Большой бизнес с большим удовольствием: Electronic Entertainment Expo 2003

3 июнь, 2003 - 23:00Александр Птица Для начала некоторые тенденции на рынке игрового ПО. Как раз о них подробно говорил в своем выступлении на брифинге, посвященном открытию выставки, президент IDSA (Interactive Digital Software Association) Дуглас Ловенстайн (Douglas Lowenstein). Именно эта ассоциация является владельцем и организатором E3 Expo.

Большой бизнес с большим удовольствием Electronic Entertainment Expo 2003 Итак, анализируя состояние игровой индустрии, г-н Ловенстайн сообщил, что, судя по суммарному обороту в сфере игрового ПО для консолей и ПК за первый квартал 2003 г., прошлогодние цифры превышены, а результаты опроса ведущих розничных продавцов говорят о том, что те ожидают в этом году не менее, чем 10%-ного прироста объема продаж.

Кстати, доля игр для приставок продолжает неуклонно увеличиваться (что было очень хорошо заметно в выставочных залах). Предполагается, что по результатам текущего года она составит около 80%. Но несмотря на то, что продажи игр для ПК в первом квартале снизились на 3% по сравнению с 2002 г., г-н Ловенстайн не без юмора заметил, что "слухи о смерти PC-игр преувеличены", а выход во второй половине года нескольких продуктов hi-end может улучшить ситуацию.

Однако имеется ряд факторов, которые уже до некоторой степени давали о себе знать и прежде, а теперь могут, что называется, сыграть в полную силу. Как ни странно, одним из них является огромное количество игр, выходящих на рынок в четвертом (предрождественском) квартале, когда дистрибьюторам и розничным торговцам приходится проявлять определенную избирательность. Вот и получается, что многие достойные продукты, не имеющие статуса блокбастеров, попросту теряются на фоне раскрученных торговых марок.

Большой бизнес с большим удовольствием Electronic Entertainment Expo 2003
Half-Life 2 -- лучшая игра выставки
В связи с данным тезисом хочу заметить, что, обойдя экспозиционные залы E3 Expo и проанализировав содержание представленных фирмами игровых линеек, я пришел к выводу, который впоследствии подтвердился в поствыставочных выступлениях многих специалистов, опубликованных в Internet. Действительно, очень заметной (особенно у самых крупных издателей) была тенденция оградить себя от каких бы то ни было рисков и сделать ставку на те продукты, которым задолго до поступления в продажу уже можно смело прочить судьбу суперхитов.

Прежде всего я имею в виду неоспоримого лидера игрового рынка, компанию # 1 во всей мировой индустрии интерактивных развлечений -- Electronic Arts. Да, она издает настоящие, высококачественные игровые продукты, умело использует маркетинг и рекламу, зарабатывая при этом огромные деньги. Чистый доход EA за 2003 финансовый год, закончившийся в марте, составил 317 млн. долл., а оборот -- 2,5 млрд. долл. (на 45% больше, чем в 2002 г.). Рыночная стоимость Electronic Arts оценивается внушительной суммой -- 9 млрд. долл. О многом говорит и факт, что огромный стенд Electronic Arts размещен был таким образом, что каждый посетитель, проходящий через центральный вход в Южный Зал, сразу же попадал на его "территорию".

Большой бизнес с большим удовольствием Electronic Entertainment Expo 2003 Что же представил этот Голиаф индустрии на E3 Expo 2003? Игровая линейка компании в полной мере соответствовала высказанным выше размышлениям о "степени риска" и состояла фактически из сиквелов собственных успешных игр и продуктов с использованием лицензий на популярный контент от других правообладателей. Судите сами -- The Lord of the Rings: Return of the King (GBA, GC, PS2, PC, Xbox), James Bond 007: Everything or Nothing (GC, PS2, Xbox), Harry Potter: Quidditch World Cup (GBA, GC, PC, PS2, Xbox), Medal of Honor: Rising Sun (GC, PS2, Xbox), Battlefield 1942: Secret Weapons of WWII (PC), Black & White 2 (PC) и, конечно, классическая мультиплатформенная "сезонная" серия спортивных симуляторов.

Но в качестве самой главной премьеры на E3 Electronic Arts, несомненно, выбрала новую инкарнацию самой продаваемой игры всех времен и народов -- The Sims 2 (PC). Итак, ожидается переселение виртуальных человечков в полное 3D, вводится возможность генетических экспериментов, взаимодействие симсов с окружающим миром и себе подобными станет еще более реалистичным, вплоть до того, что в зависимости от образа жизни будет меняться их внешний вид.

К множеству существующих симс-игр добавятся еще два дополнения -- SimCity 4 Rush Hour (PC) и The Sims Bustin' Out (GC, PS2, Xbox).

