Бизнес-форум IBM: во главе угла – SOA

27 ноябрь, 2006 - 17:56Андрій Кухар

8 ноября в Москве прошел VIII ежегодный бизнес-форум IBM. Лейтмотивом мероприятия в этом году стало средство реализации концепции бизнеса по требованию (Business Оn Demand) – сервис-ориентированная архитектура (Service-Oriented Architecture, SOA).

На своем бизнес-форуме IBM вместе с заказчиками и ключевыми бизнес-партнерами традиционно представляет новейшие технологии, делится опытом внедрения IT-инфраструктур, создания конкурентоспособных организаций, расширения сотрудничества с ее бизнес-партнерами. Мероприятие каждый год собирает около тысячи участников, среди которых IT-менеджеры, директора и руководители ведущих предприятий и структурных подразделений России и стран СНГ. Прошедшее собрание не стало исключением из правил.

Ключевым докладом пленарной сессии было выступление Мари Вик (Marie Wieck), вице-президента подразделения Global Technology Services, посвященное проблемам взаимодействия корпоративных приложений и интеграции бизнес-процессов и способам их решения. Она отметила, что увеличивающаяся скорость изменения требований бизнеса и необходимость в повышении доходов и оптимизации стоимости мотивируют руководство компаний к приведению IT-инфраструктуры в большее соответствие с ними. Основная цель такого взаимодействия состоит в разработке оптимальных и интегрированных бизнес-процессов, которые могут реализовываться в сетях подразделений, дочерних фирм и партнеров. Исторически такое слияние ограничено тем, что структура IT имеет внутренние рамки по функционированию и разработке, в частности собственные программные интерфейсы, сужающие гибкость системы. Следовательно, интеграция требует такой технологии, которая успешно сведет вместе требования бизнеса и IT в проекте, который будет эффективно задействовать IT-инфраструктуру. Такое решение IBM видит в сервис-ориентированной архитектуре, являющейся платформой, которая состоит из множества служб (сервисов), обозначающих элементы бизнес-процессов. Последние можно комбинировать и перекомбинировать в различные решения и сценарии. Эта способность сервисов более тесно связывает бизнес и IT, а также предоставляет возможности для адаптации к новым ситуациям. С точки зрения бизнеса SOA – это набор гибких служб и процессов, предлагаемых бизнесом своим заказчикам, партнерам или внутри собственной организации. С технической точки зрения SOA определяет ПО в терминах отдельных служб, которые создаются с использованием компонентов, вызываемых для выполнения определенной операции, чтобы решить конкретную задачу.

Об исследовании IBM Global CEO Study 2006 рассказал Михаил Серегин, руководитель подразделения Global Business Services в Восточной Европе и Азии. По его словам, в рамках исследования был предпринят глубокий, целенаправленный анализ проблемы внедрения новшеств, а также возможностей, предоставляющих инновации тем предприятиям, которые решают эту проблему наиболее эффективно. В ходе углубленных интервью с 765 руководителями организаций по всему миру IBM удалось собрать представляющую ценность информацию. Так, выяснилось, что 65% глав компаний заявляют о том, что они намерены в течение ближайших двух лет осуществить у себя радикальные перемены. Разработка новых продуктов и услуг продолжает оставаться приоритетным типом инноваций, однако все чаще руководители стремятся получать конкурентные преимущества путем их внедрения в модель ведения бизнеса. Они полагают, что внешнее сотрудничество в рамках деловых экосистем способно вызвать к жизни множество идей. Кроме того, заметил г-н Серегин, анализ подтверждает, что наилучшие финансовые показатели демонстрируют компании, наиболее активно развивающие подобное сотрудничество. IBM всегда считала, что важнейшие идеи и действия возникают на пересечении изобретательства и глубоких знаний. Суть одной из главных ценностей корпорации ее сотрудники охарактеризовали так: «Внедрение инноваций, значимых для нашей компании – и для всего мира». «Данное исследование способствует успешному выполнению этой миссии», – заключил докладчик.

Недавний отчет IBM Institute for Business Value установил, что 97% клиентов считают внедрения SOA оправданными в плане уменьшения затрат и влияния на прибыльность. После завершения первоначальных проектов 51% клиентов отметили рост доходов как прямой результат внедрения SOA. По прогнозам аналитиков (Gartner), к 2008 г. 80% новых IT-проектов будут так или иначе связаны с сервис-ориентированной архитектурой, а объем рынка достигнет 160 млрд долл.

