Блицопрос. Какова ситуация на рынке Web-дизайна?

10 май, 2005 - 23:00КО

услуги украинских Web-студий пользуются спросом не только у отечественных, но и у зарубежных заказчиков. Какие проекты реализуются сегодня и какими ресурсами должны обладать Web-разработчики – комментируют представители компаний, специализирующихся на Web-решениях.

Виталий Зубок

заместитель директора ИЦ «Элвисти»

Рынок услуг Web-дизайна в Украине выходит на «индустриальный» уровень. Если под ними понимать весь комплекс построения информационных систем на базе интернет-технологий, ежегодный объем данного рынка составляет около 1 млн долл.

Студии Web-дизайна должны быть частью более крупных организаций, профессионально занимающихся разработкой информационных систем, или же привлекаться для реализации проектов наряду с другими подрядчиками.

При том что спрос есть на все, лучше остальных продаются решения для малого бизнеса «под ключ».

Владимир Иванов

технический директор компании Activemedia

В настоящее время мы наблюдаем процесс структуризации, «взросления» рынка ИКТ, в контексте которого растет и сегмент услуг Web-дизайна. Меняется и отечественный заказчик. Корпоративные клиенты серьезнее относятся к планированию IT-стратегии, формированию соответствующего бюджета, приобретают опыт и приходят к пониманию того, что интеллектуальный продукт не может стоить дешево. Как следствие, все меньше остается места для «кустарей», больше ценятся серьезные решения, которые способны предоставить профессиональные компании, владеющие современным инструментарием и развитой инфраструктурой.

Сохраняется традиционно высокий спрос и на простые решения, т. н. «презентационные сайты», содержащие общую информацию об организации.

Из-за усиления политической активности населения страны и начавшейся подготовки к предстоящим парламентским выборам повысился спрос на информационно-новостные ресурсы. Увеличилось число заказчиков, которые хотят получить интерактивные и в той или иной степени анимированные сайты.

Больше внимания своему присутствию в Интернете стали уделять представители малого и среднего бизнеса, однако подавляющая их часть не готова тратить значительные суммы на создание Web-сайтов, в то же время их требования к качеству и сложность проектов растет постоянно. Таким образом, можно говорить о возникновении новой ниши решений с низкой себестоимостью.

В связи с усилением конкуренции более критичными становятся требования к технологическому процессу работы над проектами. На наш взгляд, минимальный штат специалистов, занятых в типичном проекте по реализации Web-приложения, должен выглядеть так: руководитель проекта, ведущий разработчик, ведущий дизайнер, технический дизайнер, тестировщик, контент-редактор, автор документов.

Впрочем, набор ресурсов, необходимых компании для успешной работы на данном рынке, во многом зависит от внешних и внутренних факторов: используемых технологий, наличия собственных наработок, программных продуктов других производителей, уровня заказчиков и многого другого. Кроме того, все более важным фактором становится умение и желание применять современные технологии управления проектами.

Юрий Козинцев

директор подразделения New View Web Studio компании «АМИ»

Сегодня наблюдается явная тенденция к разделению рынков Web-дизайна и Web-программирования. Если первый требует в основном художественного оформления в Интернете информации о компании, продукте, бренде, то второй ориентирован на создание распределенных корпоративных информационных систем с применением Web-технологий.

В то время как «дизайнерский» рынок уже достаточно развит – здесь существует устойчивый спрос и предложение, – «программный» еще начинает формироваться. Над идеей использования Интернета не только для размещения рекламных Web-сайтов, но и для автоматизации своих бизнес-процессов даже наиболее передовые украинские компании начинают задумываться лишь сейчас. Думаю, сегодня есть основания предполагать, что объем данного сегмента в денежном выражении уже в ближайшее время превысит объем рынка Web-дизайна в несколько раз.

Если говорить о рыночной структуре, подавляющее число проектов (70%) приходится пока на рекламно-информационные стоимостью $300–800. В этом случае главное требование заказчика – приятный внешний вид, а высоких запросов к программному обеспечению не предъявляется. Подрядчиками в таких работах обычно являются небольшие Web-студии либо частные лица.

Примерно 20% принадлежит рекламно-информационным ресурсам с повышенными требованиями к дизайну, они обходятся в $1000–2500. Как правило, такие сайты уже снабжаются элементарными программными системами управления контентом, а в качестве подрядчиков зачастую выступают небольшие студии.

Около 6% рынка составляют полнофункциональные информационные ресурсы с повышенными требованиями к программным системам управления контентом (их стоимость – $2500–10 000). Такие сайты также могут снабжаться небольшими дополнительными программными модулями, разрабатываемыми непосредственно под нужды заказчика. Подрядчиками в этих случаях являются профессиональные студии, специализирующиеся на разработке систем контент-менеджмента (CMS) и ПО на заказ.

3% приходится на рекламно-информационные Web-сайты с самыми высокими требованиями к дизайну стоимостью от $10 000. К выполнению таких работ обычно привлекаются именитые профессиональные студии.

