Блицопрос. А помните, как все начиналось?

15 май, 2005 - 23:00КО

И для мировой, и тем более для относительно молодой отечественной IT-индустрии 10 лет – это целая эпоха. 90-е годы прошлого века стали периодом ее зарождения: ныне крупные и известные украинские компании тогда делали лишь первые шаги. О том, как это происходило и что изменилось за десятилетие, рассказывают «первопроходцы» отечественного IT-рынка.

Максим Агеев

вице-президент по системной интеграции корпорации «Квазар-Микро»

10 лет назад я работал, как и сейчас, в «Квазар-Микро». Тогда я занимался периферийными печатающими устройствами, а также источниками бесперебойного питания.

За это время в нашей компании, как и во всем украинском IT-бизнесе, изменилось многое, если не все. В 1995 г. состояние отечественного IT-сообщества напоминало юрский период: жизнь уже существует, но борьба за выживание слишком жестока, и никто не знает, что готовит будущее.

Страна проходила первый этап рыночного ликбеза. Учились практически все – и продавцы, и заказчики, и государство, допуская массу ошибок, но тогда, как мне кажется, этого толком никто не осознавал. Места на рынке было много, а профессионализма – мало. В результате все занимались всем – наблюдалась этакая «всеядность».

С тех пор рынок стал более зрелым, структурированным, жестким. Образовался мощный и быстрорастущий сегмент SOHO, появились настоящие интеграторы, получила развитие индустрия производства ПО. В Украину пришло много всемирно известных компаний, которые раньше были знакомы нам только по газетным обзорам. Корпоративный сегмент наряду с мощными вычислительными ресурсами и сложным коммуникационным оборудованием начал потреблять принципиально новые товары – информационные системы, IT-услуги, консалтинг.

Благодаря развитию Интернета во всем мире и улучшению коммуникаций в Украине у нас сформировался новый рынок, связанный с Web-технологиями. Появилось новое профессиональное «сословие» – IT-директора, и вместе с тем почти полностью исчезли дилетанты.

«Квазар-Микро» с тех пор также прошла большой путь в своем развитии. Сборка компьютеров превратилась у нас в настоящее производство со всеми атрибутами: конвейерами, борьбой за качество, трехсменным рабочим графиком, профессиональным брендингом.

Компания ушла из розничной торговли, благоразумно рассудив, что не стоит сидеть на нескольких стульях – следует выбирать свое место на рынке. В то же время дистрибьюторский бизнес вывел корпорацию на международный уровень, а консалтинг, который начинался с робких мечтаний, вырос в мощное бизнес-направление. Наконец, «Квазар-Микро» превратилась в большую корпорацию, динамично развивающуюся в нескольких странах. Сотни наших сотрудников специализируются сейчас во множестве различных областей, объединенных понятием «информационные технологии».

В целом работать сегодня сложнее, но интереснее. Растет конкуренция, повышается уровень требований со стороны заказчиков, на рынок приходят новые игроки — амбициозные, профессиональные и «жесткие». Сам же рынок становится все менее предсказуемым. Умение предвидеть будущее во многом предопределяет успех.

В настоящее время выживает и достигает успеха та компания, которой удается сочетать множество уникальных качеств: адаптироваться к быстрым изменениям, постоянно самообучаться и самосовершенствоваться, владеть знаниями во многих смежных областях одновременно, уметь создавать мощную и слаженную команду профессионалов.

Владимир Букреев

генеральный директор компании «МКС»

В 1995 г. я занимал в «МКС» должность коммерческого директора. Тогда в нашей компании работало около 50 человек, и мы уже производили собственные компьютеры. Основной задачей было обеспечение развития бизнеса, опережающего рост молодого компьютерного рынка. Стоит заметить, что эта цель актуальна и сегодня.

Хотя сейчас украинский IT-рынок намного лучше структурирован, фактор непредсказуемости существует, как и 10 лет назад. В таких условиях очень многое основывается на доверии к партнерам по бизнесу. В настоящее время у нас гибкие отношения с поставщиками, за годы существенно укрепились связи с вендорами – это, пожалуй, залог нашего совместного движения вперед.

