Блицопрос. Какие дополнительные сервисы мобильной связи наиболее востребованы?

26 июнь, 2006 - 14:54КО

Мобильная связь, помимо традиционных разговоров по телефону, подразумевает и множество разнообразных услуг. О том, какие из них являются наиболее востребованными в нашей стране, какова их доходность, и наоборот, что не пользуется спросом, а также еще о многом другом рассказывают представители украинских операторов сотовой связи.

Ярына Ключковская

начальник отдела внешних связей компании UMC

Среди множества дополнительных услуг, которые UMC предлагает своим абонентам, наиболее популярной является SMS. Далее идут сервисы на базе технологии GPRS, денежные поступления от которых выросли в 2005 г. более чем в три раза по сравнению с 2004 г. В целом же за прошлый год доля дополнительных услуг в структуре доходов компании достигла 15%.

С начала текущего года UMC запускает, как минимум, одну новую услугу в месяц. Самые интересные из них – «Кто звонил», «Есть связь», а также «Перезвони мне». Отмечу также, что в конце мая мы начали предоставлять сервис Online TV, который позволяет абонентам смотреть телепрограммы «Студии 1+1» и другой видеоконтент с помощью мобильного телефона.

Относительно специфики отечественного рынка скажу, что в нашей стране, например, голосовая почта (аналог автоответчика) хоть и была запущена в сетях операторов одной из первых, но так и не прижилась в отличие от той же Западной Европы, где этот сервис очень востребован.

И наоборот, в Украине регулярно отправляют и получают SMS практически 70% пользователей сотовой связи, а например в США этот показатель раза в два ниже. Там люди больше переписываются по электронной почте с помощью таких сервисов как Blackberry, а у нас SMS зачастую используется как более дешевая альтернатива звонкам.

Подводя итог, отмечу, что украинцы тратят на сотовую связь гораздо меньше средств, чем абоненты мобильных операторов в Европе. В нашей стране в основном популярны сервисы, позволяющие экономить на звонках тем, с кем абонент общается чаще всего.

Алексей Киреев

начальник отдела развития услуг компании «Киевстар»

В настоящее время наиболее популярными являются сервисы на базе GPRS (в частности, весьма востребованы навигация по Интернету, чтение электронной почты), а также MMS, SMS и разнообразные контент-услуги.

Каждый месяц «Киевстар» запускает около трех-четырех новых дополнительных сервисов. Не так давно мы начали предоставлять уникальный для нашей страны «Алиби» – возможность совершения звонка, например, на фоне звуков футбольного матча, автомобильной пробки или аэропорта, а также «Спой со звездой» – караоке с любимым исполнителем.

Говоря об особенностях в предпочтениях украинцев, скажу, что высоким спросом, например, пользуется услуга «Песня в подарок», а аналогичные ей сервисы, оказываемые в Европе, практически не востребованы. По моему мнению, объясняется это, скорее всего, разницей менталитетов большинства населения.

Подводя итог, скажу, что отечественный рынок дополнительных услуг мобильной связи ожидает стремительный рост, что, естественно, будет привлекать сюда множество новых инвесторов.

Гокхан Коч

начальник департамента разработки дополнительных сервисов и взаимодействия с партнерами «Астелит»

В молодежной среде наиболее востребованы развлекательные услуги – загрузка мелодий звонка, игр, картинок, MMS-сообщения; также эта аудитория часто использует WAP. Если говорить о сегменте бизнес-абонентов, то нужно отметить высокий спрос на мобильный Интернет, в частности на базе EDGE. По состоянию на конец I квартала 2006 г. около 26% данных в сети life:) передавалось посредством этой технологии.

В мае текущего года мы запустили две новые, уникальные для украинского рынка услуги: EDGE+GPRS+ – высокоскоростной доступ к Сети и «Карта мобильного соединения» – PCMCI-адаптер для ноутбука, с помощью которого можно пользоваться Интернетом в любой точке покрытия life:) даже без мобильного телефона.

В целом наша компания предлагает своим абонентам более 150 дополнительных сервисов, 47 из которых являются уникальными для Украины.

Если говорить о специфике отечественного рынка, то, на мой взгляд, тут больше, чем, например, в Западной Европе, пользуются контент-услугами и различными сервисами на базе IVR (interactive voice response, голосовое меню).

Тимофей Щеголев

начальник службы по продуктам ЗАО «Украинские Радиосистемы»

В настоящее время среди дополнительных услуг Beeline больше всего востребованы SMS, сервисы, основанные на GPRS, перевод средств с одного счета на другой и «Будь в курсе» (список тех, кто звонил). Отмечу также популярность услуги «Будь на связи» – она позволяет связаться с другими абонентами, даже когда закончились деньги на счету. Сам по себе сервис не является уникальным, однако его реализация с использованием Beeline Menu (STK), на наш взгляд, наиболее простая и удобная.

Сегодня доля дополнительных услуг в доходах нашей компании достигает 20%. Этому результату способствует, в частности, предоставление дешевых акционных тарифов, связанных с агрессивным выводом бренда на рынок. Со временем мы прогнозируем небольшое уменьшение этой доли.

Что касается отличий между Украиной и Западной Европой или США, – то здесь можно отметить достаточно слабое распространение фиксированной связи, которое обусловлено низким проникновением услуг по подключению к Интернету. И именно в данной сфере мы видим для себя возможности занять серьезную долю рынка при помощи сервиса мобильного доступа.

В целом специфика отечественного сегмента дополнительных услуг сводится к очень серьезной конкуренции. Здесь практически отсутствуют уникальные сервисы (аналогичные наборы есть в портфеле нескольких операторов), поэтому в будущем, по моим прогнозам, самыми важными будут простота и удобство пользования этими услугами.