Блог в помощь…

1 сентябрь, 2011 - 13:47Иван Шихат-Саркисов

Даже сегодня одним из основных вопросов в учебном процессе все еще остается организация эффективного обмена информацией между вершинами треугольника студент-преподаватель-учебная часть.

На протяжении вот уже более десяти лет в учебном заведении, где я работаю (шесть лет), использованию различных интерактивных методов в учебном процессе уделяется пристальное внимание. Тема решений и методов, разработанных в этом ключе нашими специалистами, централизованно внедренных и развиваемых на уровне всех филиалов, заслуживает отдельной статьи.

В цикле заметок в этом блоге я хочу затронуть некоторые аспекты использования другого инструментария, который с коллегами использую для решения отдельных, зачастую совершенно новых задач. Речь об арсенале он-лайн сервисов и возможностях социальных сетей, которые позволяют (при умелом использовании) поднять эффективность учебного процесса, и даже немного иначе его организовать.

Несколько лет назад, когда карантин государственного масштаба прервал на достаточно длительный срок учебный процесс, жизнь сама заставила воспользоваться возможностями электронной почты. База данных электронных адресов наших студентов в тот момент позволила всем преподавателям удаленно проводить обучение, не вставая из-за собственного компьютера.

Именно этот период стал для меня отправной точкой в поиске возможностей использовать интернет-коммуникации в повседневном учебном процессе. Ниже опишу несколько инструментов, которые использую регулярно.

Блоги на базе Wordpress

Эта система управления контентом пришлась очень по вкусу и мне и моим студентам. Первый «блин» все еще существует по адресу http://userpc2010.wordpress.com. Этот блог и его контент создавался для конкретной учебной группы (дети 12-13 лет). Предметная область – базовые навыки работы в ОС Windows, основы использования сети Интернет и работа в приложениях пакета MS Office. Форму обучения можно назвать очно-заочной, так как на занятия в аудиториях ребята приезжали 1 раз в неделю.

Простота интерфейса админки блогов на Wordpress позволяет легко и структурировано публиковать план урока, добавлять в статьи изображения, прилинковать файлы различных форматов, создать меню на основе категорий блога. Такая сопроводительная учебная система в первую очередь позволяла эффективно строить учебный процесс.

Во-вторых, вызывала интерес у слушателей – с такой удобной схемой подачи материала они в школе не сталкивались. И что очень важно, после пропуска какого-либо занятия не отставать от группы.

На сегодняшний день при помощи Wordpress созданы и функционируют следующие ресурсы:

Блог студентов Компьютерной Академии ШАГ. Создавался и развивается параллельно со студенческим электронным журналом студентами-энтузиастами различных филиалов нашего учебного заведения.

Достаточно молодые блоги-представительства трех специализаций профессионального обучения в донецком филиале ШАГа:

http://softstep.wordpress.com, http://designstep.wordpress.com, http://adminstep.wordpress.com.

Эти три ресурса наполняют непосредственно преподаватели. Они делятся интересными новостями и материалами по проф-направлению. С выходом на занятия студентов, планируется популяризировать эти блоги среди студентов и привлечь их для обмена мнениями в комментариях.

Не менее эффективным является использование автономного блога, работающего на Wordpress. На приобретенном для личных целей хостинге я поддерживаю жизнедеятельность двух ресурсов которые помогают мне в основной работе – заведующего учебным направлением.

Первый – сайт-визитка http://zavuch.dn.ua. Он решает проблему «плохой» памяти у студентов для которых свойственно забывать контакты завуча. Электропочта, телефоны, профили в соц.сетях – все упаковано в минималистическом решении. Кроме того, доступ к формам «Он-лайн объяснительная» и «Книга жалоб, предложений». Через день-два там же появится ссылка на форму заказа всевозможных справок.

Его вторая сторона http://blog.zavuch.dn.ua - до 1 сентября в режиме обратного отсчета с информацией о предстоящем учебном процессе. Во время учебного года работает как блог: публикуется расписание, объявления выкладываются учебные материалы. Студенты подписаны на email-рассылку новых сообщений.

На этом завершаю первую часть по теме. В следующей статье планирую обсудить плюсы и минусы моды на социальные сети в разрезе системы образования. А пока, жду ваши комментарии, примеры подобного использования Интернет-ресурсов в образовательном процессе.