Блеск и нищета электронной коммерции

21 май, 2002 - 23:00Александр Москалюк

 


Еще недавно казалось, что электронная коммерция и Web-магазины -- это то, что должно полностью изменить нашу жизнь, преобразовать модель розничных продаж и сделать миллионы простых компаний лидерами новой экономики. Тезисы конца 90-х сегодня подвергаются переосмыслению -- электронная коммерция на далеком Западе обрела "постоянную прописку", однако революции, о необходимости которой так долго говорили, не произошло.


Министерство торговли Соединенных Штатов опубликовало отчет о состоянии дел в торговой индустрии США. Всего в 2001 г. электронные магазины продали товаров и услуг на сумму 32,6 млрд. долл. (по сравнению с 2000 г. рынок вырос на 19,3%). То есть, несмотря на экономический кризис и падение биржевых показателей, сегмент электронной коммерции в целом продолжает развиваться весьма бурными темпами.


e.commerce: много или мало?

На фоне такого успеха как-то не очень замечаешь масштабы развития онлайновой торговли по сравнению с традиционной. По данным того же Министерства торговли, доля электронной коммерции в общем обороте увеличилась. Однако показатель вырос с 0,9% в 2000 г. до 1% в прошлом году, так что выражение "капля в море" весьма точно отражает роль этого сегмента в развитии всей торговой индустрии. Чтобы оценить несущественность данного показателя, представим на несколько минут, что никакой электронной коммерции не существует: нет Amazon, нет eBay, нет ряда других сайтов, задачей которых является привлечение покупателя с целью заставить его вынуть из кармана кредитную карту.

Блеск и нищета электронной коммерции Представили? Так вот, если все это внезапно канет в Лету, то на общем объеме торговли это сказалось бы потерей одного процента и осталось бы незамеченным, учитывая тот факт, что за 2001 г. в США оборот в этой отрасли увеличился на 3,3%. В торговле все равно наблюдался бы рост, что во времена кризиса воспринималось бы как явление незаурядное.


Электронное будущее

На фоне таких, казалось бы, удручающих, результатов сложно говорить о каком-то светлом будущем электронной коммерции. Однако потенциал свой это направление не исчерпало, так как ежегодно количество потребителей, покупающих товары и услуги в Internet, увеличивается на 5%. Однако, по мнению многих аналитиков, именно на этой загадочной цифре электронной коммерции и суждено остановиться. Другими словами, появление новых компаний, затраты на оптимизацию процессов торговли все равно не окажут серьезного влияния на ее развитие.

Общая картина выглядит более оптимистично для тех, кто сегодня решает начать борьбу за рыночную долю в электронной торговле. По данным IDC, на мировой арене в период с 2000 по 2001 гг. рост финансовых поступлений достиг 68% и в целом составил весьма привлекательную сумму -- 600 млрд. долл. В этом году, по прогнозам все той же IDC, глобальному рынку электронной торговли суждено перейти символический рубеж в 1 трлн. долл.


Товарные группы

Когда Internet-индустрию называли самой быстрорастущей, в Силиконовой Долине и за ее пределами появлялись компании, которые ставили задачу выйти в лидеры Internet-торговли в определенной сфере: печатная продукция, мебель, детские игрушки, канцелярские товары и т. д. "Взлеты и падения" этих компаний позволяют оценить перспективы продаж того или иного продукта в Сети.

Прав был Джеф Безос (Jeff Bezos), когда из списка примерно 20 продуктов выбрал книги в качестве основного рынка для своего молодого предприятия Amazon.com. Книги, как тогда казалось Безосу, не требуют дополнительной "обработки" покупателя. Приобретая книгу, потребитель понимает, что продукт будет идентичным, независимо от места его покупки. Другой популярный товар, так часто попадающий в рейтинги электронных магазинов, -- компакт-диски. В целом клиент может быть уверен, что диск, купленный в местном магазине, взятый у друга или приобретенный в Сети, -- по сути своей один и тот же продукт.

Вот и выходит, что все могущество Internet-торговли в основном сводится к возможности продажи товаров, которые не требуют подготовки покупателя. Цифры Министерства торговли основываются на объемах продаж, а это означает, что местный автомобильный дилер, сегодня реализовавший новый "Мерседес", внес в оборот страны больше капитала, чем некоторые электронные магазины за год своего существования.

И здесь, в принципе, у Internet есть шанс вырваться вперед. По мнению Керри Джонсона (Carrie Johnson) из аналитической компании Forrester Research, свою лепту в дело увеличения доли Internet в торговле могут внести автомобили, которые, если они новые, также не особо отличаются друг от друга. "Достаточно реализовать несколько моделей по 30 тыс. долл. для того, чтобы существенно увеличить оборот средств, источником которого до этого были продажи тысяч компакт-дисков по $16", -- считает аналитик.


Прогнозы и перспективы

Что же можно ожидать от электронной торговли в будущем? Некоторые предположения конца 90-х о том, что Internet станет панацеей и в скором времени через Web будут покупать все и вся, так и не подтвердились. Такие популярные товарные категории, как одежда, и такие "денежные", как недвижимость, продолжают оставаться "офлайновыми" индустриями. Книги -- да, спору нет, здесь Internet-компании действительно могут похвастаться серьезными успехами -- электронным магазинам на рынке США принадлежит доля в 20% всех продаж в сегменте, причем в этом году она, по прогнозам экспертов, достигнет 25%. О получении первых миллионов прибыли недавно сообщила и Amazon.com -- флагман американской электронной коммерции сегодня.

Однако вместе с некоторым разочарованием в возможностях электронной коммерции торговые компании все чаще говорят об интересном симбиозе офлайна и онлайна. Как утверждает WSL Strategic Retail, если в 1998 г. Сетью для поиска и исследования нужных продуктов воспользовались 5% пользователей, то уже в 2000 г. этот показатель возрос вдвое, а в 2001 г. составил 24%. Таким образом, вполне логично, что квартиру, фотографии которой размещены в Internet, в онлайне вы не купите, однако, ознакомившись после этого с недвижимым имуществом в "режиме офлайн", возможно, и станете обладателем нового жилья. Где в таком случае была совершена покупка -- в офлайне или онлайне? Если допустить, что о существовании этой квартиры вы узнали из Сети, то вполне логичным было бы считать такую покупку электронной, так как без Internet она, возможно, никогда бы не состоялась.

В целом торговые компании удовлетворены тем фактом, что даже если Web-сайт не приносит прибыль как отдельное подразделение, во многих случаях он может стать генератором трафика в офлайновые магазины. Особенно это касается таких товаров, как бытовая электроника, где непосредственное ознакомление покупателя с продуктом, а также диалог с продавцом можно считать практически неотъемлемыми элементами покупки. Ведь основной целью любой торговой структуры является увеличение объемов продаж, а Internet представляется в таких случаях просто еще одним каналом продвижения товара.