По соседству со стендом Electronic Arts располагались "владения" еще одного крупнейшего издателя -- Vivendi Universal Games (VU Games). Как известно, в настоящее время руководство "родительского" медиа-холдинга Vivendi Universal всерьез подумывает о продаже игрового бизнеса. С вопросом на этот счет я обратился к старшему PR-менеджеру по европейскому региону Гансу Гиндерскову (Hans Ginderskov). Он подтвердил, что велись переговоры на эту тему с различными компаниями (в том числе и Microsoft, однако ее интересовало приобретение только Blizzard, что никоим образом не устраивало руководство VU). Скорее всего, в середине лета последует анонс о сделке, хотя имя наиболее вероятного покупателя он не назвал.

Большой бизнес с большим удовольствием Electronic Entertainment Expo 2003
The Sims 2
Но вернемся к экспозиции VU Games. Стоит упомянуть, что хотя лучшая игра выставки Half-Life 2 демонстрировалась на стенде ATI, ее издателем является именно Vivendi Universal (издательский лейбл Sierra). А по количеству представленных проектов ей можно было бы присудить первое место: 38 наименований, из которых "эксклюзивно" для персонального компьютера предназначены лишь шесть. Несмотря на то что в основной массе игр от VU опять же преобладали "лицензии" и сиквелы, оригинальных "жемчужинок" было все-таки больше, чем у EA. В первую очередь, приходит в голову анонсированный в дни выставки новый по-хорошему безумный проект Демиса Хассабиса Evil Genius (Elixir Studios) -- такая себе вариация на тему знаменитого Dungeon Keeper, но в шпионском антураже.

А в остальном -- игры "по мотивам" кинофильмов: The Fast and The Furious (PS2, Xbox), The Hulk (GC, PC, PS2, Xbox), телесериалов: Buffy the Vampire Slayer: Chaos Bleeds (GC, PS2, Xbox), Futurama (PS2, Xbox), The Simpsons Hit &Run (PS2, Xbox), The X-Files: Resist Or Serve (PS2, Xbox) и, наконец, продукты по "литературной лицензии" на мир толкиеновского Средиземья: The Hobbit (GC, GBA, PC, PS2, Xbox), The Lord of the Rings: Treason of Isengard (PS2, Xbox), The Lord of the Rings: War of the Rings (PC).

Что касается продолжений игр, уже завоевавших популярность, и дополнений к ним, то и этого у VU Games хватало в избытке: здесь и красивейшая космостратегия Homeworld 2 (PC), и тактическая RTS Ground Control 2: Operation Exodus (PC), и первое официальное дополнение Warcraft III: The Frozen Throne, и консольные воплощения культовых игровых миров Fallout: Brotherhood of Steel (PS2, Xbox), и Baldur's Gate: Dark Alliance II (PS2, Xbox). Из новых брэндов стоит отметить военный шутер Men of Valor: Vietnam War (Xbox).

Очень сильной и разнообразной показалась мне линейка, представленная компанией Activision, одним из наиболее стабильных лидеров игрового рынка. Понятное дело, что новый ролик Doom III уже не вызвал ажиотажа, подобного тому, что наблюдался год назад, но у Activision и без этого было немало интересного. Самое яркое впечатление лично на меня произвели action/RPG Vampire: The Masquerade: Bloodlines (PC), создающийся на основе технологии Source (Half-Life 2), шутер на материале World War II (мода на Вторую мировую не идет на убыль) Call of Duty (PC) и невероятно симпатичный и аддиктивный симулятор директора киностудии The Movies (PC, Xbox) от команды Lionhead под руководством легендарного Питера Молинье, не говоря уже о Rome: Total War (PC) от The Creative Assembly, которую я бы назвал лучшей стратегией выставки. Порадовал и новый подход к гиперпопулярной серии симуляторов скейтборда имени Тони Хоука, в рамках которого Tony Hawk's Underground получит увлекательный сюжет и превратится в нечто вроде GTA на скейте. Наконец, заслуживает упоминания и проект в жанре action под названием Trinity, к "Матрице", кстати, не имеющий никакого отношения.

Упоминание о "Матрице" может стать удобным мостиком для перехода к рассказу об экспонатах компании Atari (ex-Infogrames), в дни выставки выбросившей на прилавки магазинов всего мира мультиплатформенную игру Enter the Matrix (GC, PC, PS2, Xbox). Да, отлично всем знакомый логотип Infogrames в виде броненосца теперь канул в прошлое, а сама компания уже под новым именем пытается поправить весьма незавидное финансовое положение. Накануне E3 глава Atari Бруно Боннелл (Bruno Bonnell) в интервью английскому индустриальному еженедельнику MCV заявил, что "Electronic Arts контролирует около 12% мирового игрового рынка, а остальные мэйджоры -- не более 5%, поэтому назревает насущная необходимость в их объединении с целью противостояния монополисту".

