Блиц-опрос. Сколько стоит магазин?

15 апрель, 2003 - 23:00КО
Практически каждый месяц в Украине открываются новые салоны компьютерной техники. Количество специализированных магазинов в розничных сетях ведущих игроков уже перевалило за два десятка, и компании продолжают инвестиции, видимо, считая это направление очень перспективным. Как они оценивают вероятность прихода в страну крупной розничной компьютерной сети из России или Европы? Об этом, а также о том, во сколько сегодня обходится открытие магазина, мы попросили рассказать представителей компаний, работающих на рынке компьютерной розницы.
Анатолий Балюк
глава правления АО "ДиаВест"

На стоимость открытия нового магазина влияют два основных параметра: условия аренды (или выкупа) помещения и площадь торгового зала. Все остальные расходы -- уже не столь принципиальные. При минимальных начальных затратах (аренда помещения, готовый ремонт, площадь 40 кв. м., налаженная логистика, обученный персонал) можно вложиться в 50 тыс. долл.

Сроки окупаемости такого небольшого магазина напрямую зависят от размера арендной платы, квалификации директора и места расположения. Я думаю, на сегодняшний день это не может быть меньше двух лет.

При нынешней ситуации на розничном рынке компьютерной техники (низкая маржа при постоянном снижении цен) появление в Украине западных компаний маловероятно, а у российских еще достаточно своих неосвоенных просторов, чтобы бороться с нашими бюрократами и таможенниками.


Игорь Бонзик
коммерческий директор компании Compass

Сумма вложений в организацию розничного магазина в значительной степени зависит от планируемого периода окупаемости, а также от выбранного места. Как правило, инвестиции находятся в пределах 300 тыс. долл. при окупаемости в течение ближайших пяти лет (если мы говорим о современном магазине).

Вероятность прихода в Украину крупной розничной компьютерной сети из России, конечно, есть, но вряд ли они смогут составить значительную конкуренцию ведущим украинским операторам, которые имеют достаточный опыт дистрибьюции и ведения бизнеса на своем рынке, а также хорошие цены и сервис. Что касается розничной сети из Европы, то появиться здесь она может, а вот успешно работать -- вряд ли, так как западная розница ориентирована на высокий процент профита.


Владимир Букреев
заместитель генерального директора "МКС"

Скорее следует говорить не о розничном магазине, а о специализированном салоне, поскольку сегодня клиентам необходима не только покупка товара, но и множество сопутствующих услуг. И такой подход требует значительных вложений.

Стоимость открытия магазина зависит от региона, торговой площади, наличия склада, состояния помещений, типа торгового оборудования, количества товара на "выставке". Все это видимая часть. Но есть еще инфраструктура, позволяющая скрыть множество операций, которых клиент видеть не должен. Хорошие впечатления от пребывания в салоне, условия для выбора и консультации, подготовленные и доброжелательные консультанты, комфортная покупка, возможность доставки и установки, первое включение ПК и его наладка, обучение, гарантийный сервис -- все это статьи затрат, которые учитываются при открытии фирменного салона.

Срок окупаемости, как и начальная сумма инвестиций, зависит от многих исходных. Спрос и конкурентная среда всюду различны, активность при выходе на местный рынок также важный фактор. В итоге вернуть затраты удается, как правило, в период от одного до трех лет.

Условия для выхода на наш рынок западных розничных IT-сетей еще не созрели, а российские к этому, видимо, уже готовы. Вероятнее всего, решительных действий стоит ожидать при благоприятной внутриэкономической ситуации и улучшении торговых отношений между Украиной и Россией.

Здесь возможно либо создание своей розничной сети, либо поставки товара в существующие магазины. "Эльдорадо" идет по первому пути. Это достаточно затратная стратегия, насколько она будет успешной -- покажет время.


Валерий Вань
директор компании "ТиД"

Если покупать и ремонтировать помещение, в него придется вложить минимум 50 тыс. долл. Если арендовать, да еще и с готовым торговым оборудованием, то затраты на помещение практически нулевые, однако подобное почти не встречается. На мой взгляд, даже самый простенький компьютерный магазинчик должен иметь на витринах товара минимум на 20 тыс. долл., но я видел много таких, где нет и половины этого.

Не думаю, что компьютерный магазин может окупиться быстрее, чем за три года.

Что же касается выхода на наш рынок международных розничных сетей, то мне это кажется маловероятным. А вот российские компании есть и будут, наверное, прибывать. Хотя, конечно, в России с ее просторами еще можно развиваться и развиваться. Однако россияне, похоже, думают иначе. В любом случае, для местных компаний это будет означать только одно: их рыночная доля сократится.


Сергей Дорофеев
руководитель розничных продаж компании "Юнитрейд"

Среди основных факторов, определяющих стоимость открытия магазина, необходимо учитывать его местоположение, условия аренды/покупки/постройки помещения, размеры торговых залов, уровень товарных запасов, стоимость оборудования, промо- и рекламных акций, затраты на обучение персонала и т. д. Все эти составляющие могут варьироваться как в большую, так и меньшую сторону, поэтому вряд ли можно назвать точную сумму, в которую выльется открытие розничного магазина.

В нашем случае, когда речь идет о правильно организованных бизнес-процессах, срок окупаемости магазина не должен превышать 12 месяцев. Время выхода на плановые показатели прибыли колеблется от 6 до 9 месяцев. Здесь действуют практически те же факторы, но основное значение приобретает известность торговой марки.


Андрей Санин
руководитель отдела маркетинга компании "АМИ"

Наш опыт показывает, что затраты на открытие и оборудование нового магазина включают несколько статей расходов и в целом могут составлять от 60 до 110 тыс. долл., причем дороже всего обойдутся покупка и ремонт помещения. Но по сравнению с арендой такой подход более оправдан в случае серьезных планов по развитию собственной сети. Среди наиболее существенных затрат также можно отметить покупку торгового оборудования (до 15 тыс. долл.), формирование складских запасов и "витрины" (до 30 тыс. долл.), а после "запуска" магазина -- зарплата персонала и реклама (до 5 тыс. долл. ежемесячно). Полная окупаемость обычно достигается в течение полутора-двух лет.

Появление в нашей стране зарубежных розничных сетей, специализирующихся на компьютерах и бытовой электронике, вполне вероятно. Будут ли это транснациональные компании типа Vobitek или же самые успешные российские, покажет время. Однако наиболее серьезная борьба за покупателей IT-продуктов, на мой взгляд, развернется между крупными продавцами бытовой электроники и традиционными компьютерными магазинами.