Сложные корпоративные Web-системы, предназначенные для автоматизации бизнес-процессов, занимают всего лишь 1% в структуре данного рынка. Стоимость таких проектов начинается с $15 000, а подрядчиками становятся компании, занимающиеся созданием ПО.

Требования к разработчикам определяются сложностью проекта. Так, для создания простых сайтов критичны цена и умение неплохо рисовать, в то время как для выполнения работ, предполагающих высокие требования к дизайну, необходимо иметь известное имя и солидное портфолио.

Если требуются полнофункциональные сайты с системами управления содержимым, компания должна обладать собственными разработками в области систем контент-менеджмента, иметь штат программистов, развивать и поддерживать свои продукты.

Для создания сложных корпоративных Web-систем необходим соответствующий опыт, штат программистов, умение грамотно организовать процессы, связанные с разработкой ПО: проектирование, создание кода, тестирование, документирование, контроль качества, управление проектами. В то же время не обойтись без собственных бизнес-консультантов, способных выявить и описать процессы, подлежащие автоматизации, определить этапы работы, выступить постановщиком задачи и курировать ход выполнения заказа.

Артур Михно

директор компании «Реактор»

На мой взгляд, данный рынок все еще находится в стадии зарождения. Профессиональных команд очень немного, причем есть примеры, когда сильные игроки сходят с дистанции.

В целом рынок растет, но, как ни странно, бюджеты, выделяемые на разработку сайтов, зачастую даже в весьма солидных компаниях по-прежнему ничтожно малы.

Показателен случай, когда крупнейшая в регионе сеть продуктовых магазинов предложила нам участие в неоплачиваемом тендере, победитель которого получает возможность разработать для них корпоративный сайт с бюджетом в $600–800. К сожалению, такие случаи – не редкость. Зачастую заказчик не видит разницы в качестве проектов и поэтому готов размещать заказ у того, кто предложит минимальную цену.

Впрочем, растет и база клиентов другого плана, осознающих цели и задачи сайта, уважающих себя и свою компанию, ценящих профессионализм и труд других.

Над качественным Web-сайтом должен трудиться коллектив, состоящий, по меньшей мере, из менеджера, дизайнера, верстальщика и программиста.

Константин Смирнов

менеджер департамент-проектов в государственном секторе компании Softline

По нашему мнению, рынок Web-дизайна в Украине пока только развивается. При этом если менее профессиональные дизайнеры продолжают работать на локальном рынке, то более сильные переключаются на Россию и дальнее зарубежье.

В целом оценить объем рынка в настоящее время сложно, поскольку само понятие «Web-дизайн» все еще не определено – зачастую клиенты понимают под этим намного более широкий спектр услуг (дизайн, программирование, создание информационной архитектуры, промоушн и т. д.).

Стоит отметить, что современный клиент склонен к крайностям – его бросает либо в область тривиальных сайтов-визиток, либо в сферу интегрированных портальных проектов. Если говорить об осмысленном спросе, то здесь заказчик желает получать в основном имиджевые решения.

Для успешного функционирования студии Web-дизайна должны быть задействованы как минимум топ-менеджер, менеджеры проектов, разработчики, тестировщики, дизайнеры, верстальщики.

Иван Сухаренко

директор компании Iv Design

Рынок услуг Web-дизайна в Украине сегодня уже достаточно развит. Он не только удовлетворяет запросы отечественных заказчиков, но и работает на экспорт. Несколько сотен компаний, коллективов и отдельных лиц предоставляют довольно широкий ассортимент услуг – как технологических, так и художественных.

Официальной статистики относительно объемов рынка Web-разработок в Украине нет, но, по нашим оценкам, он составляет порядка 10–20 млн долл. внутренних заказов плюс еще 5–10 млн долл. экспортных. Можно отметить, что это мизерные суммы в экономическом масштабе.

Практически все Web-проекты делятся на три категории.

А. Наиболее сложные и дорогие решения – сайты крупных организаций и ведомств, предполагающие глубокую интеграцию в информационные и бизнес-процессы. Могут обойтись в несколько сотен тысяч долларов, а их реализация порой занимает не один год.

Б. Сайты и отдельные приложения для крупных организаций. Стоимость – 5–100 тыс. долл. Сроки выполнения – от месяца до года.

В. Сайты и отдельные приложения для малого и среднего бизнеса, частных лиц за $500–$5000.

Следует заметить, что проекты категорий А и Б могут быть качественно выполнены только профильными компаниями с опытом и постоянным штатом специалистов. Остальные под силу небольшим коллективам и частным исполнителям.

Кадровый состав, необходимый для реализации того или иного проекта, во многом зависит от специализации фирмы, но в любом случае нужны программисты (обычно 5–15 человек), дизайнеры (в зависимости от художественного уровня заказа – 1–10 человек), менеджеры (исходя из схем привлечения заказов – 1–5 человек) и админресурс.