Bluetooth -- вот "пуля" просвистела и?..

19 август, 2003 - 23:00Андрей Зубинский

Немного о многом

Книгу о сущности машин
должно прежде всего писать как книгу об их применении...
Леонардо да Винчи.
Мадридский кодекс

Леонардо да Винчи примерно 500 лет назад кратко сформулировал приведенный в цитате постулат, который, то ли в силу отсутствия классического образования, то ли из-за заносчивости, свойственной технократам, сегодня почти забыт. И если мы говорим о беспроводных технологиях сверхмаломощной "сверхблизкой" цифровой связи (а именно в такую категорию попадает Bluetooth и остальные герои нашего повествования), самое главное для нас -- применимость упомянутых технологий. Об этом сказано уже очень много, и нам остается привести краткую компиляцию потенциально перспективных направлений:

  • системы промышленного и коммерческого класса;
  • потребительская электроника;
  • бытовая автоматизация управления ("умный дом");
  • системы и приборы медицинского назначения (в первую очередь персональные диагностические приборы);
  • периферийные устройства для персональных компьютеров;
  • системообразующие компоненты новых массовых компьютерных архитектур;
  • электронные игрушки и игры;
  • сельскохозяйственная электроника и т. д.

Подобная "классификация", очевидно, условна и строится на заинтересованности производителя конечной продукции в большой емкости различных секторов рынка. Для каждого из сегментов можно "рассмотреть" важнейший потребительский показатель -- степень полезности продуктов технологии. Теорию полезности технических систем (ТПТС), несмотря на относительную ее неразвитость, никто не отменял и не опровергал, и потенциальный покупатель косвенно пользуется ее приемами на уровне здравого смысла, в большинстве случаев даже не подозревая о ее существовании.

В несколько устаревшем толковании ТПТС (устаревшем потому, что пик развития теории пришелся на 70-е годы прошлого века) под полезностью товара понимался выраженный в денежном эквиваленте совокупный экономический и социальный эффект, получаемый от его использования. В современных условиях, особенно когда речь идет о весьма специфических продуктах многогранной IT-индустрии, этого толкования явно недостаточно -- оно не учитывает мощный "индивидуальный фактор" (которому, по сути, посвящена революционная книга Нордстрема и Риддерстрале "Бизнес в стиле фанк"). Этот фактор, назовем его "индивидуальная привлекательность" (ИП), специфичен тем, что его действие для совершенно нового изделия никак нельзя превентивно оценить в денежном эквиваленте, а можно только выявить постфактум для уже существующих классов товаров. Например, если речь идет о мобильных телефонах, очень трудно или практически нереально посчитать экономический эффект с точки зрения потребителя услуг, что, по сути, означает и невозможность расчета совокупного экономического эффекта, ведь пользователь является ключевой фигурой в системе мобильной связи.

Но вот "индивидуальную привлекательность" оценить очень легко -- ее показывает неумолимая статистика: раз 80% потребителей услуг предпочитают "мобилки" нижней ценовой категории, можно смело утверждать, что ИП таких аппаратов примерно в 4 раза выше, чем более дорогих моделей. Соответственно ИП некоторого изделия определяется не столько скрупулезным "денежным взвешиванием" экономической эффективности, сколько невычисляемым, но наблюдаемым (и потому, возможно, прогнозируемым и даже формируемым) соотношением между некоторой оценкой совокупности психологических факторов (удобство, подтверждение/подчеркивание социального статуса, "продвинутость" и пр.) и рыночной стоимостью изделия.

