Бизнес по EDIным правилам

25 июнь, 2002 - 23:00Александр Черников
История развития человечества без всякой натяжки может быть названа историей развития коммуникаций и технологий обмена информацией. Многие важнейшие события происходили бы абсолютно иначе, если бы их действующие лица располагали более совершенными средствами связи.

К концу XX века оказалось, что прогресс в этой области имеет и оборотную сторону. Люди с трудом справлялись с потоком поступавших к ним сообщений, которые требовали ответа или определенной реакции.

Ограниченные возможности Homo sapiens в области обработки и хранения информации стали причиной появления многочисленных форм и бланков, систем кодирования и шифрования, методов складирования и извлечения данных. Оказалось, что многие процессы обмена документами носят формальный характер, и ответ может быть сгенерирован по определенным правилам в зависимости от содержания входящего документа.

Алгоритмы автоматической обработки сообщений стали основой технологии взаимного обмена электронными документами (Electronic Document Interchange -- EDI) между автоматизированными системами управления промышленных и торговых компаний.

В США и передовых европейских странах стремительно развивается второе поколение EDI, вобравшее в себя последние достижения в области информационных технологий -- Internet, XML, В2В и другие. Новый стандарт обмена документами RosettaNet претендует на глобальный охват существующих сфер применения EDI-систем.

Украина же, не отягощенная грузом наследуемой инфраструктуры первого поколения, находится в самом начале использования технологий EDI.

В материалах, объединенных темой недели этого номера, мы постарались показать нашим читателям важность данного направления, описать историю развития и некоторые решения, а также рассказать о разработках и перспективах EDI в Украине.


Сетевые карты компьютеров в локальной сети без нашего вмешательства постоянно обмениваются между собой данными, подмигивая глазком индикатора (или вообще обходясь без него). На своем макроуровне мы практически не замечаем этого, просто отправляя файл на принтер или сетевой диск. Но признайтесь: при заполнении очередного бумажного бланка или формы не хотелось ли вам, чтобы эту работу выполнил кто-нибудь другой?

-- Готов поклясться, что вся эта переписка весит десять килограммов, -- сказал как-то с отчаяньем Кнут, склонившись над пишущей машинкой.
-- Двенадцать, -- бесстрастно уточнил Торстейн. -- Я взвешивал.
Тур Хейердал.
Путешествие на "Кон-Тики"

Наш далекий предок, в одиночку переворачивая тушу мамонта, изобрел рычаг. Джеймс Уатт, чтобы не стоять целый день у своей паровой машины, придумал регулятор давления. Мастер-сержант американской армии Эд Гилберт, заваленный потоком товарных накладных, изобрел систему кодирования операций, которая позже стала прообразом современных нам систем взаимного обмена электронными документами (EDI).

Пожалуй, Эду изобретение далось проще, чем его предшественникам. Идея, что называется, витала в воздухе. Бейсболисты и биржевые маклеры вовсю обменивались информацией с помощью пальцев, поток морзянки в эфире становился все плотнее, а на стенах английских домов уже почти стерлись пляшущие человечки прошлого века. Нужен был только толчок, причиной которого зачастую становится необходимость. Как ни странно, но у истоков EDI стоял Советский Союз, оказывавший серьезное влияние на послевоенную политику в Европе.


Таланты и полковники

После капитуляции Берлина 2 мая 1945 г. город был разделен на четыре сектора, оккупированных войсками Великобритании, США, Франции и СССР.

Расхождения союзников во взглядах на статус Берлина проявились очень скоро. Политика, проводимая СССР, терпела одно поражение за другим, и последним аргументом советской стороны стала полная экономическая блокада Западного Берлина.

Ранним утром 24 июня 1948 г. советские войска блокировали движение всего наземного и водного транспорта Западного Берлина. Электричество также было отключено. Единственным способом связи с внешним миром остались три воздушных коридора шириной 20 миль, предусмотрительно оговоренных союзниками еще перед окончанием войны. В тот же день начались первые поставки всего необходимого двухмиллионному населению Западного Берлина самолетами ВВС США.

