Бизнес-проктология

26 июнь, 2009 - 10:44Александр Кардаков

По просьбе читателей о самой сложной задаче, которую приходилось решать в последнее время.

Как сказал мне финансовый директор одной очень крупной финансовой группы (он себя узнает :)), похоже кризис наступил для того чтобы сократить издержки. Это, конечно, точка зрения финансиста, но в чем-то он прав.

Так уж повелось у нас, что «пока рак не свиснет» никто не пошевелится… Избалованные бурным ростом и большими бюджетами, мы тратили средства, не вдаваясь в глубокий анализ. Этому процессу способствовала доступность кредитов, когда под обслуживание кредита в одном банке можно было взять займ в другом, и так, тасуя карты в колоде, чувствовать себя совершенно свободными в плане наличия денежных средств.

Позже, когда пришел кризис, и деньги стали считать с особой тщательностью, в разговорах с топ-менеджерами обсуждали, мол жалко, что не нашли для Датагруп стратегического партнера год назад. Сегодня же начинаю понимать, что если бы тогда нашли партнера, сейчас бы эти деньги уже инвестировали, что в данной ситуации означает - бездарно потратили. Поэтому все, что не делается, делается к лучшему - в лице Датагруп имеем «живой» реальный бизнес.

К чему я веду. По той же причине более бережного обращения с деньгами, я попросил по каждому из бизнесов подготовить прогнозы денежных потоков на 3 года вперед. Так вот самой сложной задачей, из тех, что приходилось решать в последнее время, было заставить себя сделать подобный анализ за 3 предыдущих года. Разобщено эти данные были доступны мне и раньше, но для того чтобы понять где и сколько лишнего я потратил / прощелкал, понадобился консолидированный отчет. Оказалось плохой топ-менеджер может запросто про… кхе-кхе инвестировать от $1 до $2 млн. Стыдно признаться у меня таких случаев было три. Благо, проектов, где ROI было со знаком «+», оказалось больше, иначе писал бы сейчас из другого места. А стыдно, потому что, это информация доступна и моим подчиненным…

Итого, из сложного, малоприятного:

- тяжело и больно резать затраты свои и компаний

- тяжело признавать свои ошибки, да еще и тщательно их анализировать

- тяжело начинать понимать, после того как оперировал миллионами, что десятки тысяч это тоже деньги.

А теперь, сложное, но очень приятное.

В чем еще, кроме сокращения издержек, кризис проявился с положительной стороны?

Для меня – в общем тонусе. Я сейчас как «молодой» бегаю по новым проектам и езжу в командировки. Начал гораздо чаще встречаться с клиентами и поставщиками. На этой неделе вернулся из четырехдневной поездки по Европе, где виделся с поставщиками, обсуждал, что нового творится в их бизнесах, какие у них планы, чем дальше собираются заниматься.

Кроме этого, могу со спокойным сердцем посвящать себя своим любимым задачам: пересмотру стратегий, созданию планов развития и т.д., ведь старые модели уже не актуальны и нужно «рисовать» новые.

Искренне радуюсь, что до прихода кризиса успел создать компанию по управлению активами. Октава Капитал, которая в первый год жизни представляла собой стандартный офис акционера, становится настоящей «Боевой единицей».

Радуюсь, что есть выращенные команды, способные реализовать все эти планы и стратегии.

Надеюсь, что в ваших бизнесах, не смотря ни на что, тоже есть чему радоваться. Делитесь в комментариях!

P.S. Интересную картину наблюдаю по рынку. С одной стороны все компании сокращают затраты, а с другой всюду идет поиск новых людей. Приходят сильные менеджеры в среднее и высшее звено. Я и сам за последние 2 месяца одобрил с десяток кандидатур.