-товары нужны мизерному количеству людей. В-третьих, на марше «цифровое разделение» (digital divide) – на нашей планете есть регионы, где проникновение компьютерной техники минимально, что теоретически может породить огромные рынки сбыта. В нынешних условиях лучше продать миллион устройств с долларом заработка на единице товара, чем 10 тыс. с маржой $100. Это противоречит представлениям ряда аналитиков о правильном бизнесе (согласно которым чем ближе к премиум-классу находится продукт и, соответственно, клиент, тем это полезнее в перспективе при равноценной прибыли). Но в ситуации, когда при смене курса действительно есть куда расти («ИТ для второго миллиарда», потом для третьего и т. п.) – большая часть потребителей вышеупомянутого миллиона недорогих устройств станут новыми клиентами, присоединяясь таким образом к существующей базе постоянных...

«Там внизу много места» – высказывание Ричарда Фейнмана, произнесенное по совершенно другому поводу, отлично описывает перспективное направление движения ИТ. Что будет, если компьютер с производительностью флагмана семилетней давности (т. е. достаточной для выполнения повседневных задач) выпустить с использованием доступных ныне технологий, но при копеечной стоимости? Пожалуй, первой до этого додумалась VIA, выступив с инициативой РС-1. Кстати, при весьма печальном коммерческом положении на сегодняшний день на самом деле VIA – компания с хорошим потенциалом визионерства, но, увы, слишком малой долей рынка для реального заработка. Чего только стоит ее формат материнских плат Mini-ITX, ставший сейчас резко актуальным? А процессоры с минимальным энергопотреблением, продвигаемые со времен C3? Или PadLock – аппаратное шифрование на базе CPU? И выступив с идеей сверхбюджетных ПК еще в 2006 г., нишу она себе попыталась отхватить гениальную, планетарного масштаба. Да вот не осилила – через два года можно сказать, что РС-1 не стал популярным, хотя есть рапорты о якобы успешном внедрении инициативы где-нибудь во Вьетнаме и других таких же экзотических для европейской цивилизации уголках света. Почему «якобы успешном»? Потому что заявленная цель – «компьютеризация второго миллиарда пользователей», а на деле нет и сотой доли запланированного. Но причиной тому не компания VIA – никто бы не справился, ведь аудитория проекта выбрана заранее неправильно (о чем, между прочим, мы упоминали еще в материале о VIA PC-1).

Бюджетные системы скрытые резервы ИТ-индустрии в настольном и мобильном сегментах
Гленн Генри (Glenn Henry), президент калифорнийской Centaur Technology, которой принадлежит авторство архитектуры Isaiah. Именно на ней базируется VIA Nano

Абсурдные планы-мечты о «компьютеризации дельты Меконга и пустыни Сахара» (чуть гиперболизированно, но это заявленная цель проектов типа РС-1 и OLPC) не сбылись и не могли сбыться. Для любого масштабного технологического проекта нужна подготовленная инфраструктура. О важности этого фактора многое могут поведать, например, промоутеры водородных автомобилей: пока нужные заправочные станции и СТО не появятся хотя бы в каждом крупном населенном пункте, продажи не пойдут (так что у них есть еще 10 лет на отладку технологий).

Абсолютно то же самое происходит и с компьютерами: недостаточно сделать ультрадешевый ПК с простым интерфейсом, чтобы продать его ста миллионам крестьян Камбоджи для подсчета урожая. Нужны не только электроэнергия и доступ в Сеть, но также цепочка «дистрибьютор-розница-сервис», да и просто адекватные условия для работы. А еще, что актуально для вышеупомянутых регионов, – отсутствует еще и культура пользователя, причем настолько системно, что труд по ее формированию должен быть поистине миссионерским. Грубо говоря, они не рассчитывают на компьютерах время сбора урожая не столько потому, что у них нет ПК, а потому, что время это и так известно без всяких компьютеров. И работа, требующаяся для смены парадигмы образования и даже мировоззрения местного населения, по плечу разве что многодесятилетним планам действий национальных правительств и межгосударственных институтов, а уж никак не компаний уровня VIA и Intel.

Какой вывод? Нужно не только заявить своей целью «компьютеризацию второго миллиарда», но еще и правильно выбирать регионы для приложения усилий, отдавая предпочтение долгосрочным стратегическим оценкам происходящего, а не благодушным, но неразумным гуманитарным порывам срочно осчастливить предположительно самых обездоленных на Земле. Красивые PR-акции можно проводить и в других местах, а реальная эффективность проектов будет на порядки выше!

Стоит ли удивляться, что тот же ASUS Eee PC стал не «первым ПК в зимбабвийской деревне», а популярной заменой КПК для продвинутого ИТ-энтузиаста или подарком – для его жены/ребенка? То есть скорее всего даже не вторым компьютером в семье. К счастью, маркетологи компаний-производителей тоже уловили эту тенденцию. Например, подготавливая почву для выпуска MID на платформе Centrino Atom, специалисты Intel очертили схему его применения так: устройство, позволяющее получить доступ к ресурсам Сети в любых условиях, причем с комфортом настольного ПК. Невысокая ожидаемая цена готовых продуктов в данном случае является еще одним конкурентным преимуществом (в борьбе со смартфонами, коммуникаторами, ноутбуками и UMPC), а не исключительным базисом концепции. Тем не менее скорее всего MID станут очень популярными – и самая объемная ниша для таких устройств найдется как раз на развитых рынках, где приобретаться они будут в качестве дополнительных «гаджетов». Сравните такой подход с идеями индийцев Simputer, планировавших несколько лет назад массово продавать жуткие внешне «КПК для бедных» – формфактор почти тот же, цена близка, а разница в перспективах огромна.

