Больше, чем рассчитывали

13 август, 2007 - 14:00Артем Юрченко

По данным аналитиков IDC, во II квартале 2007 г., по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, объем отгруженных в канал систем увеличился на 12,5% и составил 58,8 млн единиц. Согласно подсчетам Gartner, участники рынка реализовали чуть более 61 млн устройств, что в относительных величинах соответствует росту продаж на 11,7%.

Таким образом, из-за неожиданно высоких продаж настольных ПК в потребительском и SMB-секторах ранее представленные обеими аналитическими фирмами прогнозы оказались явно заниженными. По мнению руководителя программы IDC Worldwide Quarterly PC Tracker Лорена Ловерде (Loren Loverde), рост спроса обусловлен, помимо высокой динамики современного рынка в целом (яркий тому пример – громкие успехи HP и Acer), серьезным отношением основных игроков к качеству обслуживания клиентов, грамотной поддержкой дистрибьюторов, тщательно продуманным дизайном систем.

Не менее важную роль сыграла и по-прежнему лавинообразно возрастающая популярность портативных решений. Завершившийся квартал характеризовался высоким спросом на широкоэкранные устройства, заменой настольных систем мобильными с диагональю 17" и более, предпочтением двухъядерных решений и повышенным интересом к платформе Santa Rosa. Кроме того, на востребованности лэптопов по-прежнему благотворно сказываются эргономика и дизайн моделей.

В то же время аналитики отмечают все еще незначительное влияние на рост продаж такого потенциально мощного фактора, как Windows Vista. В связи с этим весьма пристального внимания заслуживает набирающий обороты процесс выпуска новинок с предустановленной альтернативой ОС Windows. Вслед за Dell, анонсировавшей две модели настольных ПК и ноутбук, изначально работающие под управлением Ubuntu 7.04 Linux OS, о поставках устройств с Linux объявила Lenovo. В частности, на некоторые портативные устройства компании теперь устанавливается SUSE Linux Enterprise Desktop 10 от Novell. По неофициальной информации, Acer рассматривает возможность инсталляции Ubuntu или Linpus на лэптопы Aspire.

Еще одним оригинальным способом привлечь клиентов стала персонификация систем. Вслед за разноцветными лэптопами от Sony и Dell Lenovo в преддверии Олимпиады в Пекине разработала оригинальный дизайн ноутбуков с символикой мероприятия. В лагере уже упомянутой Dell решили пойти еще дальше и поделились планами по выпуску устройств с оперативно наносимыми фабричным методом на корпус фотографиями заказчиков. Пока еще трудно сказать, отразятся ли подобные инициативы на глобальных продажах, однако стремление лидеров бороться за каждого клиента делает им честь.

Рокировки ведущей пятерки

Лидерство на мировом рынке ноутбуков уверенно удерживает HP. Впечатляющие промежуточные итоги в США и активный рост сбыта в Европе позволили компании улучшить продажи по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 36,5%. Наибольших успехов HP добилась в регионе EMEA, за год увеличив объемы поставок на 29,1%, тогда как в США они выросли на 26%. Таким образом, HP принадлежит 19,3% мирового компьютерного рынка, хотя год назад ее доля составляла 15,9%.

Ведущие поставщики мирового рынка ПК
Позиция Компания II квартал 2007 г. II квартал 2006 г. Изменение, %
Поставки, тыс. шт. Рыночная доля, % Поставки, тыс. шт. Рыночная доля, %
1 HP 11 335 19,3 8303 15,9 36,5
2 Dell 9491 16,1 9978 19,1 -4,9
3 Lenovo 4879 8,3 3989 7,6 22,3
4 Acer 4261 7,2 2742 5,2 55,4
5 Toshiba 2407 4,1 1981 3,8 21,5
  Другие 26 452 45,0 25 303 48,4 4,5
  Всего 58 824 100,0 52 297 100,0 12,5
По данным IDC

Несмотря на вторую позицию, Dell стала единственным представителем Top 5, вновь продемонстрировавшим снижение поставок – по итогам II квартала ее показатель уменьшился на 4,9%. В разгар предпринимаемых Майклом Деллом попыток реструктуризировать деятельность своего детища, компания столкнулась с сезонным падением спроса в корпоративном секторе. При этом пока еще слабая работа с традиционной розницей не позволила производителю нивелировать ситуацию за счет успехов в потребительском сегменте. Ожидается, что выходу из пике смогут посодействовать достигнутые соглашения по продвижению техники Dell через крупнейшие торговые сети, в том числе Wal-Mart и европейский Carphone Warehouse.

Говоря о выпускаемой продукции, необходимо вспомнить экстренный пересмотр фирменной линейки Dell, повлекший за собой ликвидацию существовавшего на протяжении последних 15 лет «настольного» бренда Dimension. Отныне все выходящие под этой торговой маркой десктопы, как и мобильные решения, будут иметь логотип Inspiron. В дополнение к этому специально для SMB-сектора начинается производство абсолютно новой линейки Vostro, призванной облегчить решение свойственных небольшим коллективам задач.