Сегодня уже можно утверждать, что в случае с Bluetooth-устройствами оценка их ИП была явно очень завышена (особенно на фоне высокой ИП мобильных телефонов низшей ценовой категории, ведь нынешняя "привязанность" Bluetooth к мобильной телефонии очевидна). Вероятно (и даже более чем вероятно), что никто вообще не оценивал ИП подобных устройств, а маркетинговые ожидания строились по принципу brute force ("раскрутить можно даже медведя"). На деле, высокая рыночная стоимость Bluetooth-продуктов сводит фактически на нет чуть ли не все действительно "вкусные" для потребителя (речь, естественно, идет о конечном потребителе) факторы. Но это только одна сторона медали. Вторая заключается в простой причинно-следственной связи: небольшие объемы продаж продукта с малой ИП приводят к сокращению объемов производства комплектующих, а следовательно, к повышению себестоимости продукции на их основе и в конечном итоге -- к снижению перспективности технологии в целом на далеких от потребительского рынках.

Именно такой эффект "коллапса популярности" можно наблюдать в истории с Bluetooth -- малые объемы выпуска чипсетов означают их высокую стоимость, что эквивалентно незаинтересованности в них, например, производителей в индустриальном секторе рынка (в свое время один из ведущих конструкторов бортовых компьютеров BMW сказал, что человек, которому удастся снизить себестоимость их изделия на 10 центов без потери качества, станет героем индустрии). Последняя причинно-следственная зависимость совсем неприятна -- отсутствие интереса со стороны имеющих большой интеллектуальный потенциал производителей фактически означает снижение темпов развития технологии. Круг замыкается...


О востребованности

Когда заходит речь о технологиях, аналогичных по ряду основных показателей Bluetooth, возникает большая опасность "заблудиться" в потребительском рынке и проигнорировать остальные, не менее важные сегменты. Поэтому в качестве примера потенциальной востребованности доступной и дешевой беспроводной технологии резонно привести нечто совершенно далекое от мира IT. Подходящих иллюстраций множество, но мы воспользуемся только одной. Достаточно в строке поиска броузера набрать "greenhouse electronics control", чтобы убедиться в существовании огромного количества фирм, обеспечивающих тепличные хозяйства разнообразной интеллектуальной и не очень IT-начинкой. В этой области оценить полезность изделий IT-индустрии крайне просто -- экономический эффект непосредственно наблюдаем и вычисляем, и, если бы "тепличная электроника" его не обеспечивала, никто бы ее не производил.

В обширном перечне электронного оборудования для теплиц один из ключевых элементов -- разнообразные датчики (влажности воздуха и почвы, температуры, освещенности и т. д.). Многие из них производят точечные измерения (т. е. измеряют некоторый параметр в точке установки), и соответственно их требуется некоторое количество. Значит, нужна пусть примитивная, но все же сеть для обеспечения работоспособности системы сбора информации. Традиционные проводные сети в условиях теплицы (высокие влажность и температура, риск механических повреждений и т. д.) создают немало проблем. Беспроводные сети интеллектуальных датчиков с автономным питанием, например на основе Bluetooth, для таких целей кажутся оптимальными, если бы не множество "но" -- энергопотребление Bluetooth-чипсетов оставляет желать лучшего (следовательно, время автономной работы датчика будет небольшим), стоимость весьма высока, чипсеты очень сложны (обычно в их состав входит ядро процессора класса ARM7), что ограничивает возможности технологического исполнения в соответствии с индустриальными требованиями.


Свято место пусто не бывает

To bluetooth or not bluetooth?

Рыночная ниша, которую специалисты по агрессивному маркетингу "освятили" упреждающими рекламными акциями, действительно, пустовать не может. В случае с Bluetooth наблюдается образование некоторого вакуума реального рыночного спроса на продукты после проведения многолетней рекламной hype-кампании, сформировавшей потенциальную востребованность. Беспроводные гарнитуры, имеющие рыночную стоимость, равную (или даже бoльшую) цене телефона начального класса, немногочисленные Bluetooth-оснащенные КПК и ноутбуки да более чем скромный перечень карт расширения в разных конструктивах -- сегодня это не выглядит слишком привлекательно ни для массового производителя, ни для массового потребителя. Но и отказаться от них сложно -- слишком много и аппетитно рассказано о потенциале беспроводных технологий...

