Большой бизнес с большим удовольствием: Electronic Entertainment Expo 2003

27 май, 2003 - 23:00Александр Птица Более 400 компаний-участниц, свыше 1300 новых игровых продуктов, около 62 тыс. посетителей -- такова официальная статистика E3 Expo 2003, проходившей с 14 по 16 мая в лос-анджелесском Convention Center. Причем тезис "trade only" и возрастной ценз "не моложе 18 лет" соблюдались неукоснительно, посему на этой, казалось бы, игровой выставке в толпах посетителей не было праздношатающихся подростков, охотящихся за бесплатными сувенирами. Но зато тысячи взрослых и серьезных людей (в душе остающихся все теми же умеющими удивляться детьми) -- издатели, разработчики, дистрибьюторы, розничные торговцы, журналисты получали от делового мероприятия, кроме всего прочего, и настоящее удовольствие. Не зря в качестве слогана E3 выбрана фраза "Where business gets fun".

Большой бизнес с большим удовольствием Electronic Entertainment Expo 2003 Первой традиционную программу предвыставочных пресс-конференций "большой тройки" начала в этом году Microsoft. Практически все выступления и демонстрации можно было трактовать как иллюстрации к тезису о превращении Xbox в "краеугольный камень образа жизни, связанного с цифровыми развлечениями".

По этому поводу совершенно однозначно высказался Эд Фриз (Ed Fries), вице-президент игрового подразделения компании: "Если мы хотим связать Xbox с цифровым образом жизни, то просто хороших игр для этой консоли будет явно недостаточно, поэтому следует задуматься о расширении самого определения цифровых развлечений". В таком контексте очень органично прозвучал анонс Xbox Music Mixer. Программа, разработанная известной фирмой Wild Tangent, стоимостью $39,95 поступит в продажу к концу года. Она даст возможность пользователям майкрософтовской приставки переносить MP3-файлы и цифровое фото с ПК на Xbox, создавать собственные музыкальные миксы, а также персональное караоке.

Большой бизнес с большим удовольствием Electronic Entertainment Expo 2003
Чудеса игровой графики на стенде NVidia
Дальнейшее развитие в ближайшее время получит служба Xbox Live, в рамках которой появятся новые "расширения" Live Web и Live Alerts. Кроме того, анонсирована линейка онлайновых спортивных игр под брэндом XSN Sports с соответствующими сервисами, позволяющими пользователям вступать в виртуальные игровые лиги, следить за личной статистикой и даже посылать и получать на мобильные телефоны приглашения принять участие в том или ином соревновании.

Забегая немного вперед, скажу, что в этом году количество игровых продуктов для Xbox, представленных на выставочных стендах E3, намного превышало прошлогодние показатели. Естественно, устроители пресс-конференции не преминули продемонстрировать несколько "громких" проектов, среди которых Doom III (id Software/Activision), шутер от первого лица во вселенной Star Wars -- Republic Commando (Lucas Arts) и продолжение, пожалуй, самой знаменитой игры для этой приставки -- Halo 2. Подводя итоги пресс-конференции, chief Xbox officer Робби Бах (Robbie Bach) заявил, что "игровой процесс является частью того самого образа жизни (lifestyle), в котором происходит конвергенция людей, устройств и контента".

На пресс-конференциях обычно не принято говорить о не слишком приятных для компании вещах. Однако переходя к рассказу о следующем мероприятии, упомянем, что незадолго до выставки Microsoft постигла довольно-таки серьезная неудача, связанная с тем, что корпорации не удалось договориться с крупнейшим издателем игрового ПО Electronic Arts об адаптации популярнейшей линейки спортивных игр для Xbox Live.

Зато заявление об эксклюзиве, который получили конкуренты из Sony Computer Entertainment на онлайновые версии девяти спортивных продуктов EA Sports сезона 2003--2004 гг. для PS2, стало одним из ключевых моментов пресс-конференции SCEA (Sony Computer Entertainment of America). Для иллюстрации их возможностей были приглашены настоящие звезды -- самый высокооплачиваемый профессиональный игрок в гольф Тайгер Вудс (чьим именем назван симулятор гольфа от EA) и известный в США комик Седрик, которые выясняли отношения на виртуальной площадке для гольфа в Пеббл Бич через спутниковую связь.

Большой бизнес с большим удовольствием Electronic Entertainment Expo 2003
Hulk вскоре увидят как кинозрители, так и игроки
Что касается новинок Sony в части аппаратного обеспечения, то внимание присутствующих на пресс-конференции было сфокусировано на USB-камере Eye Toy и новой комплектации консоли, названной PlayStation 2 Online Pack. Она поступит в американские магазины в июне по цене $199. Такую же сумму покупатели ранее выкладывали за стандартную версию PS2, которая, как и Xbox, отныне подешевела на $20 и стоит $179. Модель обладает встроенным сетевым адаптером, а также улучшенным DVD-приводом, способным читать DVD-R и работать с телевизорами, поддерживающими прогрессивную развертку.