Как мы уже отмечали в статье по итогам работы рынка ПК в I квартале 2007 г., затишье в основном для Lenovo Азиатско-Тихоокеанском регионе (APeJ), связанное с периодом празднования Нового года по восточному календарю привело к тому, что по итогам первых трех месяцев китайский производитель уступил третью строчку в мировой табели о рангах Acer, ориентированной прежде всего на EMEA и Северную Америку. Впрочем, по завершению II квартала все вернулось на круги своя, и тайваньский вендор вновь оказался на четвертом месте. Что характерно, весомая заслуга в этом принадлежит именно EMEA, ведь прирост систем, отгруженных Lenovo в страны региона, достиг рекордных 20% по сравнению с показателем I квартала.

Дальнейшему укреплению позиций компании на мировом рынке способствуют несколько инициатив. Прежде всего она подготовила свой ответ на мартовское заявление Dell, сообщившей о намерении поставлять ПК для провинций Китая по цене $220–520. Lenovo разработала свой вариант «народного компьютера» с рекомендованной ценой около $199, отличительной особенностью которого будет использование вместо монитора домашнего телевизора.

Не менее интересными представляются и попытки китайской компании наладить модель прямых продаж. Ее обкатка успешно проходит в Японии и Австралии, а в скором времени ожидается запуск и в других странах APeJ. Безусловно, все это позволит Lenovo сделать серьезный задел на будущее. Что же касается финансовых результатов, то по итогам II квартала ее доходы увеличились на 12%, приблизившись к 3,9 млрд долл.

Впрочем, было бы наивно полагать, что страсти вокруг третьего места улеглись. Продемонстрировав наилучшие темпы роста (55% в годовом сравнении) Acer упорно отвоевывает сданные позиции. Благоприятствуют этому в том числе удачные соглашения с розницей и дилерами, расширившие присутствие компании на ключевых мировых рынках.

Toshiba замыкает пятерку крупнейших поставщиков ПК с долей 4,1%. Портативные системы японского производителя пользуются неизменно высоким спросом как на зрелых рынках Северной Америки, так и на развивающихся Азиатско-Тихоокеанском и Латиноамериканском. Среди недавних заслуживающих внимания инициатив следует назвать намерение приступить к сборке устройств с процессорами от AMD. После 7-летнего сотрудничества в сфере платформ исключительно с Intel компания уже в ближайшем будущем намерена выпустить модель серии Satellite, построенную на CPU Turion 64 X2 и чипсете M690.

География поставок

Благодаря адекватным ценовым предложениям и внушительному числу новых продуктов, SMB и частный сектор остаются мощнейшими двигателями развития рынка ПК в странах EMEA. Согласно IDC, в целом в этом регионе за отчетный период было реализовано 17,5 млн компьютеров, что в сопоставлении с результатами годичной давности говорит о росте 13,5%. При этом темпы увеличения продаж ноутбуков преодолели рубеж в 30%. Что же касается настольных ПК, то в настоящее время их сбыт приумножается исключительно благодаря странам Центральной и Восточной Европы, а также Средней Азии и Африки, где позитивное изменение поставок зафиксировано на отметках 12 и 9% соответственно. Западная Европа демонстрирует падение спроса на настольные ПК, в связи с этим по состоянию на июнь совокупный рост продаж десктопов в EMEA был равен всего лишь 2,4%.

Ведущие поставщики настольных и мобильных ПК в EMEA
Компания II квартал 2007 г. II квартал 2006 г. Изменение, %
Поставки, тыс. шт. Рыночная доля, % Поставки, тыс. шт. Рыночная доля, %
HP 3300 18,8 2556 16,5 29,1
Dell 2145 12,2 2141 13,8 0,2
Acer 2110 12,0 1548 10,0 36,3
Fujitsu Siemens 1047 6,0 1054 6,8 -0,6
Toshiba 800 4,6 674 4,4 18,7
Остальные 8163 46,5 7497 48,5 8,9
Всего 17 566 100,0 15 471 100 13,5
По данным IDC

Пятерку лидеров компьютерного рынка с долей 18,8% возглавляет HP. Занимающая вторую позицию Dell продолжает испытывать серьезные трудности со сбытом, объясняемые, как и в общемировых масштабах, низким спросом на системы со стороны корпоративного сектора и ожесточившейся конкуренцией в потребительском сегменте ноутбуков. Замыкает первую тройку Acer, добившаяся годового роста сбыта в регионе на уровне 36,3%. Главные преимущества компании на сегодняшний день – широкий модельный ряд и успешная ценовая политика как в розничном, так и в SMB-каналах.

Больше, чем рассчитывали

Звание наиболее динамично развивающегося региона вновь отошло к APeJ, показатели которого в годовом сопоставлении улучшились на 20%. Практически все входящие в него государства продемонстрировали рост потребления портативных систем, характеризуемый двузначным числом. В целом по региону спрос на мобильные решения увеличился более чем на 50%.

Не менее благоприятная ситуация отмечена в Северной Америке. Агрессивные конкурентные действия и кардинальные изменения в стратегии ряда ключевых игроков (в частности, Dell) привели к тому, что не в пример относительно слабой второй четверти 2006 г. на сей раз поставки увеличились на 7,2%.

Благодаря росту экономики в Латинской Америке потребление компьютерной техники в годовом сравнении выросло почти на 40% – до 5,6 млн систем, вследствие чего совокупные доходы локальных и глобальных поставщиков составили 3,7 млрд долл. Для полноты картины остается лишь добавить, что в общем количестве реализованных в Латинской Америке ПК на долю мобильных решений пришлось по меньшей мере 20%.