Блиц-опрос. Каковы перспективы онлайнового бизнеса в Украине?

17 сентябрь, 2002 - 23:00КО

Михаил Дудник
генеральный директор компании Silverpoint

Говоря о бизнесе, существующем только в Internet и благодаря Internet, мы подразумеваем торговлю базовыми сервисами (хостинг, регистрация доменных имен и т. п.), аренду приложений и отчасти -- услуги по разработке программного обеспечения (в том числе сайтов). Торговля информацией как таковая, по нашему мнению, не является сугубо онлайновым бизнесом, поскольку она была широко распространена еще до образования не только Internet, но и всех других сетей передачи данных.

Сегодня базовые сервисы имеют стабильный спрос, о чем свидетельствует рост популярности использования Internet в целом. Появление большого количества дополнительных услуг и гибких тарифных планов говорит также о серьезной конкуренции в этой области.

Спрос на аренду приложений также существует, но еще в скрытом виде, поскольку никто из поставщиков услуг пока не смог предложить продукт, отвечающий ожиданиям рынка.

Положительные изменения со времен Internet-бума претерпел состав отечественных разработчиков: количество уступило качеству (время показало, кто в состоянии правильно управлять собственным бизнесом и предлагать услуги, востребованные рынком).

Перспективы вышеперечисленных направлений можно назвать, как минимум, оптимистическими. На фоне уверенного роста количества пользователей Сети будет увеличиваться и потребность в сервисах, которые помогают использовать ее для решения бизнес-задач.

С другой стороны, хотелось бы подчеркнуть, что онлайновый бизнес по своему внутреннему устройству ничем не отличается от оффлайнового, а значит, и проблемы у него абсолютно такие же. Например, для нашей страны характерно существование пока еще крайне небольшого количества компаний (как онлайновых, так и оффлайновых), для которых проектно-ориентированный подход является обязательным в ведении бизнеса и частью повседневной работы.


Константин Леонтьев
генеральный директор компании "Инфинсервис"

Рынок онлайн-проектов растет как в количественном выражении, так и в качественном. За последнее время у наших заказчиков появилась потребность в более высокотехнологичных решениях, ориентированных на использование Internet как транспортной платформы. В ответ на это наша компания обеспечила поддержку баз данных заказчиков в "актуальном" виде, внедрила xml-решения для организации доступа к собственным БД и т. д.

В абсолютных величинах доход нашей компании за первые 8 месяцев текущего года по сравнению с прошлым увеличился на 86%. При этом в общей структуре доходов продажи информации составили 45%, а реклама на сайте -- 55%.

Пожалуй, ничего особенного, свойственного только украинскому и только онлайну, в этом виде бизнеса уже не осталось. Единственный фактор, о котором постоянно следует помнить, -- это скорость развития рынка. Трудно представить другую отрасль, где бы время от возникновения идеи до ее реализации в конечном продукте было меньшим, чем в онлайновом бизнесе. Многим разработчикам должна быть хорошо знакома ситуация, когда конкурент выпускает продукт, о котором только вчера шли разговоры.

За последнее время рынок Internet-контента, безусловно, стал более цивилизованным, а бизнес в нем -- прозрачным и прогнозируемым, следовательно, операторам теперь намного легче работать. Для нас, в частности, очень важно осознание пользователями того, что за информацию также необходимо платить.

Среди других положительных тенденций рынка -- появление реально действующих отечественных платежных систем, а с ними -- и серьезных законченных торговых решений.


Алексей Коваль
технический директор компании X-tend Internet Solutions

Общей положительной тенденцией в развитии Internet-сервисов можно назвать их переориентацию на классический оффлайн-бизнес. Все чаще предлагаемые в Сети услуги предполагают использование Internet в качестве еще одного канала деловых коммуникаций компании, а также для мониторинга эффективности этого канала.

Так, наш новый проект Intellimetr.com предлагает услуги по бизнес-анализу корпоративных сайтов компаний. Потенциал подобных проектов, на мой взгляд, огромен, хотя их развитие сдерживается элементарным незнанием клиентами преимуществ, получаемых от использования этих сервисов.

В то же время если почти все компании уже давно поняли, что, например, за хороший хостинг сайта нужно платить, пока далеко не все осознали, что качественный сбор и анализ статистики также предполагает оплату.

В связи с этим, как нам кажется, первоочередными задачами Internet-компаний станет проведение "воспитательной работы" с потребителем при одновременном повышении качества услуг, которые теперь однозначно будут предоставляться за деньги.