Бизнес-форум IBM во главе угла – SOA
Кирилл Корнильев: «Концепция SOA является одной из основных составляющих стратегии бизнеса IBM»

На пресс-конференции выступил Кирилл Корнильев, генеральный директор IBM по Восточной Европе и Азии. «Концепция сервис-ориентированной архитектуры, – заметил он, – одна из основных составляющих стратегии бизнеса IBM. Ежегодно компания тратит около 1 млрд долл. на развитие портфеля своих продуктов и услуг в области SOA. Более ста тысяч специалистов IBM помогают клиентам в использовании данной архитектуры для решения их бизнес-задач в условиях конкурентоспособности».

31 октября нынешнего года IBM объявила об открытии двух новых центров SOA Solutions Centers в Пекине (Китай) и Пуне (Индия). Эти организации, используя платформу IBM WebSphere Business Services Fabric, будут заниматься разработкой, управлением и предоставлением отраслевых бизнес-сервисов, позволяющих решать ряд наиболее острых проблем бизнеса, с которыми сталкиваются клиенты компании. В результате они должны стать основой для новой, глобальноинтегрированной модели предложения сервисов на базе архитектуры SOA. Центр в г. Пуна будет разрабатывать сервисы многократного использования для страхового бизнеса, включая определение тарифов для страхования недвижимости и автомобилей, а также для здравоохранения – такие как регистрация и обработка обращений. В пекинском центре будут вестись работы над сервисами для правительственных учреждений, включая управление финансами и документацией, а также для банков, в том числе с целью определения кредитных ставок в реальном времени на основе анализа рисков. В каждом из центров будут трудиться по 500 специалистов.

Бизнес-форум IBM во главе угла – SOA
Бабак Хоссеинзаде: «Реализации проектов показывают, что для того, чтобы заставить SOA работать, необходимо правильное сочетание технологических процессов и участвующих в них людей. При таком подходе использование архитектуры, ориентированной на сервисы, обеспечивает реальную экономию при удивительно четкой работе»

На форуме было организовано пять параллельных тематических сессий. В рамках первого направления рассматривались базовые аспекты методологии, проблемы работы с IT и системы управления предприятием, успешные примеры внедрения архитектуры, ориентированной на сервисы. О последних рассказал Бабак Хоссеинзаде (Babak Hosseinzadeh), руководитель направления SOA и Business Intelligence, GTS по региону CEMAAS (Центральная Европа, Ближний Восток, Африка, Австрия, Швейцария).

Одним из клиентов IBM является итальянская компания Consorzio Servizi Bancari, поставщик аутсорсинговых услуг в области IT, преимущественно сотрудничающая с банками, помогая им осуществлять операции клиентов. В фирме для поддержки 7 млн пользователей и обработки 12 млн банковских транзакций в день применяются мэйнфрейм, ПО и консультационные услуги IBM. В данный момент Consorzio Servizi Bancari превращает свою IT-инфраструктуру в архитектуру, ориентированную на сервисы, которая позволит развивать и расширять деятельность компании, лучше обслуживать клиентов и соблюдать нормативные требования к банковским операциям и в то же время обеспечивать более тесную согласованность технологий с целями бизнеса.

Бизнес-форум IBM во главе угла – SOA
Андреас Плешчек (руководитель отдела продаж ПО IBM на Linux в странах Северо-Восточной Европы): «SOA предполагает сборку IT-решений из разного рода сервисов точно так же, как это происходит в игрушечных конструкторах»

IBM предлагает сегодня самый полный набор инструментальных средств SOA (Industry Accelerators), среди которых: WebSphere, Lotus, Tivoli, Rational и DB2. Они и обсуждались на второй сессии мероприятия. Платформа WebSphere объединяет инфраструктурные и интеграционные программные средства для разработки и обслуживания Web-приложений. Эти решения предназначены для построения и развертывания динамических Web-сайтов, а также управления ими. Кроме того, WebSphere включает инструменты оптимизации операций и повышения продуктивности работы сотрудников.

Результаты любой деятельности напрямую зависят от человеческого фактора, поэтому подразделение Lotus уделяет большое внимание именно ему, предлагая гибкие, надежные, безопасные программные решения, благодаря которым люди могут сотрудничать, учиться и в полной мере использовать все преимущества коллективных знаний и работы вне зависимости от их местонахождения. Lotus Notes/Domino представляет собой базовую корпоративную коммуникационную инфраструктуру для взаимодействия и совместного применения информационных ресурсов.

ПО Tivoli, собственно, и позволяет компаниям связывать IT-инфраструктуру с соответствующими бизнес-процессами. Его возможности состоят не только в управлении тремя основными элементами IT-экосистемы – пользователями, бизнес-процессами и приложениями, IT-ресурсами, но также в организации их взаимодействия между собой.