Берлинская воздушная перевозка (Berlin Airlift) до сих пор считается одним из самых больших подвигов в истории западной авиации. За 328 дней блокады было выполнено около 278 тыс. рейсов и перевезено более 2,3 млн. тонн самых разнообразных грузов. Как мы уже "говорили", в Западном секторе Берлина существовали только три взлетно-посадочные полосы, и интервал между самолетами в любое время суток не превышал трех минут. Загрузка и разгрузка осуществлялись быстрее, чем обрабатывались сопроводительные документы, которые, к тому же, были составлены на разных языках. Гора неоформленных бумаг угрожающе росла, но сержант Гилберт, отвечавший за это, справился с проблемой, разработав стандартную систему коротких сообщений-накладных, которые могли передаваться по телефону, телетайпу и телексу. Ее моментально взяли на вооружение все поставщики, имя Эда Гилберта осталось в истории, а будущие системы EDI получили отличную основу, хорошо отработанную на практике.

Однако с окончанием берлинской перевозки необходимость кодирования операций временно отпала. Темпы работ в большинстве отраслей были значительно ниже вынужденно принятых при перевозке. Понадобилось два десятилетия, чтобы технология, поневоле опередившая свое время, снова оказалась востребованной.

Кроме того, для внедрения какой-либо новой технологии в частном предпринимательстве необходимы весомые аргументы, способные убедить хозяина предприятия в прибыльности очередной затеи высоколобых умников. Так, возрождение EDI (финансируемое правительством США) началось еще в 1968 г. с транспортных систем, но только к середине 90-х уровень готовности EDI был признан частным капиталом достаточным для того, чтобы, например, навести порядок в крупных сетях магазинов розничной торговли.

Value-Added Network

Электронная коммерция подразумевает не только сетевые транзакции. Ее функции намного шире -- построение и поддерживание по сети отношений между партнерами. Среди многообразия транспортных каналов обмена деловой информацией почетное место уже много лет занимают VAN.

Value-Added Network определяется как "сеть добавленной стоимости (ценности)", или "сеть с дополнительными услугами". Для ее построения компания, которая собирается предоставлять услуги EDI, арендует линии связи у обычного поставщика коммуникационных услуг, улучшает их, применяя средства выявления и исправление ошибок, уменьшения времени ответа, резервирования, обеспечения высокой надежности передачи данных и т. п., а затем позволяет другим использовать эти линии за определенную плату.

Общепризнано, что круглосуточно работающие надежные VAN не бывают плохими. Если от EDI по VAN зависит бизнес фирмы, то это не то, чем можно рисковать, принимая решение о смене технологии.

Но общепризнано также и устойчивое представление о VAN как атрибуте больших компаний с огромными мэйнфреймами за 250 тыс. долл., которые платят непомерные деньги за пересылку документов в частных сетях. В некоторых случаях стоимость отправления одного электронного документа составляла 70 центов. Самые дешевые системы EDI VAN никогда не обходились менее чем в 50 тыс. долл., и это основная причина того, почему их могли позволить себе только крупные и очень крупные компании.

Однако несмотря на некоторые недостатки, свойственные EDI VAN, равноценной по качеству замены существующим системам пока нет. Известны случаи, когда нетерпеливые клиенты уходили от провайдеров VAN, пробовали строить EDI на основе Internet самостоятельно, а затем возвращались обратно.


Цифры и факты

Чаще всего EDI определяется как взаимный обмен данными в электронном виде, используемый для передачи деловой и коммерческой информации в стандартном, читаемом компьютером формате.

Бизнес по EDIным правилам Технология реализует способ кодировки последовательных транзакций и их обработки в online-режиме и может рассматриваться как протокол прямого обмена данными между вычислительными системами и приложениями, взаимодействующими без участия человека.

EDI стал фактически предшественником безбумажной технологии, перенеся в виртуальный мир если не все делопроизводство, то, по крайней мере, ворох документов, сопровождающих бизнес, обработку данных и их передачу. Это избавляет от необходимости подготовки, печати, почтовой пересылки и повторного ввода в компьютеры деловых бумаг -- неэффективного и дорогостоящего процесса, порождающего дополнительные ошибки.

