Большие события — 2

10 июль, 2013 - 10:40Андрей Зубинский

Не буду скрывать — очень приятно сегодня получить подтверждение тому, что предположил вчера. Поэтому, без отступлений — Великобритания подходит к радикальным изменениям школьной программы, и одним из пунктов изменений является следующее (цитирую официальное заявление):

"Three-dimensional printers will become standard in our schools — a technology that is transforming manufacturing and the economy. Combined with the introduction of programming, it is a big step forward from Labour's dumbed-down curriculum."

А теперь поясню — новая школьная программа Великобритании предусматривает доступность 3D-printing машины каждому школьнику каждой школы.

И сразу, чтобы не сложилась картина с участием этаких "британских мечтателей", уточню кое-что ещё. Реформа школьной программы в Великобритании — всего лишь часть другого стратегического и очень серьёзного плана. А именно, в планах Британского правительства — увеличение в ближайшие 7 лет объёмов промышленного производства электроники в Великобритании на 55%, до 135 миллиардов фунтов в год в 2020-м году. В 2011-м году Великобритания произвела примерно 3,1% всей мировой электроники, обеспечив за счёт этого порядка 75 миллиардов ВВП. Также в планах — увеличение числа рабочих мест в электронной  промышленности как минимум на миллион.

Естественно, рывка в развитии промышленности без притока людей, способных стать "моторами" этого рывка, не добиться. А перекладывание ответственности за подготовку на другие страны (например, за счёт поддержки "профессиональной иммиграции") создаёт на сколь-нибудь значимом временном промежутке больше проблем, чем доставляет удовольствий. И, само собой, вводит множество факторов неопределённости.

В частности и поэтому, из совершенно прагматичных причин, школьная программа адаптируется под возможности и потребности времени. Кроме "3D-printer — в каждую школу", британская программа преподносит нам много шокирующих фактов. Например, пятилетки уже будут изучать... основы программирования. Я догадываюсь, что речь идёт о фундаментальных основах, вероятнее всего, больше о логике "машинно-ориентированного мышления". Семилетки будут на уроках "играться" с примитивными электрическими схемами и механическими системами. Но это ещё цветочки. Ягодки новой программы — в secondary school (даже не знаю как это перевести). Там появляется новый предмет, и как же ж хорошо, что британцы не додумались назвать его чем-то на основе слова "креативность". Нет. "Дизайн и технологии". Школьников будут на реальных примерах знакомить с, грубо говоря, "как это делается". И на практических занятиях сами школьники будут "ваять" в современном технологическом цикле (конечно, максимально упрощённом) какие-то простенькие изделия, доводя их от замысла до трёхмерного объекта. Ну а об общеобразовательном даже говорить не хочется. Шекспир, например, сдвигается до 11-летних и 14-летних, и обязательные школьные театральные постановки Шекспира, стало быть, теперь будут совсем юными.

В общем, всё это должно заработать в ближайшее время — с 2014 года. И, кстати. Об этом не пишут явно, но подозреваю, что такая программа косвенно крайне полезна для "изношенных" промышленным использованием (да, именно так, извините) инженеров и программистов, зашедших за ту возрастную черту, где они теряют привлекательность для работодателей. Потому что преподавателей надо где-то брать. До 2014-го года. Из многих грамотных, но уставших, инженеров и программистов получатся очень хорошие преподаватели — в этих профессиях привычно работать с людьми и невозможно не знать основ своей профессии (чего, например, специализированный педагогический институт никогда не даст). Вспомним, хотя бы, знаменитый пример Стива Возняка, далеко не рядового инженера и программиста, его отношение к своей "родной" школе в годы после Apple. Да мне не надо далеко ходить за примерами — как-то сам провёл урок в гимназии где учился мой ребёнок, и детки сидели тихо-тихо с широко раскрытыми глазами, потому что преподаватель "информатики", так сказать, отчитывала часы как птица киви — летает, примерно так же. И по-другому не могла, страшно далеко педагогическое образование от реального знания "как это работает". А когда знаешь — то на  фундаментальном уровне (именно на том, который и нужно понимать деткам) работает ведь просто, потому оно такое и популярное и так быстро развивалось, и даже двоичной алгебры не нужно знать, можно придумать мирок, в котором в домах оперативной памяти по своми адресам живут семьи битов, которые ходят на работу, а работа у них интересная — они приносят на работу яблочки :) и чем старше бит — тем больше у него яблочек, ну и т.д. Если немного и хорошо подумать, получается очень стройная и понятная шестилеткам картинка, и они совершенно не боятся всего этого, им интересно. Куда интереснее, чем мучительно созерцать древний Word на запылённом компьютере. Нет, и Word, конечно, нужен, но не как именно Word, а как пример устойчивых паттернов поведения при освоении новых программ, потому что самому главному — способности самостоятельно освоить программу, в школах (да и институтах, увы) совершенно не учат. Не умеют.

В общем, мне очень нравится британская школьная реформа. Потому что она логична и возникла не на ровном месте, не из блажи какого-то чиновника. Безусловно, это очень сложная в реализации программа. Её критикуют. В частности (и в главном) за сложность реализации силами нынешних учителей. Профсоюз которых уже назвал старт программы в 2014-м году "абсолютно нереальным".  Обсуждения программы — крайне острые, достаточно взглянуть на количество комментариев к этой статье. В 2013 году чтобы собрать под тысячу комментариев — надо, как вы сами понимаете, взорвать аудиторию. И всё же. Всё же — это хорошая программа. Даже лучше сказать так — эта программа модернизации школьного образования много лучше, чем никакой программы модернизации, и, тем более, лучше, чем более реалистичные программы "максимального упрощения".

Вот такое вот большое событие, которое совершенно выпало из нашей реальности. Думаю, знать о нём не вредно.

  • А поможет?
  • Ну, не повредит...

Откланиваюсь.