Второй этап – распространение настольных и мобильных сверхдешевых ПК на целевую небогатую аудиторию, но в рамках достаточно развитых стран. В частности, в Украине и России в сельской местности люди по своей психологии и уровню образования достаточно подготовлены для начала аккуратного внедрения информационных технологий – только не ради «подсчета урожая» (такие модели использования годятся разве что для упоминания в презентациях для «выбивания» грантов не слишком добросовестными претендентами), а для того же, для чего и большинство обычных пользователей: получение новой информации (Сеть как замена традиционным полубезальтернативным медиа с односторонней передачей – ТВ/радио/пресса), общение и развлечения.

Если цивилизации повезет и не возникнет никаких осложнений, через 10 лет мир достаточно изменится для того, чтобы информационные технологии начали «природным путем» проникать в те регионы и слои общества, которые сейчас находятся далеко за чертой digital divide. Вот тогда можно будет говорить и о третьем этапе, так сказать, оцифровке всей планеты. Но до этого еще далеко, посему вернемся от философских рассуждений к насущным вопросам.

На сегодняшний день существует три концептуально разных направления развития бюджетных ПК, которым уделяется достаточно внимания со стороны разработчиков аппаратного обеспечения. Интересно, что все три уже в своих названиях делают акцент на коммуникационных возможностях – действительно, современный компьютер нельзя считать полноценным при отсутствии доступа в Сеть.

Первый тип – уже упомянутые MID, т. е. «мобильные интернет-устройства». Несмотря на существование нескольких серийных моделей такого рода на базе платформ предыдущих поколений, реальное развитие MID начнется вместе с появлением в продаже продуктов класса Centrino Atom (кодовое название Menlow, платформа состоит из процессора Silverthorne и одночипового набора логики Poulsbo). Теоретически они должны заменить так и не ставшие популярными UMPC и вышедшие из моды классические Pocket PC, но как новинки будут приняты рынком – мы узнаем только в ближайшем будущем. В любом случае с нетбуками и неттопами их роднят только схожая аппаратная база и невысокая цена, по позиционированию эти продукты никоим образом не заменяют обычные ПК.

Второй тип – «нетбуки», архетип которых знаком большинству интересующихся ИТ по первенцу концепции ASUS Eee PC. До его появления сверхкомпактные ноутбуки за редким исключением были одновременно и одними из самых дорогих устройств. Теперь же формфактор «до 10 дюймов» в сочетании с бюджетной платформой, некоторыми компромиссами в конфигурации и минимальной ценой стали классовыми признаками нетбуков. В успехе этой новой волны субноутов уже можно не сомневаться: устройства продаются огромными партиями, тем самым, кстати, нанося финальный удар по UMPC. При аналогичных габаритах, массе и функциональности нетбуки дешевле и имеют полноценную клавиатуру. Формально близки к нетбукам по концепции более ранние проекты, такие как пресловутый OLPC, но до Eee PC ни одно подобное устройство не становилось хоть сколь-нибудь массовым. Первое поколение нетбуков использовало процессоры Celeron и VIA C7-M, но сейчас будущее этого класса справедливо связывают с Intel Atom и VIA Nano.

Бюджетные системы скрытые резервы ИТ-индустрии в настольном и мобильном сегментах

Третий тип устройств называют «неттопами» (образовано от «network» и «desktop») по аналогии с нетбуками. Это максимально удешевленные настольные ПК, ориентированные либо на развивающиеся рынки, либо на приобретение в качестве «рабочих лошадок» для выполнения повседневных задач, не требующих высокого быстродействия. Как уже было сказано, родоначальником сознательного продвижения таких ПК (т. е. разработки специальных сверхдоступных предложений, а не просто выпуска недорогих CPU, чипсетов и плат) выступила VIA с проектом PC-1. Сейчас игроков в данном сегменте два – в VIA сделали ставку на Nano, а Intel подключилась к разработке перспективной идеи в прошлом году. Вначале ею была произведена материнская плата D201GLY «Little Valley» (itc.ua/28271) со впаянным на PCB процессором Celeron 215, а теперь предложена настольная версия CPU Atom (ядро Diamondville) как в виде готовой платы собственного производства, так и референсной платформы для партнеров. Интересно, что характерными особенностями неттопов также являются компактные размеры системного блока, низкий уровень нагрева и энергопотребления – как раз то, чего не хватает обычным недорогим ПК. Уровень цен определяется, как правило, в диапазоне $250–350 за готовое решение с монитором, клавиатурой и мышью.

Как будут соотноситься объемы продаж неттопов и нетбуков на развивающихся рынках, покажет время. Настольные системы явно более удобны для ежедневной эксплуатации благодаря полноразмерному экрану и клавиатуре, зато нетбуки позволяют не только за минимальные деньги приобщиться к ИТ, но и получить доступ к ресурсам ПК и Сети в мобильном формате. В любом случае потенциальная емкость рынка бюджетных систем в мировом масштабе в ближайшие годы – сотни миллионов устройств, а возможно, что и весь заявленный «второй миллиард». И тот, кто сможет наиболее эффективно работать с новыми клиентами, получит львиную долю прибылей – так что стоит следить за развитием событий, даже если современные продукты этого класса кажутся вам непривлекательными.

«Там внизу много места», но на всех не хватит...