Владимир Степанец
заместитель директора проекта Alpha-counter

На отечественном рынке в чистом виде онлайн-услуг практически нет. Этот сегмент развивается медленно, и главная проблема состоит даже не столько в отсутствии достаточно популярных средств платежей (в том числе микроплатежей) и законодательной базы, сколько в недостатке менеджеров, понимающих, что онлайновый бизнес -- это точно такой же бизнес, как и любой другой. Большинство существующих сегодня сервисных онлайн-продуктов развивается под руководством менеджеров, хорошо разбирающихся в технологиях, но использующих устаревшие подходы и шаблоны.

Как следствие, сейчас получают широкое распространение услуги хостинга, регистрации доменов, скоро будут запущены и другие сервисы, организующие внешнюю инфраструктуру для клиентов. Информационные онлайн-услуги также могут появиться на рынке в ближайшее время (в основном мониторинговые и поисковые).

Уже сейчас в Украине есть достаточно обширная аудитория, которая готова голосовать деньгами за качественные, помогающие в бизнесе сервисы. Если онлайн-услуга станет для клиента не менее полезной, чем, например, пылесос или микроволновая печь, он обязательно ею воспользуется. При этом не стоит забывать, что простота и удобство также играют важную роль.

В целом, мы не видим для этого бизнеса существенных препятствий, влияющих на него в масштабах национального рынка. Безусловно, существует ряд проблем, решение которых может помочь значительно снизить затраты компаний, работающих в данном сегменте, но не настолько, чтобы быстро "раскрутить" весь рынок. Пожалуй, нужно просто дать онлайн-бизнесу время.


Иван Сухаренко
директор компании Iv Design

Онлайновый бизнес в нашей стране по-прежнему находится в состоянии, близком к его отсутствию. Основная причина такой ситуации, на наш взгляд, кроется в слабой развитости платежных систем, не позволяющей вовлечь в онлайн-среду широкие массы потенциальных покупателей информации. Как только появится механизм, предоставляющий возможность первому встречному без лишних усилий заплатить, например, за просмотр страницы 50 коп., в Сеть придут деньги обывателей, и тогда все радикально изменится.

Другими словами, проблема микроплатежей по-прежнему актуальна. Пользователь согласен заплатить 0,1--2 грн за необходимый контент, но существующие платежные системы для него слишком обременительны (нужно куда-то идти, подписываться, идентифицироваться, платить, контролировать и т. д.). Все должно быть устроено проще, и тогда люди (и деньги) потянутся в онлайн. Хочется надеяться, что ждать осталось недолго.

В то же время весьма интересным представляется использование Internet для традиционных оффлайн-бизнесов и индустрии. Например, один из наших клиентов с помощью Web-сайта намерен организовать оперативный контроль за десятками станков в шести странах мира. Проект в работе. Другой заказчик планирует наладить оперативную связь своих сотрудников с помощью PDA, подключенных к intranet.


Алексей Чуксин
директор по рекламе и маркетингу компании "Мета"

Для нашей компании этот год будет более прибыльным, чем прошлый. Если раньше основную прибыль приносила реклама, то в 2002 г. ее доля в общей структуре доходов начала сокращаться, несмотря на рост ее объемов в целом.

Дело в том, что в текущем году мы приложили много усилий для создания новых сервисов и продуктов, которые могут использоваться как в онлайне, так и в оффлайне.

Так, пользователи теперь могут применять наши технологии, отработанные в Uanet, для поиска в собственной локальной сети. Для корпоративных заказчиков мы создали специальные модули, позволяющие искать данные в их ИС по таким наиболее популярным "оффлайновым" форматам, как .doc, .rtf, .xls и др. Разработан также ряд решений, учитывающих особенности хранения документов в локальной сети предприятия и политику прав доступа.

Иными словами, из "чистого" доткома, который предоставлял бесплатную услугу по поиску в Сети и существовал за счет рекламы, мы трансформируемся в технологическую компанию, а публичный бесплатный поиск -- это демонстрация наших возможностей, полигон для испытания новых технических решений и место для общения с нашими пользователями.

Если говорить об отечественном онлайн-рынке в целом, хотелось бы выделить две группы факторов, влияющих на эффективность работы онлайн-проектов. Первая находится практически вне зоны контроля операторов онлайн-бизнеса и определяется общей ситуацией в стране (количеством активных пользователей Internet, качеством подключения, наличием удобных способов оплаты в Сети, "культурой" онлайн-покупок и т. п.). Вторая группа вполне поддается контролю "онлайн-бизнесмена" (конкурентоспособность продуктов, маркетинг, реклама, кадры -- все те же конкретные вопросы, с которыми сталкиваются любые оффлайн-компании).

На наш взгляд, рынок все еще находится на этапе становления: доводятся технологические платформы, модели организации бизнеса, способы оплаты, логистика, технологии привлечения и работы с клиентами, а главное -- приобретается опыт, появляются люди и команды, все более четко понимающие, что можно ожидать от онлайн-бизнеса.