Сегодня на IT-рынке быстро меняются технологии, продукты, решения, но самые масштабные изменения происходят в понимании и поведении потребителей.

За 10 лет в компании состоялось более 5 млн продаж, т. е. примерно такое же количество контактов с покупателями, поэтому сейчас мы уже значительно лучше представляем, кто наши клиенты и чего они хотят.

Учитывая, что потребитель стал хорошо информирован, более опытен, сейчас компаниям нельзя работать непрофессионально, потому что рынок этого больше не прощает. Именно поэтому за именами опытных компаний стоят реальные преимущества для заказчиков.

Точно так же, как и наши клиенты, мы являемся потребителями информационных технологий, которые все глубже приникают во все сферы жизни. Это очень сильная тенденция, которая дает мощный импульс к движению. В то же время важно не только следовать тенденциям, но и предугадывать их, формировать рынок, постоянно находиться в «состоянии боевой готовности».

Если 10 лет назад у нас был лишь один магазин, то сегодня их – около 50. При этом растет необходимость диверсифицировать бизнес и четко ориентировать его на быстрорастущие сегменты.

С одной стороны, работать стало проще в том смысле, что, занимаясь своим делом постоянно и решая все новые и новые задачи, мы накапливаем опыт, который позволяет нам развиваться все более успешно. С другой стороны, есть и сложности, связанные с быстрым ростом рынка и компании, когда нужно успевать смотреть по сторонам, подтягивать тылы и самое главное – четко видеть перспективу.

АлександрКардаков

президент корпорации «Инком»

В 1995 г. я работал директором компании «Информационные компьютерные системы», которая и заложила основу корпорации «Инком». Тогда мы производили компьютеры и предлагали услуги по созданию первичной IТ-инфраструктуры (в основном занимались монтажом локальных сетей). За десять лет многое изменилось – информационные системы усложнились, но работать стало легче – так как бизнес наших клиентов стал более структурированным.

Юрий Погребняк

старший менеджер по IT-направлению представительства Samsung Electronics

10 лет назад я был менеджером по работе с бизнес-партнерами (channel manager) компании IBM в Украине. Дистрибьюторский рынок разительно отличается от корпоративного сегмента, поэтому расскажу, как, на мой взгляд, он изменился за все это время.

Восемь лет назад дистрибьюторы занимались фактически только импортом, а процент их прибыли мог измеряться двузначными числами. При этом отсутствовала какая-либо инфраструктура, кредитование было хаотичным – по принципу «верю – не верю». Спрос настолько превышал предложение, что дилерским сетям толком никто не уделял внимания, а их персонал не обучался.

На сегодняшний день рынок дистрибьюции IT-продуктов в Украине можно считать сформированным. При этом прибыли упали, но в то же время возросли объемы продаж.

Сейчас работают отлаженные схемы управления складскими запасами и доставкой товаров, дистрибьюторы бережно относятся к дилерской сети, постоянно стараясь ее стимулировать, поддерживать, обучать. Они используют разные стили взаимодействия с дилерами в зависимости от сегментов рынка (корпоративный, SOHO, розничный). Однозначно работать всем стало сложнее: требования потребителей выросли, на рынке становится все теснее, уровень прибыли постоянно падает за счет усиления конкуренции. Кроме того, по моему мнению, на наш рынок попытаются выйти международные дистрибьюторы и розничные сети.

Виталий Тищенко

генеральный директор компании «ABBYY Украина»

10 лет назад я был начальником отдела программного обеспечения в киевской компании «Инкопартнер». В «ABBYY Украина» работаю со времени ее основания – ноября 1995 г.

Тогда я занимался в основном дистрибьюцией ПО в Украине. Сегодня интересы нашей компании сосредоточены в более узком сегменте – собственные продукты и «1С», хотя к дистрибьюции добавились разработка, реализация прямых проектов, консалтинг, мы вышли на другие рынки Восточной Европы.