Но от заявлений босса Atari вернемся к экспозиции его компании на E3. Надо сказать, что внутрь ее "invitations only" стенда проникнуть было крайне трудно. Однако фраза о том, что "первый журналист из Украины, освещающий E3 непосредственно с места событий, просто обязан ознакомиться с играми от Atari", возымела действие. В результате внутри этой локальной "Матрицы" я провел около часа, большую часть времени общаясь с программистом из Epic Games, показавшим все нововведения в грядущем UnrealTournament 2004, и ребятами из Troyka Games, демонстрировавшими ролевую игру Greyhawk: The Temple of Elemental Evil на основе одного из самых ранних модулей AD&D. Из других продуктов привлекла внимание наиболее, пожалуй, технологичная и красивая детская игра выставки Sindbad: The Legend of Seven Seas. Ее выход будет приурочен к премьере одноименного мультфильма. Но самым громким анонсом от Atari, безусловно, стало заявление о том, что компания подписала контракт с легендарным Сидом "Civilization" Мейером, а точнее с его компанией Firaxis, на издание римейка культовой игры конца 80-х Pirates!

Кроме Atari, еще одна крупная компания может похвастаться тем, что у нее "на руках" имеется лицензия на использование контента "Матрицы" в играх. The Matrix: Online будет массовой многопользовательской онлайновой ролевой игрой (MMORPG), а в качестве издателя выступит Ubi Soft.

Признаюсь, что среди всего мелькающего, светящегося, звучащего разнообразия стендов в выставочных залах E3 наиболее стильной и цельной в том аспекте, который на английском называют словом "presentation", мне показалась экспозиция именно Ubi Soft. Да и набор представленных ею игр был одним из лучших, а самое большое число комплиментов от посетителей и журналистов вплоть до номинаций в числе "Best of E3" на множестве игровых сайтов получил... дальний потомок игры, с которой, вероятно, у многих читателей связаны ностальгические ретровоспоминания. Я имею в виду Prince of Persia: Sands of Time (GC, GBA, PC, PS2, Xbox).

Среди других проектов от Ubi Soft, оставивших яркие впечатления, назову невероятно красивый шутер Far Cry для PC (отрадно, что в разрабатывающей его немецкой компании Crytek работает изрядное количество украинцев из Киева и Одессы, с которыми, естественно, я не преминул познакомиться), очень оригинальная, пока не поддающаяся жанровому определению Beyond Good and Evil (GC, PC, PS2, Xbox) от Мишеля Ансела (Michel Ancel), создателя талисмана компании Ubi Soft ушастого Реймена.

Компания Lucas Arts подобно уже упомянутой Atari показывала свои проекты только "для избранных". Но проблем в этом плане быть не могло и не было, ибо по моей просьбе PR-менеджер европейского офиса Activision (являющейся дистрибьютором игр от Lucas Arts в Старом Свете) Сьюзен Пантер (Suzanne Panther) заранее позаботилась о приглашении для вашего корреспондента, за что ей огромная благодарность. Ну что сказать, питомцы "дядюшки Лукаса" остаются верны себе и сохраняют присущий им стиль. Хотя все продукты, которые вскоре пополнят Star Wars-игротеку, выглядят весьма достойно, все-таки больше хочется говорить о продолжении байкерского Full Throttle, сделанного в стиле action/adventure, или полной "монтипайтоновского" юмора Armed and Dangerous от разработчиков Rebel Moon, прославившихся пару лет назад своими столь же смешными Giants.

Место, отведенное для репортажа, уже подходит к концу, но, как говаривал Козьма Прутков, "нельзя объять необъятное". Однако напоследок все-таки хочется поговорить и об участниках E3 2003, представлявших в Лос-Анджелесе Россию и Украину. Отмечу, что публикации практически обо всех "наших играх" появились на всех ведущих мировых игровых сайтах, таких, как gamespy.com, gamespot.com, ign.com.

Самая именитая отечественная команда GCS Game World на этот раз построила собственный стенд, на котором она показывала FireStarter, Cossacks II и уже обласканный критиками за один из лучших на сегодня игровых движков S.T.A.L.K.E.R: Oblivion Lost. Эту игру можно было увидеть в трех залах выставки -- собственно на стенде GSC Game World, на стенде NVidia и у ее западного издателя THQ.

Ребятам из Deep Shadows для демонстрации Xenus их российские партнеры предоставили четверть своей выставочной площади, а Vivisector: The Beast Within "крутился" на стенде "1C".

Сама же фирма "1С" еще раз подтвердила репутацию самого уважаемого российского издателя, познакомив публику с внушительной линейкой из 12 продуктов, из которых впервые демонстрировались интересная ролевая игра Bloody Magic (в стиле Diablo) и долгожданные "Дальнобойщики 3". Теперь водителям большегрузных траков придется наматывать километры не по "российскому бездорожью", а по настоящим американским хайвеям.

"Бука" наряду с уже известными нашему читателю играми представила мировой игровой общественности новую стратегию "Антанта".

Подробный репортаж с E3 2003 читайте в июльском номере "Домашнего ПК".