Бюджетирование. Никто не любит... но все делают

24 октябрь, 2011 - 08:45Александр Попов

Сейчас у большинства компаний уже идет, или только начался бюджетный процесс по планированию деятельности на следующий год.

Мой опыт, как и опыт моих коллег, показывает, что большинство финансовых директоров делает это по старинке в Экселе, не используя специализированные программные продукты, автоматизирующие их работу. Многие просто не представляют, что это можно делать иначе.

Возможно, некоторые заметки на этот счет помогут составить хотя бы общее представление по этому вопросу для финансовых директоров (и тех, кто их консультирует по ИТ) и поможет выбрать решение по автоматизации их труда, чтобы уже в следующем году процесс планирования был быстрым, легким, точным и детальным.
Бюджетирование. Никто не любит... но все делают


Из четверки крупнейших мировых производителя ПО:

- IBM
- Microsoft
- Oracle
- SAP

все предлагают решения по планированию. Но я рассмотрю только три. Решение по планированию от Microsoft, построенное все на том же Эксел, имеет множество недостатков:

- плохо подходит для коллективной (многопользовательской) работы;

- непрозрачная логика расчетов, зачастую только «снизу вверх»;

- плохая связь с ERP-системами (для план-факт анализа);

- трудоемкая модификация моделей;

- слабая безопасность и контроль за подготовкой и утверждением бюджетов;

- многое другое, что не позволяет считать данный инструмент специализированным решением по бюджетированию.

IBM имеет решения по бюджетированию на базе продуктов семейства Cognos. Есть три продукта в линейки этой компании – классический IBM Cognos Planning, технологически-новый IBM Cognos TM1 и решение для СМБ IBM Cognos Express (на базе TM1).

Oracle сейчас предлагает одно решение – Oracle Hyperion Planning и поддерживает свою старую разработку – OFSA.

В арсенале SAP имеется продукт по бюджетированию под названием SAP BPC.

Решения по бюджетированию от всех трех вендоров имеют общий принцип и во многом похожи. Поэтому зачастую критериями при выборе того или иного продукта являются:

- стоимость (цена на ПО, поддержку, обучение, техническое обеспечение);

- существующая инфраструктура в компании (если всё ПО, например, на Oracle, то большие шансы брать систему бюджетирования от Oracle), возможности масштабируемости;

- знание продукта/наличие обученного персонала;

- наличие рекомендаций/референсов на успешные внедрения;

- удобство работы (у каждого покупателя свои вкусы);

- наличие готовых решений;

- маркетинговые достоинства (повышение стоимости компании/капитализации, обеспечение прозрачности, улучшение имиджа).

В заключение остается лишь сказать, что главное для бизнеса - чтобы решались задачи, а на чем это уже будет сделано, многих не интересует. Поэтому при внедрении выбирайте профессионалов с многолетним опытом работы.