По зарубежным оценкам, использование EDI сокращает среднее время обработки заявок с 48 до 18 часов и уменьшает стоимость таких операций со $150 до $25. Прекрасная иллюстрация любимого американцами принципа "время -- деньги", если учесть, что за час работы большинство из них получает $15--25.

Хотя многие компании до сих пор используют факс и документы, вложенные в обычные электронные письма, другие крупные корпорации применяют EDI в той или иной форме уже более 20 лет. Только в США ежегодно в электронном режиме осуществляется закупок на сумму до 500 млрд. долл., а объем рынка систем и сопровождения EDI оценивается не менее чем в 45 млрд.

Вообще, вопрос заключается не в том, использовать ли EDI, а в том, насколько быстро и легко его можно внедрить в конкретной компании и какие именно деловые процессы могут быть автоматизированы. Высокая точность и скорость информационного обмена уменьшают операционные издержки для всех участников деловой цепочки -- субподрядчиков, самого производителя и его клиентов. Используя EDI, фирмы получают комплектующие от субподрядчиков и поставляют готовую продукцию клиентам по принципу "точно вовремя" (Just-In-Time -- JIT). Общая длительность технологического цикла и поставки товаров в некоторых случаях снижается вдвое. Умелый руководитель и торговой, и производственной компании, используя EDI, может сберечь значительные средства. Менее очевидным, но не менее важным следствием является высвобождение времени администрации для стратегического планирования на будущее вместо решения множества мелких текущих проблем.

Единственное, что нужно сделать, договориться с партнерами о правилах ведения документации, но именно это зачастую оказывается довольно сложной проблемой.


EDI в Internet и нет

В традиционные методы и средства EDI вложены многие миллионы долларов. Наиболее популярные системы ориентированы на специально построенные частные сети VAN, мэйнфреймы, Unix, модемы определенных типов и тесно связаны со старыми бухгалтерскими и финансовыми системами. Основным языком программирования в EDI был и остается COBOL, который используют около полумиллиона программистов США.

Internet пока не может реально обеспечить такой же уровень гарантированной доставки информации, как VAN. Полумерой являются программные средства, позволяющие компенсировать это двойным контролем передачи и ретрансляцией в конце делового дня искаженных или утерянных сообщений.

Но хотя всем известна и не вызывает сомнения гораздо более высокая надежность и безопасность каналов VAN по сравнению с Internet, дешевизна IP-вариантов EDI часто становится решающей для фирм, у которых каждая сотня долларов на счету. С наступлением эпохи Internet даже небольшие компании-провайдеры получили реальные возможности конкуренции с хозяевами VAN, используя онлайн-соединение и заменив обычные 9600 bps частных сетей скоростями каналов Т1 (128 Кbps).

Почувствовав конкуренцию, владельцы VAN, в свою очередь, обзавелись шлюзами Internet и начали наконец обслуживать мелкие фирмы. Тем не менее возможность уйти от дорогих VAN очень заманчива, и большинство компаний все же планируют переход на Internet и XML.

Во многом благодаря именно этому сегодня быстро развиваются новые языки и стандарты на основе XML, в том числе и для ведения электронной коммерции. Разработана спецификация открытого торгового протокола (Online Trading Protocol -- OTP) для деловых транзакций на основе XML, а летом 2001 г. был успешно продемонстрирован ebXML (e-business XML). Даже неисправимых скептиков не может не насторожить тот факт, что и Microsoft совместно с Intuit и CheckFree разработала язык OFX (Open Financial eXchange), позволяющий безопасно проводить в Internet финансовые XML-транзакции. Подобно тому как Java предоставила программистам возможность создавать платформенно-независимые приложения, XML+EDI позволяет использовать платформенно-независимые данные.

Таким образом, имеются серьезные основания для разворачивания Web-приложений. Однако там, где EDI уже работает, более вероятно наращивание возможностей этих систем, чем их вытеснение -- по крайней мере, в течение ближайших нескольких лет.

Основное значение дешевых Internet-систем для EDI заключается в том, что они наконец объединяют всех участников электронной торговли и цепочек поставок, позволяя использовать полные данные для планирования. Другими словами, XML пока целесообразно применять, в основном, там, куда не дотягиваются существующие EDI VAN.

