Лед тронулся! В Украине наконец-то выдадут первую коммерческую лицензию на оказание услуг связи в стандарте UMTS в частотном диапазоне 2100 МГц. Впрочем, это долгожданное событие проходит по такому сценарию, какой еще полгода назад не мог присниться ни одному участнику телекоммуникационного рынка даже в самом фантастическом сне. Если так пойдет и дальше, то через пару лет сам этот рынок будет в не меньшей степени отличаться от нынешнего.
На заседании 29 сентября Национальная комиссия по вопросам регулирования связи (НКРС) приняла решение о проведении тендера на получение UMTS-лицензии, действующей на всей территории Украины в течение 15 лет. Всего одной. На торги выставлена довольно скромная полоса частот в 25 МГц по стартовой цене 400 млн грн. Аукцион должен состояться 30 ноября. В дальнейшем планируется выдать еще три лицензии по той же процедуре, т. е. по одной с интервалом в полгода, Таким образом, всего лицензий на UMTS будет пять, включая ту, которой владеет на сегодняшний день Укртелеком, причем последняя будет выдана летом 2011 г.
До сих пор судьба 3G, вернее, стандарта UMTS, в Украине была трудной. Ее начальный этап совпал с очередной волной активности по подготовке Укртелекома к приватизации, в результате чего госмонополисту был «подарен» соответствующий сертификат, включающий полосу частот шириной в 35 МГц – больше, чем сейчас предлагается выкупать коммерческим операторам. Цель, вполне очевидно, заключалась в том, чтобы повысить инвестиционную привлекательность компании и подороже продать пакет акций. По нашему законодательству, обладатель лицензии обязан реально использовать предоставленный ему частотный ресурс, поэтому компания начала развертывать коммерческую сеть UMTS/HSDPA, попутно набирая абонентскую базу, что опять-таки давало плюс к сумме, которую государство могло за нее получить.
Работа над выдачей дальнейших лицензий после этого затормозилась практически до нуля. Причин этого можно насчитать как минимум две, и обе они, скажем так, не совсем экономического характера. Во-первых, стояла проблема конверсии частот диапазона 2100 МГц, которые использовались военными. Во-вторых, было очевидно, что снабдив Укртелеком эксклюзивной лицензией, государство наверняка подыграет будущему инвестору и задержит выдачу следующих пакетов частот по меньшей мере до момента приватизации, а то и еще на полгода-год. С наступлением кризиса в этих вопросах поменялось не так уж много, и даже летом 2009 г. ситуация казалась неизменной.
Но к сентябрю все пошло по другому. Из недр НКРС стала просачиваться информация о скорой выдаче 3G-лицензий. В начале месяца председатель Комиссии С. Колобов в интервью для ITC.ua заверил общественность в том, что решение о выдаче лицензий никак не связано с планами по приватизации Укртелекома, а процедура конверсии частот будет вот-вот утверждена, причем на весьма выгодных для бизнеса условиях. Скорее всего, это нужно связывать с изменением расстановки сил в украинском политикуме и снижением влияния тех из них, на которые опирались военные, требуя за конверсию достаточно больших денег.
Примерно в то же время стало известно, что на торги будут выставлены не все лицензии одновременно, а по одной, с интервалом в полгода. Это вызвало бурную реакцию со стороны операторов – как и следовало ожидать, негативную. Однако эти планы, как видим, оказались реальными, и сейчас претворяются в жизнь.
Не нужно долго думать, чтобы понять причину такой резкой активизации процесса выдачи лицензий. Государственному бюджету Украины нужны деньги – здесь, сейчас и любой ценой. Очевидно, что приватизация Укртелекома в данной ситуации – не лучшее решение: его придется продавать намного дешевле желаемого, а это может вызвать самые непредсказуемые реакции, и весьма вероятно, что процесс будет сорван или затянут, как это происходит с приватизацией ОПЗ. Лицензии же реализовать гораздо проще, хотя поступления от них будут меньше.
Почему же только одна? Есть две версии, объясняющие такое решение НКРС. Первая и основная состоит в том, что государство хочет как можно больше набить цену на каждую из лицензий и таким образом «мобилизовать» в бюджет максимальные средства. При наличии четырех национальных операторов выдача четырех лицензий означает фактическое отсутствие конкуренции, так что они, вероятнее всего, «уйдут по номиналу» (заявившая о желании участвовать в торгах CDMA Ukraine вряд ли согласится заплатить за частоты заметно дороже). Вторая версия указывает на действия лобби «Киевстара», который якобы единственный способен в нынешних условиях расстаться с суммой порядка сотен миллионов гривен. В случае, если фаворитом гонки окажется «Киевстар», он получит полугодовую фору на развитие сети и сможет значительно оторваться от конкурентов.
Детальный анализ «теории заговора» крупнейшего национального оператора позволяет увидеть, что она, по большому счету, несостоятельна. Действительно, у «Киевстара», по всей видимости, сейчас самые большие среди конкурентов финансовые возможности. Но и остальные GSM-операторы вполне способны выделить на покупку лицензии сопоставимые суммы, с той разницей, что у них они не «в кармане», как у «Киевстара», а могут быть предоставлены материнскими структурами. Вопрос, до какого уровня готова торговаться каждая из компаний, разумеется, до самих торгов никто не комментирует. С одной стороны, эта «первая битва» решит многое (на этом и строится расчет НКРС), с другой – нужно принимать во внимание сегодняшние экономические и технологические реалии. Если компании трезво оценивают сроки возврата инвестиций при нынешней платежеспособности украинцев и имеют хоть сколько-нибудь серьезные планы по развертыванию сетей UMTS, вряд ли они пойдут до конца. Скорее, опасаясь, как бы победа в тендере не стала пирровой, они будут вести себя осторожно и рационально. Поэтому вряд ли стоит ожидать, что окончательная цена лицензии значительно превысит отметку в 800 млн грн.