В заключение пресс-конференции случилась настоящая неожиданность, когда президент и CEO Sony Computer Entertainment Кен Кутараги (Ken Kutaragi) представил ничего не подозревавшей аудитории новое "дитя" -- Sony PlayStation Portable (PSP), назвав это устройство "Уокменом XXI века". Все мы помним настоящую революцию, которую произвела Sony в музыкальном мире, много лет назад внедрив портативные музыкальные плееры. И теперь японцы намерены сделать нечто подобное в игровой сфере. "Малыша" оснастят 4,5-дюймовым экраном с подсветкой и размером изображения 480 272, перезаряжаемым источником питания, и работать он будет с дисками нового формата Universal Media Disc (диаметр 2,4 дюйма, емкость -- 1,8 GB). Выход PSP в продажу ожидается в конце 2004 г.

Казалось бы, анонс Sony Computer Entertainment должен был внести определенные коррективы в ход следующей пресс-конференции, ибо проводившая ее компания Nintendo является бесспорным монополистом на рынке карманных игровых устройств. Однако президент Nintendo Сатору Ивата (Satoru Iwata), не теряя оптимизма, заявил, что такой ход конкурентов его не особенно беспокоит, ибо до конца 2004 г. еще далеко, а Nintendo намерена, как и раньше, контролировать сегмент портативных игровых систем. Заметим, что на этом рынке появляются все новые и новые действующие лица, о чем пойдет речь чуть позже.

Среди аппаратного обеспечения главной новинкой, представленной на пресс-конференции Nintendo, стал GameBoy Player (старт продаж в США -- июнь сего года, ориентировочная цена -- $49,99). Это устройство позволяет подключать GameBoy и GameBoy Advance к GameCube и наслаждаться игрой не на крохотном дисплее, а на большом телеэкране. Вообще, вопросам совместного функционирования GameBoy и GameCube компания уделяет весьма пристальное внимание. Достаточно сказать, что уже более чем в двух десятках игр реализованы подобные функции. Излагая планы на будущее, Сатору Ивата скромно намекнул, что "наследник" GameCube уже находится в разработке, но на сей раз Nintendo постарается не упустить стратегической инициативы, как это не раз случалось в прошлом.

В нынешнем году к традиционной "большой тройке" примкнул еще один претендент на долю игрового рынка. Нетрудно догадаться, что речь о компании Nokia -- мировом лидере в области мобильной связи. О ее своеобразном гибриде сотового телефона и игровой системы N-Gage разговоры идут уже достаточно давно, однако именно выставку E3 выбрали в качестве стартовой площадки для начала активного продвижения устройства под лозунгом "Are you N-Gage?". Здесь же были анонсированы дата поступления в продажу -- 7 октября -- и ориентировочная цена на американском рынке -- $299 (что в три раза дороже, чем Nintendo GBA SP). К этой информации стоит добавить, что в стартовый пакет войдут десять игр (цена -- $30--40), а к Рождеству ожидается выход еще десяти. Большинству аналитиков объявленная стоимость на N-Gage показалась несколько завышенной. Но этому есть вполне разумное объяснение. Дело в том, что Nokia почему-то не взяла на вооружение практику всех производителей игровых платформ, у которых, по сути дела, продажа самого устройства субсидируется за счет дохода от лицензионных отчислений продаж игрового ПО.

Кроме того, заставляет задуматься о перспективах N-Gage и тот факт, что за несколько месяцев, прошедших со времени последней презентации в Лондоне, к списку издателей, поддержавших новую платформу, добавился только один -- подразделение GameLoft крупнейшей французской компании Ubi Soft, объявившей о том, что ее популярнейшие игровые брэнды, такие, как Splinter Cell, Ghost Recon, Rayman 3 и Pro Soccer, будут воплощены и в версиях для N-Gage.

О правоте (или неправоте) экспертов, высказывающих сомнения относительно радужности перспектив N-Gage, можно будет судить осенью, а пока стоит отметить, что в области разработки игр для "обычных" сотовых телефонов наблюдается заметное оживление, что проявилось и на выставочных стендах. Новые игры представили даже незамеченные в этом ранее компании. Например, Bethesda, вдохновленная успехом своего ролевика The Elder Scrolls: Morrowind (PC, Xbox), готовит серию игр для мобильных телефонов на материале той же игровой вселенной The Elder Scrolls: Travels. Лос-анджелесская JAMDAT Mobile показала баскетбольный симулятор NBA One-on-One с многопользовательскими возможностями и "беспроводную" версию прошлогоднего хита для ПК Neverwinter Nights. Активно работают в этом секторе THQ и Sega, последняя с целью демонстрации своих игр для сотовых телефонов и PDA даже организовала отдельный стенд.