Intel: "Мы всегда знаем, сколько товара необходимо каждому из наших заказчиков"

Основной задачей различных систем электронного бизнеса, внедряемых в крупных международных компаниях, является автоматизация работы с партнерами и клиентами. О том, как это работает в корпорации Intel, рассказывает Джереми Ледз (Jeremy Ladds), менеджер Intel по системам электронного бизнеса в регионе EMEA.


Почему именно RosettaNet был выбран в качестве основного стандарта в Intel?

Бизнес по EDIным правилам
Идея образования консорциума, с которого все начиналось, принадлежала крупным дистрибьюторам. Так, Ingram Micro первой выступила с предложением о создании организации по стандартизации систем электронного бизнеса, и ей удалось заинтересовать большое количество компаний по всему миру. Использовать RosettaNet предполагали и наши крупнейшие партнеры. По сути, именно поэтому Intel принимала активное участие в работе консорциума.


Существуют ли какие-то особенности при внедрении системы электронного бизнеса Intel у партнеров из разных регионов?

Нет, подход ко всем одинаковый. У нас есть сервис на базе RosettaNet для компаний, находящихся в любой точке земного шара. Мы проводим работу по подключению каждого конкретного клиента к системе. Кроме того, у нас нет возможности предоставить партнерам сразу все реализованные сервисы. В первую очередь мы подключаем их к процессу автоматизации оформления заказов на покупку нашей продукции. И только по мере необходимости расширяем этот список.


Насколько активно эта система поддерживается партнерами?

Тут сложно приводить конкретные факты или цифры. Просто кто-то готов и активно внедряет нашу систему, а кто-то -- нет. Что касается участников консорциума, то, естественно, они одними из первых попытались применить этот стандарт. Тем не менее кое-какие тенденции все-таки стоит выделить. Во-первых, в Восточной Европе и странах СНГ мы отметили большой интерес со стороны партнеров. Этому есть, в общем-то, простое объяснение: у них не было другой инфраструктуры, которая позволила бы проводить автоматизацию своих процессов. Во-вторых, если говорить о Западной Европе или Северной Америке, то тут практически у каждой средней и крупной компании существует своя система, и в переходе на новую они не очень заинтересованы. Первым дистрибьютором, работающим в странах Восточной Европы, которого мы подключили к RosettaNet, стала ASBIS Enterprises.


Какие требования выдвигаются к партнерам при подключении к вашей системе электронного бизнеса?

Со стороны Intel нет никаких конкретных требований, за исключением того, что компания должна быть нашим партнером. Все, что необходимо, -- это чтобы ваша информационная система была совместима со стандартом RosettaNet. Потребуются ли какие-то инвестиции, зависит от того, насколько развита ИС компании. При этом наиболее сложным вопросом остается правильная интерпретация данных. Например, у нас цена указана в долларах, а клиенту в Украине она, естественно, нужна в национальной валюте и т. д.


Имеется ли какая-то специфика работы с партнерами в Восточной Европе, и в частности -- в Украине?

При разработке RosettaNet мы не делили мир на регионы и поэтому создали единую систему. Позднее при ее внедрении в странах Восточной Европы и на других развивающихся рынках мы столкнулись с проблемой пропускной способности каналов связи. Кстати, тут нельзя выделить какие-то особенности, характерные только для Украины, -- аналогичная ситуация очень долго наблюдалась, например, в Польше.


С какими проблемами приходится сталкиваться партнерам после внедрения?

Это, пожалуй, один из самых насущных вопросов. Что необходимо изменить в своем бизнесе для поддержки RosettaNet? Стандарт должен объединить внешние бизнес-процессы. Это достаточно тяжело как для нас, так и для партнера. Ведь у каждого конкретного заказчика есть свои нюансы в работе, от которых он точно не хотел бы отказываться. В целом эти изменения могут касаться как ERP-систем, так и бизнес-процессов.


Каковы ближайшие планы Intel по развитию системы электронного бизнеса?

