Бизнес образование

22 май, 2009 - 10:28Александр Кардаков

Продолжая тему обучения, хочу перейти от вопросов, которые лежат в зоне компетенции ИТ-специалиста к тому, что хорошо бы знать и уметь ИТ-менеджеру. Сегодня речь пойдет о бизнес образовании, а в следующий раз о бизнес-интуиции.

Прежде всего, не обольщайтесь, бизнес образование само по себе не более чем систематизация уже имеющихся знаний. Основной процесс обучения проходит все-таки на вашем рабочем месте. Но раз вы доросли до позиции ИТ-директора, то видимо опыт у вас есть, а значит есть, что систематизировать.

После того, как я, можно сказать, попрощался с ИТ, понял, что не хватает знаний в области менеджмента, управления финансами и пр. Я прошел программу МВА, что позволило разложить по полочкам уже имеющиеся знания и сделать задел на будущее. Например, я чисто из любопытства, не пропустив ни одной лекции, изучил, как функционируют финансовые рынки. В тот момент мне это совершенно не было нужно. Однако позже, когда возникла необходимость, я, используя базовые знания, полученные на МВА, подключил профильных специалистов и за неделю стал экспертом в этой области. Точнее я научился задавать правильные вопросы настоящим экспертам и понимать, что мне ответили. Позже стал разбираться в таких аспектах функционирования финансовых рынков, о которых ранее даже не догадывался.

Очень важно для ИТ-директора знать, как работает его организация. На чем она зарабатывает, где теряет, какие финансовые потоки через нее проходят, из чего складывается себестоимость продукции и т.д.

Что это дает:

Например, есть цепочка формирование стоимости продукции / услуги. Принимаем, что для вас она понятна и прозрачна. В нынешний век повсеместной информатизации в этой цепочке крайне сложно найти элемент в коем тем или иным способом не задействованы информационные технологии. А значит, ИТ-директор, понимая с одной стороны бизнес-процесс, а с другой – средства, с помощью которых он реализуется, может генерировать предложения по сокращению себестоимости продукции. Вот это я называю взглядом с позиции бизнеса.

Находите время в ежедневной рутине для того, чтобы осмотреться по сторонам и подумать, где ваш бизнес нуждается в ваших знаниях. Используйте такого рода анализ деятельности компании как возможность для собственного развития. То о чем я уже писал - обучение на рабочем месте.

Еще один важный момент, когда идея созрела, не стоит тут же бежать к руководителю бизнеса и впопыхах рассказывать о том, как для обеспечения надежного транспорта реплицируемых данных систем хранения данных нужно построить географически распределенную отказоустойчивую сеть SAN, состоящую из двух независимых SAN-фабрик.

К руководителю нужно приходить с четкой концепцией, изложенной на языке, который ему понятен. При этом если вы считаете себя действительно умным человеком, грамотным специалистом и подтвердить это может не только ваша жена, а руководитель упорно не следует вашим рекомендациям, мой вам совет - меняйте работу!

Однако выдвинуть идею недостаточно. Большинство менеджеров застревает на этапе реализации. Что правда, это тема для отдельного разговора… Затронем.