Блиц-опрос. Есть ли будущее у звуковых плат?

10 март, 2004 - 00:00КО
Дарра О'Тул
бренд-менеджер по аудиопродуктам европейского отделения Creative Labs

Звуковые карты, т. е. звуковые процессоры, позволяющие осуществлять многоканальный ввод/вывод, обрабатывать эффекты в реальном времени по нескольким потокам Direct X, подчиняются тем же законам постоянного роста производительности в IT-индустрии, что и CPU и графические чипы. Другими словами, несмотря на то что разработчики постоянно поднимают уровень звукового сопровождения в играх, видеофильмах, аудиоредакторах, мы всегда готовы удовлетворить потребность в более совершенных решениях.

Одной из основных тенденций в разработке звуковых плат является упрощение инсталляции. Примером могут служить наши продукты с интерфейсами USB 2.0, позволяющие производить апгрейд звуковой подсистемы, не открывая корпуса ПК. Хочу подчеркнуть, что и пользователи ноутбуков с их помощью расширят аппаратные возможности.

Другим направлением развития звуковых плат является усиление роли цифрового процессора сигналов для профессиональной обработки звука. Так, например, в нашей новой линейке Creative Professional ресурсы аудиочипа могут быть полностью использованы для обработки аудиоканалов с малой задержкой по времени, аппаратно реализованы спецэффекты и т. д. -- все, что необходимо для написания музыки.

На данном рынке, безусловно, важную роль играют интегрированные решения, которые сегодня воспроизводят даже surround-звук. Тем не менее, хотя их возможностей может быть достаточно для базового использования, это не лучший выбор для профессионалов, которым требуются более совершенные драйверы, ПО и отработанная годами аппаратная часть. Взять, например, рынок графических карт -- onboard-решения так и не смогли вытеснить AGP-карты; точно так же, как и компонентный Hi-Fi всегда будет звучать лучше, чем мини-система.

В наших новых USB-решениях улучшено не только качество звука, но и средства управления и взаимодействия с другими устройствами. USB-карты позволяют пользователям, не слишком посвященным в технические подробности, получить те же возможности, что и с обычными аудиоплатами.

Не стоит забывать и о том, что постоянно растет рынок ноутбуков, а значит, увеличивается спрос на периферию, совместимую с портативными устройствами. Так, Sound Blaster Audigy 2 NX легко стыкуется с ноутбуком, превращая его во "второй домашний кинотеатр" с полноценным 7.1-канальным (96 kHz) DVD-звуком, ПДУ и т. д.

Для требовательных же геймеров и музыкантов ключевыми остаются PCI-решения с аппаратным ускорением. Учитывая данную тенденцию, наша компания продолжит разработки устройств на базе данной платформы в тандеме с USB.


Дмитрий Самойленко
коммерческий директор Euro Plus

Звуковые карты высшей ценовой категории (от $150) следует разделить на две подгруппы: профессиональные решения (для высококачественной оцифровки, многоканальной записи, микширования и пр.) и устройства для развлечений. Можно отметить также переход ряда моделей карт с многоканальной записью в ценовой диапазон, доступный для энтузиастов и домашних студий.

Рынок профессиональных решений не является массовым, и его развитие идет очень медленными темпами. Рынок карт для развлечений, напротив, достаточно динамичен -- даже несмотря на то что на нем остался фактически один игрок (Сreative), модельный ряд обновляется каждый год.

Так, за последние два года формат окружающего звука сменился с 5.1 на 7.1, причем 6.1 был заменен в течение одного года. К тому же близка перспектива "полного погружения в звуковую среду" в формате 10.1. При этом формат 5.1 останется базовым для среднего ценового диапазона. Качество звука постоянно улучшается, и ПК, оснащенный хорошей картой, может быть легко интегрирован в домашнюю Hi-Fi-систему.

Кодеки и решения, встроенные в материнские платы, изменили рынок, однако полное вытеснение звуковых карт невозможно. Если категория low-end (до $20) уже находится в стадии остаточного спроса, то позиции устройств middle-range (от $20 до $150) достаточно стабильны, поскольку присущий им ряд функций и параметров не может быть полноценно реализован с помощью кодеков и программными средствами. Недостатки onboard-решений -- шумы, искажения при оцифровке с линейного и микрофонного входов, чрезмерная загрузка CPU при рендеринге 3D-звука в играх, шумы на линейном выходе при выводе звука из ПК. Таким образом, звуковые карты по-прежнему остаются единственным решением для требовательных потребителей.

Что касается внешних звуковых карт, они позиционируются не как альтернатива встроенным, а как основа полноценной звуковой системы в портативных компьютерах. Рынок ноутбуков стремительно растет, расширяется область их применения, они все чаще оснащаются приводами Combo CD-RW+DVD. С переходом на спецификацию USB 2.0 модельный ряд внешних звуковых карт дополнился системами окружающего звука 5.1.

Стоит отметить, что имея беспроводные акустические системы, пользователь такого ноутбука становится мобильным вдвойне.


Борис Святогоров
технический директор компании "Корифей"

Если рассматривать профессиональные карты звукозаписи, здесь четко наблюдается увеличение количества каналов одновременного воспроизведения и записи при росте частоты дискретизации (до 96 kHz) и разрядности (до 24-bit), что благоприятно сказывается на качестве цифровой обработки звука в реальном времени.

Безусловно, есть вероятность вытеснения карт low- и middle-end встроенными onboard-кодеками на новых материнских платах. Так, например, в одном из тестов нашей лаборатории при воспроизведении DVD через встроенный в материнскую плату звук мы заметили, что одно из логических устройств процессора (Pentium 4 HT на чипсете 865 PE) загружается на 13%. При аналогичной задаче на том же компьютере, но через Sound Blasеer Live 5.1 загрузка процессора была в пределах 10--11%. Очевидно, что разница в производительности ничтожно мала, но в стоимости довольно ощутима ($34).

Если ориентироваться на внешние звуковые карты, то будущее, на наш взгляд, за Firewire, хотя и USB-карты тоже будут пользоваться определенной популярностью, в частности, в сегменте периферии для ноутбуков, которые обычно имеют скромные характеристики встроенного звука.

Что касается интерфейса PCI, его скорости достаточно для любого многоканального потока звуковой информации в ПК начального и среднего уровней.


Виталий Ященко
маркетинг-менеджер отдела видео и аудио компании MacHouse

Основными тенденциями рынка звуковых карт в ближайшее время будет внедрение профессиональных технологий в мир любительского аудио и расширение количества каналов воспроизведения звука (в частности, переход от 5.1 к 7.1).

Реальная угроза вытеснения onboard-кодеками существует только для звуковых карт начального уровня. Что касается middle-end, эта категория плат будет существовать еще некоторое время параллельно с материнскими платами со встроенными кодеками.

Звуковые USB-модули, безусловно, займут определенное место на рынке, но широкого распространения они не получат, как и звуковые карты с интерфейсом Firewire.