И вот настало время познакомиться с претендентами на "роль Bluetooth в мире без Bluetooth". Сразу заметим, что такая их неформальная характеристика входит в противоречие с более чем осторожным мнением разработчиков этих технологий -- они старательно дистанцируются от сравнений с Bluetooth или "посягательств на лавры". Подобный "политес" в позиционировании понять можно -- дисбаланс между потенциальной и реальной востребованностями, вероятнее всего, вызовет действительно ажиотажный спрос на потребительские продукты реальной беспроводной технологии. Чем этот спрос обернется в остальных нишах... не будем гадать. Вспомним только историю противостояния между FireWire и USB.

Итак, претендент # 1. Он выбран не за технологическое совершенство, а по причине фактического существования реализаций уже сегодня. WirelessUSB (торговая марка компании Cypress) -- это воплощенная в двухчиповом на данное время наборе технология Cypress, весьма близкая и по идеологии, и по большинству показателей к Bluetooth. Но и существенно отличающаяся в нескольких важнейших нюансах -- во-первых, WirelessUSB практически на порядок дешевле, во-вторых, характеризуется значительно меньшей потребляемой мощностью (что означает больший период автономности для устройств с батарейным питанием), в-третьих, время задержки в малых "сетях" на основе WirelessUSB значительно ниже.

Есть еще и четвертый нюанс, который кроется в названии технологии, -- устройства WirelessUSB не требуют специфических драйверов и сложных программных стеков, используя уже достигший зрелости USB-интерфейс. Эти высокоуровневые тонкости следует дополнить и одним технологическим аспектом -- в двухчиповом наборе WirelessUSB полностью функционально разнесены цифровая интерфейсная часть и радиопередающий тракт. Последний (микросхема CYWUSB6941) требует всего восьми внешних дискретных компонент и представляет собой сверхмаломощный приемопередатчик с несущей частотой 2,4 GHz, скачкообразной перестройкой частоты от импульса к импульсу, встроенным синтезатором частоты и GFSK модулятором-демодулятором.

Стоимость этой микросхемы в партиях Cypress обещает снизить до $1 уже в этом году. Второй компонент из набора включает в себя все необходимое, чтобы упростить построение функционально законченного устройства, -- интерфейсы ввода/вывода, клавиатурной матрицы, оптической мыши -- а также встроенную аппаратную реализацию протокола обмена. Радикальное отличие от Bluetooth заключается в "скорострельности" -- WirelessUSB обеспечивает передачу и прием на скоростях не более 200 Kbps. На самом деле это не так уж и мало -- если суммарная стоимость комплекта составит обещанные $3, можно ожидать серьезной заинтересованности и производителей, и потребителей в изделиях на его основе. Сама Cypress позиционирует набор как предназначенный для разработки беспроводной периферии для ПК (мыши, клавиатуры, игровые манипуляторы), но предлагаемые этой технологией параметры слишком хороши, чтобы говорить только о такой узкой области применения.

Второй претендент близится к стадии овеществления -- по крайней мере, не нуждающаяся в представлении компания Motorola вот-вот выдаст "на гора" первую реализацию работающего чипсета. Как только это произойдет, технологии WiMedia (сегодняшний претендент # 2) можно будет смело отдавать первое место. Дело в том, что WiMedia -- одновременно название и технологии, и альянса, образованного такими технологическими грандами, как уже упомянутая Motorola, Eastman Kodak Company, Hewlett-Packard, Samsung, Sharp Laboratories, STMicroelectronics, Philips. Альянс WiMedia является разработчиком спецификаций стандарта IEEE 802.15.3 (на сегодняшний день это точное, "нерыночное" название технологии). Причина, по которой WiMedia заслуживает лавры победителя в этом кратком обзоре, кроется в технологических особенностях реализации физического уровня передачи данных -- здесь, в отличие от Bluetooth и WirelessUSB, используется ультраширокополосная технология (UWB -- Ultra Wide Band). Проще говоря, понятия несущей частоты для WiMedia не существует -- здесь передатчик излучает сверхкороткие импульсы с огромной шириной спектра (практически несколько GHz). По последним оценкам, такая технология позволяет реализовать копеечные интегральные приемопередатчики, обеспечивающие скорость обмена 500 Mbps на расстояниях до 100 м. И это при выходной мощности, не требующей сертификации или специальных разрешений!