Стандарт RosettaNet определяет порядка 120 процессов (Partner Interface Processes, PIPs) и только пять касаются процедур размещения заказа и оплаты товара -- на этом Intel ранее фокусировала свои усилия. Поэтому уже в нынешнем году мы планируем активизировать PIP, описывающие управление заказами и прогнозирование их объемов. Логистика, отслеживание движения заказа, контроль правильности заполнения документов, работа со счет-фактурами -- это то, чего сейчас не хватает нашим клиентам, но реализовано в RosettaNet. Мы уверены, что в ближайшее время надо развивать именно эти направления, и рассчитываем привлечь к данному процессу как можно больше партнеров.

Такая открытость между компаниями позволяет наладить хорошие взаимоотношения и лучше планировать производство. Мы всегда знаем, сколько товара необходимо каждому из заказчиков.


Стандарты EDI и "Черный камень" Intel

"Было то время, когда завтрак уже закончился, а обед еще и не думал начинаться". Эта фраза из известного мультфильма, пожалуй, как нельзя лучше отражает современное положение дел в отрасли EDI-систем. Существующая инфраструктура бизнес-сетей устарела физически и морально, а Internet-решения на основе XML все еще окончательно не определились с будущими глобальными стандартами обмена деловыми сообщениями.

Обычный человек редко задумывается о документировании своих покупок и (еще реже) продаж. Никем не любимый процесс оформления покупки-продажи инициируется только в случаях крупных операций, связанных в основном с недвижимостью и транспортом. Баланс мы "сводим" обычно ближе к зарплате по фактическим остаткам наличных денег. Предприятие не может себе позволить подобный метод учета и тщательно документирует все свои покупки и продажи.

Решает ли проблемы предприятия внедрение системы для взаимоотношений с большим количеством клиентов (CRM) или поставщиков (SCM)? Да, если организован автоматический обмен документами с ними. Нет, если кипы входящих и выходящих бумажных документов нужно "перебивать" вручную на клавиатурах терминалов этих систем. Однако, кроме самого факта наличия системы EDI, компании необходима и правильно разработанная схема обмена документами.

Обмен документами обычно осуществляется по одной из двух базовых схем -- для покупателей и для поставщиков. Порядок проведения сделок типичен (с небольшими отличиями) для всех компаний, использующих EDI.

За четверть века существования EDI схемы обмена документами достигли высокой степени совершенства. Необходимые новые виды были стандартизованы, лишние -- упразднены. Чем меньше обменов документами совершается, тем дешевле обходится взаимодействие с поставщиками и потребителями. Минимальное количество нужных документов определяется требованиями учета и действующим законодательством страны.


Классические стандарты EDI

В большинстве случаев взаимодействие между информационными системами требует наличия человека-оператора хотя бы на одной из сторон. Так, задачей систем электронного документооборота (близких, но не тождественных системам EDI) является быстрое и надежное перемещение файлов с некоторой информацией между людьми, обрабатывающими их и принимающими определенные решения. Эту работу трудно формализовать из-за видовой и смысловой неоднородности поступающих документов, поэтому наиболее эффективно с их обработкой справляется специалист-человек. Если же процесс приема, смысловой обработки документа, а также генерации и отправки верного ответа может быть формализован и стандартизован, то информационные системы могут выполнять эти действия самостоятельно.

Областью, хорошо поддающейся формализации, являются коммерческие операции. Они требуют большого количества типовых документов, подтверждающих наличие необходимого товара, его оплату, отгрузку, получение и т. д. Здесь в основном и работают системы EDI.

В качестве известного аналога можно привести едва ли не повсеместное использование стандартных сообщений в международных банковских системах обмена информацией SWIFT.

Для широкого внедрения EDI, в общем, не нужно было ничего изобретать дополнительно. Это, скорее, технологическая и организационная задача. Следовало только рассмотреть типичные бизнес-процессы и их документирование. Однако концепция стандартизованных бизнес-документов была практически невостребованной до 1968 г., когда появился Координационный комитет США по перевозкам (Transportation Data Coordinating Committee -- TDCC). В 1975 г. им был издан первый стандарт, описывающий правила обмена кодированной информацией при железнодорожных, морских, воздушных и автомобильных перевозках. Затем, уже в составе Американского национального института стандартов (ANSI), комитет начал разработку стандартов для других отраслей промышленности.