Продукты, услуги и методы организации работ Rational положены в основу IBM Software Development Platform – платформы создания и развертывания ПО в рамках бизнес-приложений. Решения Rational предназначены для командной деятельности и приведения в соответствие с требованиями современных стандартов всех процессов, связанных с разработкой, внедрением и сопровождением ПО: управления проектами, требованиями и конфигурациями, бизнес-моделирования, анализа и проектирования, тестирования и настройки. Данные инструментальные средства интегрированы на основе среды Eclipse.

Бизнес-форум IBM во главе угла – SOA
Александр Дмитриев (специалист отдела System p): «По оценкам аналитической компании International Technology Group, затраты на оборудование IBM, построенное на основе серверов System p5, в среднем на 62% ниже, чем у эквивалентных систем от HP, и на 75% – чем у Sun»

В IBM убеждены, что управление информационными активами наилучшим образом осуществляется посредством сервис-ориентированного подхода, который позволяет извлекать данные из приложений и репозитариев, открывать широкий доступ к ним. Отношение к информации как к сервису помогает обеспечить в масштабе компании ее единое, систематизированное и адекватное представление и организацию работы с ней – от проверки и преобразования до доступа и ликвидации. В этом и состоит концепция доступа к информации по требованию (Information On Demand). Сервисы данного класса реализуются с помощью продуктов DB2 UDB, Informix, DB2 Content Manager, WebSphere Data Integration Suite, WebSphere Customer Center и пр.

Третий блок включал доклады об открытых стандартах и Open Source ПО, прочитанные Фредом Гутьеррезом (Fred Gutierrez), руководителем подразделения IBM Software Group, на пару с архитектором электронного бизнеса IBM Низамом Ишмаэлем (Nizam Ishmael). По их мнению, чтобы использовать интеллектуальный потенциал людей, разбросанных по всему миру, нужно дать им возможность общения и свободного доступа к накопленным знаниям. Примером действительно революционной инновации в IBM считают принцип открытости исходных текстов и стандартов, позволяющих вовлечь в совместную работу огромное, практически неограниченное количество специалистов, удаленных друг от друга территориально, но объединенных общей проблемой. Используя открытый код, можно привлекать к разработке лучшие умы планеты, что дает возможность создавать качественные продукты, применяемые производителями коммерческого ПО. «Создание Open Source ПО – это не источник бесплатных программ, а новый способ разработки», – подчеркнул г-н Гутьеррез.

Бизнес-форум IBM во главе угла – SOA
Сервер IBM System p5 595 достиг наивысших показателей производительности по тесту TPC-C(5) для одномашинных комплексов при наименьшей стоимости транзакции

Четвертая секция охватывала вопросы, связанные с безопасностью. Базовые принципы защиты любого программного решения состоят в выявлении угроз, их оценке и формулировании плана по их уменьшению. В системах на основе SOA принципы те же самые, однако появляются дополнительные факторы, поскольку в SOA применяются распределенные службы и прикладные системы с гибкими связями. Для эффективного обеспечения безопасности таких ресурсов существует широкий диапазон технологических возможностей и вариантов, в том числе тщательное планирование, которое следует проводить формализованно с начальных этапов внедрения SOA.

На последней, пятой, сессии форума были представлены доклады о решениях виртуализации ресурсов. Сергей Горбас, руководитель группы технических экспертов отдела IBM System x, рассказал о платформах System x и BladeCenter. Он сообщил, что виртуализация IT-инфраструктуры – комплекс системных технологий и программных средств, который позволяет эффективно использовать ресурсы, повысить производительность, упростить управление, сократить затраты на IT и увеличить отдачу от инвестиций. IBM предлагает несколько таких подходов. Первый – вертикальная консолидация, т. е. применение вертикально масштабируемых систем IBM System x3850, x3950 на процессорах Intel Xeon MP вместе с виртуализационными средствами платформы VMware Virtual Infrastructure 3. При этом одна или несколько многопроцессорных (до 16 двухъядерных процессоров Intel Xeon MP) систем разбиваются на логические разделы при помощи ПО виртуализации, каждый их которых – отдельная независимая виртуальная машина со своими операционной системой и приложениями. Второй подход – горизонтальная консолидация с использованием BladeCenter. В этом случае и серверы, и системы питания, и консоли интегрируются в единый полнофункциональный комплекс, а средства от VMware обеспечивают все преимущества виртуализации. Оба подхода дают возможность сократить затраты, связанные с функционированием (энергопотребление и тепловыделение), управлением и поддержкой, эффективностью утилизации ресурсов, занимаемым пространством, а также формирует гибкую основу для наращивания инфраструктуры в полном соответствии с требованиями бизнеса.