Итак, государство может рассчитывать на весьма солидную прибавку к стартовой цене первой лицензии. А вот что будет со всеми остальными – вопрос интересный, и ответ на него далеко не однозначный.
Перенесемся мысленно на полтора года вперед, в лето 2011-го. Идет тендер на последнюю лицензию на связь UMTS. Как в это время выглядит телекоммуникационный рынок Украины?
К этому моменту выдано уже четыре аналогичные лицензии. Два первых их владельца – мощнейшие операторы, к тому времени развернувшие 3G-сети с национальным покрытием и разделившие между собой фактически всех абонентов, которым этот самый 3G вообще интересен. Третий оператор, вышедший на рынок полгода назад, изо всех сил пытается догнать лидеров. Четвертый игрок – «темная лошадка» Укртелеком: если его приватизация уже произошла, то он успел развиться не слабее первых двух, если же нет – продолжает свое «органическое развитие» с абонентской базой порядка полумиллиона человек. Рынок явно готовится к ценовой войне, которую намерен развязать недавний новичок, так что ARPU вот-вот покатится вниз. Параллельно в стране действуют 2–3 крупных WiMAX-оператора, которые небезрезультатно оттягивают на себя наиболее активных потребителей мобильного Интернета, как это делали в свое время операторы CDMA. В США уже год как работает сеть LTE, в Европе эта технология готовится к старту, и все больше пользователей хотят видеть ее в Украине. Внимание, вопрос: кому захочется в таких условиях выходить на рынок UMTS?
Правильно, никому. Этот вывод прямо указывает на то, что реальная стоимость последней UMTS-лицензии будет близка к нулю. В сравнении с нынешним порядком цен, разумеется.
С другой стороны, полгода – время не очень большое для подготовки сети к работе в 3G, да и эту подготовку можно провести превентивно и включиться в работу в UMTS, фигурально выражаясь, на следующий день после покупки лицензии. Поэтому за вторую лицензию, по всей видимости, разразится столь же жаркая битва, как и за первую. Возможно, итоговая цена будет даже еще немного выше, ведь это последний шанс впрыгнуть в идущий наверх лифт на стремительно расслаивающемся рынке.
Третий покупатель окажется перед необходимостью отвоевывать клиентов уже у двух (а то и трех) работающих на полную мощность конкурентов. На дворе конец 2010 г., технология отнюдь не свежа, так что единственное, что остается новичку – работа в формате дискаунтера. В этой ситуации покупка лицензии со значительной надбавкой исключается, вероятно, что даже на стартовую цену в 400 млн грн не найдется охочих, и условия тендера государству придется пересматривать в сторону снижения суммы.
Впрочем, вполне возможно, что обладатели первых лицензий станут участниками и последующих тендеров с целью «прикупить себе еще частот» и усилить сети в крупных городах. Это несколько подогреет конкуренцию и повысит выручку государства. Но на большие барыши и здесь вряд ли стоит рассчитывать.
Выдача лицензий на UMTS путем традиционного «одновременного» аукциона – это способ сохранения нынешней картины рынка, при которой все четыре современных GSM-оператора получают билет на следующий уровень. Наоборот, принятая НКРС поочередная схема означает форсирование процессов «расслоения», ускоренное выведение аутсайдеров из игры и сокращение количества национальных операторов в Украине.
С одной стороны, это соответствует мнению экспертов, согласно которому для украинского рынка достаточно двух, максимум – трех национальных операторов. С другой – возникает ряд вопросов относительно того, справедливо ли такое «силовое» разделение нынешних игроков на победителей и тех, кому со всей уверенностью ничего «не светит». Операторы, за исключением «Киевстара», настаивают на том, что это несправедливо, и изъявляют желание продолжать борьбу в равных условиях.
Есть еще один аспект данной проблемы. Что выгоднее для государственного бюджета Украины – существование трех национальных операторов мобильной связи или пяти? Вопрос сложный, учитывая, что в первом варианте компании имеют гораздо большие возможности для повышения ARPU, доходов, а следовательно – платежей в бюджет, в том числе и в виде налога на прибыль.
Действительно ли в НКРС заглядывают так далеко в будущее и делают настолько сложные расчеты? Хочется верить, что да, хотя весь нынешний опыт деятельности государственных органов Украины заставляет усомниться в этом. До сих пор они были слишком сильно зациклены на том, чтобы «день простоять да ночь продержаться», до выборов выдержать график выплаты зарплат и пенсий, а там...
Остается еще вероятность, что решение НКРС будет оспорено в судах, хотя небывало быстрое продвижение в решении вопроса о лицензиях, имевшее место в последний месяц, а также разрубание гордиева узла с конверсией частот, наводят на мысли о том, что желание правительства реализовать лицензии очень сильно. Следовательно, на изменение или значительную задержку решения рассчитывать не приходится.
В любом случае у нас наконец-то будет полноценный коммерческий оператор UMTS.