Основным международным стандартом EDI на сегодняшний день является ISO 9735, или UN/EDIFACT (Правила ООН электронного обмена данными в управлении, торговле и на транспорте), утвержденный в 1987 г.

При разработке стандарта EDI UN/EDIFACT исследовались реально применяемые бумажные документы, используемые прежде всего во внешнеэкономической деятельности. Были выделены и описаны группы данных и поля внутри них, сведенные затем в таблицы-справочники. Некоторые справочники (трехзначные коды стран мира, коды валют и т. д.), которые использовались еще до появления стандартов UN/EDIFACT, пришлось пересмотреть и скорректировать для их применения в этих стандартах. Такая же работа была проведена и в отношении многих сообщений, которых к началу 2000 г. насчитывалось более 170.

Эту цифру можно трактовать и по-иному. Всего 170 различных сообщений-документов в состоянии описать подавляющее большинство хозяйственных операций, совершаемых компаниями почти во всех отраслях.

Как выглядят документы EDI? Для конечного пользователя на экране монитора -- как обычная форма, которую предлагают заполнить для регистрации на многих сайтах. Для разработчика, составляющего шаблоны EDI, -- как программа, написанная на несложном языке.

Стандарт США ANSI ASC X12 появился значительно раньше разработки ООН -- в начале 80-х годов. Специальный комитет продолжает развивать его и сейчас, хотя старый добрый Х12, в общем, не соответствует правилам ООН. Переход на EDIFACT в пределах США происходит очень медленно и неохотно (впрочем, как и внедрение системы метрических стандартов СИ).

А в ООН с марта 1997 г. действует новая организация CEFACT (Центр по упрощению процедур и практики в управлении, торговле и на транспорте), одной из задач которой как раз и является совместимость международных стандартов со стандартами США и Европы.

Пионером EDI в Европе были Швеция и Великобритания, а с 1987 г. началась реализация общеевропейского проекта EANCOM, который является подмножеством полного перечня сообщений UN/EDIFACT.

Однако, несмотря на усилия многих стран и организаций по стандартизации электронного обмена документами, количество активно используемых систем растет не слишком быстро. Чаще всего фирма либо вынуждена внедрять EDI по требованиям партнера, от которого она зависит, либо очарована успехами ведущих компаний в ее отрасли, имеющих такие системы.

Cобственная разработка и внедрение глобальной коммерческой системы EDI сегодня не под силу даже очень крупным корпорациям. Так, новый стандарт EDI для электронной промышленности -- RosettaNet -- создается усилиями ведущих предприятий отрасли во главе с Intel, и работа над ним еще не закончена.


RosettaNet

В июне 1998 г. 40 ведущих организаций мира в области информационных технологий -- производителей электронных компонентов и узлов, разработчиков ПО и поставщиков комплексных решений -- основали некоммерческое объединение -- консорциум, названный RosettaNet, для создания и внедрения открытых стандартов е-бизнеса.

Свое название консорциум получил по аналогии с Розетта Стоун (Rosetta Stone), черной базальтовой плитой, обнаруженной в Египте в 1799 г. солдатом армии Наполеона. Камень, найденный около города Розетты, содержал одно и то же сообщение на трех языках, относящееся к 196 г. до н. э. Хотя само сообщение не имело большого исторического значения, ученые смогли использовать его греческий вариант, чтобы перевести две формы египетского письма, "взломав код" клинописи.

Всеобщий язык стандартных процессов для электронного совместного использования деловой информации RosettaNet призван сыграть роль данного камня, сломав барьеры различных стандартов в бизнесе.

Этот совместный проект считается одним из наиболее масштабных в области стандартизации обмена данными. Он направлен на то, чтобы цепочки поставок в индустрии высоких технологий стали глобальными и объединили компании Америки, Европы, Японии, Кореи, Сингапура и Тайваня.

Стандарт RosettaNet состоит из трех основных частей, описания которых свободно доступны на сайте проекта.

Словари RosettaNet Business Dictionary (RNBD) и RosettaNet Technical Dictionary (RNTD) устанавливают единую терминологию для определения бизнес-транзакций между торговыми партнерами, товаров и услуг.