Прежде чем обратиться собственно к играм, стоит остановиться на экспозициях ведущих производителей игрового "железа". Естественно, не обошлось без "молчаливого" противостояния NVidia и ATI. Примечательно, что их стенды располагались в двух противоположных концах огромного South Hall. Да и в подходах конкурентов к идеологии своих экспозиций также чувствовались кардинальные отличия.

Большой бизнес с большим удовольствием Electronic Entertainment Expo 2003
"Реактивный" ежик Соник на Nokia N-Gage
NVidia, продвигая собственный анонсированный за день до начала E3 графический процессор GeForce FX 5900, "крутила" на своем стенде выставочные демо-версии трех десятков самых технологичных игр для ПК из находящихся сейчас в процессе разработки (приятно осознавать, что в этом "элитном" списке наряду с такими признанными потенциальными хитами, как Deus Ex: Invisible War, Thief III, Homeworld 2, нашлось место и для украинского проекта S.T.A.L.K.E.R: Oblivion Lost). Вокруг стенда, привлекая публику, "порхали" феи из знаменитого потрясающе красивого демо-ролика от NVidia.

ATI, напротив, сделала ставку на одну игру -- Half-Life 2, оптимизированную под Radeon 9800. Но эта игра, по всеобщему мнению, стала лучшим экспонатом выставки, а те, кто не побоялся многочасовых очередей в "театр" возле стенда ATI, где она демонстрировалась, были вознаграждены за свое терпение, увидев собственными глазами "кусочек будущего". Кстати, в качестве партнера ATI на выставке выступила небезызвестная компания Dell, незадолго до этого запустившая в серию компьютер Dell Dimension XPS, предназначенный специально для игроков. Вот и стенд, о котором идет речь, был оснащен именно такими машинами с ATI Radeon 9800 Pro 256 MB на борту.

Исходя из своих личных впечатлений от показанных фрагментов Half-Life 2, я пришел к выводу, что по играбельности она будет значительно сильнее, чем не менее ожидаемый Doom III, который, кстати, демонстрировался в этот раз только в виде ролика.

Среди производителей игровой периферии наиболее интересными стендами как по дизайну, так и по продуктовой наполненности, порадовали "универсальные" Logitech и Saitek, а также лидеры рынка аксессуаров для консолей Mad Catz, Pelican Acсessories и Nyko.

Компания Logitech в очередной раз доказала, что предпринятое ею несколько лет назад расширение ассортимента в сторону увеличения производства устройств ввода для консолей было правильным решением. Она достаточно быстро заняла подобающее место и в этом секторе рынка. Среди представленных продуктов отметим новый руль Driving Force Pro для PlayStation 2. Это поистине уникальное устройство. Прежде максимальный угол поворота стандартных игровых рулей не превышал 300°. Здесь же реализован вариант с поворотом на 900° (2,5 оборота, lock-to-lock). Для поклонников авиасимуляторов на PC и MAC Logitech разработала два новых джойстика Extreme 3D Pro и Attack 3.

Должен сказать, что меня удивило отсутствие бессменной участницы предыдущих выставок французской фирмы Guillemot с ее торговыми марками Hercules и Thrustmaster.

При осмотре стендов не столь крупных, как уже упомянутые, производителей аксессуаров (в основном, из Юго-Восточной Азии) бросилось в глаза обилие предложений устройств для просмотра видео на GameBoy Advance. Мне удалось насчитать пять вариантов подобных решений от разных фирм.

Весьма оригинальные, можно даже сказать, экзотические продукты были представлены на стенде компании Ideazon. Речь идет о клавиатурных накладках серии Zboard, облегчающих работу пользователей ПК с различными приложениями, в первую очередь играми.

Казалось бы, консольный рынок уже поделен между тремя гигантами -- Sony, Microsoft и Nintendo. Тем не менее время от времени появляются дерзкие незнакомцы, пытающиеся пробиться на него с собственными продуктами. В этом году подобные попытки предприняли три компании -- Infinium Labs со своим таинственным Phantom-ом, в архитектуре которого сочетаются элементы как ПК, так и традиционных консолей (увидеть его не удалось, поскольку, по заявлению президента компании, прототипы еще находятся в работе), стартап Tapwave с портативной игровой системой Helix и Digital Interactive Systems Corporation с телеприставкой DISCover, предназначенной для запуска PC-игр. Надо сказать, что ни один из упомянутых проектов существенного резонанса на выставке не вызвал.

Продолжение репортажа с E3 рассказом о самом главном, то есть лучших играх выставки, читайте в следующем номере.