Блиц-опрос. Что происходит на рынке услуг хостинга?

15 октябрь, 2002 - 23:00КО

Виталий Зубок
заместитель директора Информационного центра ElVisti

За прошедший год многие сайты наших хостинг-клиентов из статических Web-страниц с картинками превратились в сложные программные комплексы с активным применением технологии PHP и СУБД MySQL, что, несомненно, связано с развитием Internet-коммерции. Причем речь не идет о банальных "витринах" -- это полноценные решения класса B2C и B2B.

На сегодня мы рассматриваем три базовых подхода к реализации хостинга.

1. Клиент размещает простейший вариант сайта из набора статических страничек на сервере, целиком находящемся под нашим контролем, -- без доступа пользователей к CGI, PHP и другим приложениям. Просто и надежно, но не гибко.

2. Клиент размещает сайт на сервере с поддержкой всех современных серверных Web-приложений и решает свои задачи на операционной системе и в среде, подготовленной нами. Просто и гибко, но потенциально недостаточно надежно (в этом случае клиент должен отдавать себе отчет в том, что он работает с сервером массового обслуживания).

3. Co-location. Клиент размещает свой компьютер непосредственно на нашем узле, самостоятельно устанавливает и настраивает ОС и инструментарий. Наиболее широкие возможности предоставляет именно такой подход.


Алексей Кривопишин
руководитель проекта "Инфоком Дата-Центр"

За последний год наша компания предложила своим пользователям следующие новые услуги: хостинг с поддержкой СУБД MS SQL 2000, предоставление клиентам компактных выделенных аппаратных Internet-серверов с предустановленным ПО и их дальнейшей поддержкой.

Сейчас мы предлагаем несколько отдельных пакетов услуг хостинга, например: базовый, стандартный, на базе Windows NT/2000. В случае же, если требования клиента выходят за рамки возможностей, предусмотренных в имеющихся пакетах, наши специалисты проводят работу по их детальному анализу, по результатам которого и создается соответствующее индивидуальное предложение.


Роман Дубс
руководитель центра Web-технологий компании "Телематика"

Пожалуй, наиболее значимым для клиентов изменением стало падение цены на услуги хостинга в целом, в основном, благодаря снижению стоимости трафика и оборудования. Помимо этого, уменьшились также цены на регистрацию доменов (кроме зоны UA).

В то же время мы расширили и обновили оборудование под хостинг, что было продиктовано ростом числа пользователей, усложнением используемого ими серверного программного обеспечения и скриптов, обрабатываемых этим ПО.

Мы не отслеживаем структуру спроса на хостинг по виду деятельности заказчика. Дело в том, что чаще всего пользователи покупают эту услугу как дополнение к доступу в Internet, потому что им удобнее получать комплексное обслуживание. Наши предложения предполагают, что клиент сам может (и должен) выбрать себе вполне конкретные параметры хостинга.


Валентин Прокопченко
начальник сектора развития услуг для корпоративных клиентов компании Golden Telecom

На сегодняшний день перечень предлагаемых нашей компанией услуг хостинга включает: FTP-доступ к папкам для обновления Web-страниц, а также к персональному каталогу скриптов cgi-bin/, поддержку Server-Side Includes (SSI), скриптов на Perl и PHP, доступ к серверам баз данных MySQL и PostgreSQL, возможность самостоятельного регулирования доступа к отдельным файлам и каталогам на сайте посредством .htaccess.

По нашим оценкам, в центре обработки данных Golden Telecom сосредоточено более 30% всех украинских Internet-ресурсов. Это дает нам основания утверждать, что в текущем году наблюдается уверенный рост спроса (а следовательно, и объема предложений) на услуги как хостинга, так и co-location.

Если же говорить о ценах, то здесь, на наш взгляд, ситуация существенно не изменилась. Ряд компаний и сейчас предлагают очень низкие тарифы, однако потребитель должен отдавать себе отчет в том, что цена -- это только один из факторов, которые необходимо учитывать при покупке телекоммуникационных услуг. Как правило, заведомо низкая стоимость связана и с соответствующим качеством.

В то же время очевидно, что количество клиентов, пользующихся бесплатным хостингом, по-прежнему существенно превышает число тех, кто покупает эти услуги. Однако по мере того как все больше компаний начинают активно использовать возможности Internet для продвижения своей продукции и услуг, покупка выделенного канала, приобретение платного хостинга, а затем и co-location -- все это закономерные шаги на данном пути.

Как только Глобальная Сеть превращается в органичную составляющую бизнес-процессов предприятия, начиная оказывать ощутимое влияние на эффективность его деятельности, переход от платного хостинга к co-location становится просто неизбежным. Яркие примеры тому -- создание Internet-магазина или агентства новостей, где предъявляются качественно иные требования к стабильности, безопасности хранения и использования ресурсов.


Александра Сорока
директор компании SpaceGate

На наш взгляд, рынок услуг хостинга за последний год не претерпел никаких изменений. Вообще, едва ли этот сегмент можно рассматривать как отдельный бизнес. По крайней мере, о рентабельности говорить не приходится.

Проблема в том, что хостинг, равно как и все контентные проекты, по-прежнему не участвует в так называемой "пищевой цепочке" (деньги клиента -- оплата услуг доступа ISP -- покупка каналов -- продажа услуг клиентам). Таким образом, получается, что эти услуги вроде бы и востребованы, но платить за них пользователи пока не хотят. Следовательно, жизнь ресурсов на хостинге продолжается до тех пор, пока сохраняется интерес (и деньги) инвесторов.

Отсюда постоянное стремление некоторых хостинг-провайдеров к очень низким ценам, что никак не позволяет говорить о какой-то рентабельности как хостинга, так и контентных проектов, в принципе.

По нашему убеждению, расценки на данный сервис должны быть увеличены, особенно учитывая нынешнюю ситуацию с тарифами на внешние и внутренние Internet-каналы.