Прогнозы на ближайшее будущее более скромны, но все познается в сравнении -- если ожидаемые в этом году продукты WiMedia будут действительно ощутимо дешевле Bluetooth, то и 100 Mbps на расстоянии 10 м окажутся настоящей "убойной силой". И все-таки пока мы не увидим действительного воплощения WiMedia в кремнии, за этой оригинальной технологией в нашем рейтинге останется второе место "за интересность". "Злые языки" (или более реалистичные в оценках специалисты) утверждают, что и к следующему году стоимость комплектующих согласно BOM (Bill Of Materials -- перечень материалов) типового минимального проекта беспроводного узла WiMedia не опустится ниже $30 -- цифра не воодушевляющая.

Третье место (с претензией на первое) занимает номинант с забавным маркетинговым названием ZigBee. Это детище альянса, в который входит большинство самых именитых участников WiMedia и, кроме того, Intel, Robert Bosh, Oki, Mitsubishi (перечень можно продолжать долго -- менее чем за год состав альянса увеличился до 50 участников), разрабатывающего стандарт IEEE 802.15.4. Технологически ZigBee весьма близка и к Bluetooth, и к WirelessUSB. Разработчики стандарта ставили перед собой задачи, фактически определенные нами при обсуждении темы востребованности, -- продолжительное время работы от батарей (заявлено до двух лет!), ориентация на статические сети с числом узлов, меньшим 255, в которых осуществляется не слишком интенсивный обмен небольшими пакетами данных со сравнительно невысокой скоростью (до 128 Kbps) и при этом обеспечивается очень быстрое обнаружение и "интеграция" в инфраструктуру новых узлов сети (менее 30 млс), нетребовательность к процессорной мощности основного вычислителя (достаточно 8-битного микроконтроллера с памятью программ до 32 KB).

Впрочем, обилие работающих в основном на индустриальный сегмент рынка компаний в составе альянса подсказывает, что ZigBee будет не слишком узкоориентированным. По сравнению с многообещающим, но экзотическим WiMedia, данная технология выглядит более реалистично, особенно учитывая быстрые темпы стандартизации. Последнее, к слову, выделяет ZigBee и свидетельствует в пользу ее востребованности -- случай, когда менее чем за год разработчики из состава большого альянса завершили формирование и одобрили стандарт, действительно нечасто встречается. В какие сроки ожидать появления пригодных для крупносерийного производства компонентов, пока не объявляется, но уже сейчас хорошо просматриваются перспективные области их применения -- промышленные системы (в первую очередь сбора данных с распределенных датчиков), устройства бытовой автоматизации, персональная электроника, периферия для ПК и игровых приставок и т. д.


А что же Bluetooth?

Одну вероятную линию судьбы Bluetooth мы уже обсуждали. Но не следует исключать и такую возможность -- снижение цен на Bluetooth-чипсеты. Правда, к 2005 г. аналитики предсказывают все еще ощутимую их стоимость (порядка $5 в больших партиях; учитывая сегодняшние $15, эта цифра свидетельствует разве что об осторожности аналитиков, эзоповым языком прогноза утверждающих, что взрывного роста спроса ожидать не следует), равную суммарной цене чипсета WirelessUSB от Cypress. Другое дело -- ответ на вопрос, сможет ли одна Cypress, даже существенно опередившая ближайших конкурентов, заинтересовать производителей конечной продукции.