Спецификация RosettaNet Implementation Framework (RNIF) описывает основанные на XML протоколы обмена между серверами торговых партнеров, включая транспортный уровень, роутинг и упаковку, безопасность, сигналы и специальные соглашения.

Интерфейс партнеров (Partner Interface Processes -- PIPs) регламентирует стандартные ситуационные диалоги между системами. Все PIPs разделены на категории: Администрация, Партнер, Изделие, Сервис, Заказ, Маркетинг, Производство и др. Отдельную группу PIP, описывающую специализированные задачи, называют кластером PIP.

В целом, более 400 компаний уже около 5 лет занимаются построением общемировой инфраструктуры RosettaNet, которая теперь начинает работать. За 2001 г. количество постоянных контактов между компаниями-партнерами, использующими этот стандарт сообщений, увеличилось со 100 до 700. Отмечается высокая эффективность новой технологии: в Intel среднее время приема заказа от клиента снизилось с 12 часов до нескольких минут.

Intel вообще играет одну из ведущих ролей в этом проекте, разработав значительную часть спецификации RNIF и целый кластер в области производства полупроводников. Кроме этого, Intel создала и выпускает семейство масштабируемых и доступных по цене серверов, специально предназначенных для использования в системах RosettaNet. Фактически Intel поставляет уже готовые и настроенные решения, позволяющие связать внутренние ERP-системы компании с внешними системами обмена документами на основе стандартов RosettaNet.

Новые компании, вступающие в консорциум RosettaNet, сегодня могут сразу получить полный набор стандартного алгоритмического, аппаратного и программного обеспечения для осуществления внешних транзакций и управления цепочками поставок.

С появлением стандарта RosettaNet обычная схема EDI, ориентированная на VAN, стала выглядеть несколько архаично. Все процессы, происходящие при взаимном обмене электронными документами, теперь разделены на две категории -- внутренние, специфичные для компаний различного профиля, и внешние, регламентирующие взаимодействие между этими компаниями.

Поскольку RosettaNet является детищем консорциума, объединившего прежде всего предприятия электронной промышленности, первой задачей стандарта стало упорядочивание контактов между производителями информационных систем, электронных компонентов и полупроводников.

На рисунке показан типичный пример использования RosettaNet. Покупателем в данном случае может быть, скажем, компания--сборщик компьютеров, а поставщиком -- производитель компонентов, например материнских плат.

Сборка компьютеров выполняется под контролем ERP-системы, которая, получив запрос из цеха на определенные комплектующие, отбирает соответствующих поставщиков, генерирует запросы к ним на расценки, выбирает лучшее предложение и, наконец, направляет заказ на поставку, который является первым документом внешнего процесса обмена документами.

Принятый заказ инициирует у поставщика ряд процедур, связанных с проверкой "личности" и платежеспособности заказчика (этим занимаются модули CRM). При положительном результате проверки поставщик определяет наличие и возможность поставки нужного товара и, при необходимости, обращается к своим цепочкам поставок за сведениями о компонентах (подсистема SCM). Внутренняя ERP-система поставщика будет отслеживать процессы производства до выполнения всего заказа. После проверки готовности покупателю направляется документ о возможности выполнить заказ.

Такая схема работы получила название "интеграции процесса от начала до конца" (End-to-End Process Integration).

Единственной, но очень серьезной проблемой является внутренняя подготовка к переходу. Руководство компаний-субподрядчиков должно понять не только то, как работает RosettaNet, но и то, что они становятся рабами новой технологии. Безусловно, верны традиционные советы о необходимости выполнить тщательное планирование проекта и кадровой деятельности, адаптировать существующую инфраструктуру предприятия, провести работы по интеграции систем ERP и подготовке данных.

Однако самой большой проблемой станет неизбежная смена режима работы. Компании-субподрядчики, внедрившие RosettaNet, больше не смогут действовать по своему усмотрению. Их бизнес-процессы будут теперь подчинены данным, поступающим от торговых партнеров в режиме реального времени, и для получения конкурентного преимущества придется переопределить если не все процессы, то многие из них. Таковы реалии, и тот, кто хочет удержаться на плаву, будет вынужден принять их.