За это время сегмент ПО существенно вырос как в денежном выражении, так и в объеме сделок и размере партнерских сетей. Существенно повысилась квалификация операторов рынка и заказчиков.

10 лет назад мало кто верил в перспективы рынка ПО, поскольку тогда ситуация характеризовалась такими факторами: уровень пиратства, близкий к 100%, относительная дороговизна решений, недоверие заказчиков к инвестиционным проектам.

Последний фактор был основным тормозом развития бизнеса в корпоративном секторе. Какой был смысл вкладывать в автоматизацию (проект на несколько месяцев), когда мало кто знал, как будет выглядеть его бизнес через год-два?

Сегодня этой проблемы уже нет, зато возник дефицит квалифицированных кадров (сказался общий спад в образовании), что вызвало рост зарплат и некоторый «перегрев» рынка – объем заказов превысил совокупные возможности исполнителей. В настоящее время сегмент ПО увеличивается ежегодно примерно на 20–40%.

Кроме того, за 10 лет существенно выросли доходы физических лиц, в результате чего появился рынок ПО для частных пользователей.

В целом, работать стало проще, поскольку открылись гораздо более широкие перспективы для бизнеса. С другой стороны, повысились конкуренция, требования к решениям, ответственность, но и весь рынок при этом также вырос в объеме.

Андрей Тищенко

управляющий компании Entry

В 1995 г. я занимал должность коммерческого директора небольшой компьютерной компании, делавшей первые шаги в дистрибьюции компонентов ПК.

С тех пор все поменялось радикально: сегмент, в котором работает сейчас наша компания, поведение покупателей, структура партнерской сети. К счастью, рынок естественным образом расслоился, и на то, что делали 10 лет назад мы, теперь направлены усилия других.

Кратко можно сказать так: по мере избавления от собственного невежества мы продвигались все эти годы от посреднической деятельности (дистрибьюции и перепродажи) к созданию собственного продукта (проектных услуг и производства).

В целом, работать стало намного сложнее. Раньше деньги давались легче, правда, IT-рынка на то время как такового не существовало – была лишь торгово-закупочная активность, не более.

Игорь Волынский

директор по маркетингу компании DataLux

10 лет назад я занимал должность директора департамента «BEO & Camera» в компании «Минолта Украина», отвечая за работу подразделений прямой продажи и дилерской группы.

Перемены, произошедшие с тех пор, затронули все сегменты рынка. Покупатели стали обладать значительно бо2льшим объемом информации и, соответственно, бо2льшими возможностями выбора, в том числе и благодаря специализированным изданиям и доступу в Интернет. Возросли требования к качеству услуг, предоставляемых продающими компаниями, хорошая осведомленность заказчиков повышает и компетентность сотрудников. Умение правильно работать с клиентом и необходимый уровень профессионализма сейчас выводят продавцов в разряд самых высокооплачиваемых и дефицитных специалистов.

Партнерские отношения стали цивилизованнее, группой лидеров рынка уже сформирована определенная бизнес-этика. Изменились коммуникационные схемы и процессы, а также инфраструктура рынка. Он, безусловно, становится все более сегментированным, и это адекватно отражается на структуре IT-компаний. Зачастую они адаптируют ее исходя из рыночных тенденций, проводя эти перестановки заблаговременно, с «дальним прицелом».

Маркетинговые воздействия тоже существенно изменились: простые рекламные ходы превратились в изощренные маркетинговые программы, где учитываются все составляющие элементы сбытового канала – от производителя до конечного пользователя.

Характерно и изменение формата розничных продаж – от специализированных IT-магазинов к супермаркетам электроники.

Работать, безусловно, стало сложнее, но и значительно интереснее. На мой взгляд, пресловутый закон Мура вполне может быть адаптирован для оценки темпов роста загрузки сотрудников IT-компаний: «Каждые 12 месяцев количество работы удваивается».