Билл Гейтс пишет письмо в Apple…

4 июль, 2008 - 18:05Александр Пацай

Вдогонку письму Билла Гейтса про скачивание Moviemaker, наделавшему много шума (его перевод был опубликован неделю назад), я решил перевести еще одно, тоже очень известное письмо Билла — но уже за 1985 год. О нем слышали, уверен, многие, но не факт, что все, кто слышал, читали его.

В этом письме Билл Гейтс прислал руководству Apple свое видение дальнейшего развития компании (Apple), которое они отвергали года до 1994, а потом уже было поздно :). Кстати, этому письму совсем скоро исполнится 23 года — оно было отослано Джону Скалли 29 июля 1985 года.

Забавно, однако, смотреть на такие вещи в ретроспективе. В 1985 году оборот компании Microsoft составил 140 млн долларов, а прибыль — всего 31 млн долл. Apple в 1985 году собрала почти 2 млрд долларов, а прибыль составила 61 млн долл. Возможно, что руководство Apple тогда проигнорировало предложение Билла Гейтса, подумав — «Да кто он такой нам советовать?». Кто знает, как повернулся бы ход компьютерной истории, если бы тогда Apple прислушалось к предложению Билла Гейтса.

To: John Sculley, Jean Louis Gassee
From: Bill Gates, Jeff Raikes
Date: June 25, 1985
Re: Apple Licensing of Mac Technology (Лицензирование Apple технологий Mac)
cc: Jon Shirley

Позиция Apple на этот момент на рынке персональных компьютеров — это инновационный технологический лидер. Такое место Apple подразумевает, что Apple должна создать стандарт для новой, продвинутой технологии. Компания должна установить «революционную» архитектуру, что обязательно подразумевает новую разработку, несовместимую с текущей архитектурой.

Apple должна сделать Macintosh стандартом. Но ни одна компания-производитель персональных компьютеров, даже IBM, не может создать стандарт без независимой поддержки. И хотя Apple поняла это, компания не смогла достичь уровня независимой поддержки, которая требуется для того, чтобы что-то было признано стандартом.

Значительные инвестиции (и особенно независимая поддержка) в «стандартный персональный компьютер» приводит к невероятному импульсу для его архитектуры. Конкретно, архитектура IBM PC продолжает получать значительные инвестиции и это дает ей дополнительный импульс. (Правда, независимые инвестиции в архитектуру Apple II и импульс, который она получает, тоже могут быть отличным примером.) Инвестиции в архитектуру IBM включают разработку различных совместимых компьютеров, программ и периферии; образования пользователей и каналов продаж; и что наиболее важно, отношение и восприятие, которые сложно изменить.

Любые недочёты в архитектуре IBM немедленно исправляются благодаря независимой поддержке. Аппаратные недочёты исправляются двумя способами:

- картами расширения, которые могут доступаться к шине (например, карты высокого разрешения Hercules для монохромных мониторов)

- производство других совместимых компьютеров (например, Compaq portable или более быстрый DeskPro).

Закрытая архитектура предотвращает подобные независимые инвестиции в Macintosh. Архитектура IBM, если сравнить с Macintosh, наверно получает в 100 раз больше инженерных ресурсов, если считать инвестиции производителей совместимого оборудования. Это соотношение становится еще выше, если посчитать производителей карт расширения.

Выводы:

По мере увеличения независимых инвестиций в «стандартную» архитектуру, растет и сила импульса этой архитектуре. Индустрия достигла точки, в которой стало возможным для Apple создать стандарт из инновационной технологии без поддержки и доверия со стороны других производителей персональных компьютеров. Поэтому Apple должна открыть архитектуру Macintosh, чтобы необходимая независимая поддержка дала импульс и установила новый стандарт.

Mac не стал стандартом

Macintosh не набрал критической массы для того, чтобы его технологии воспринимались, как претендент на долгосрочную перспективу:

a. Поскольку у Apple нет конкуренции со стороны «Мак-совместимых» производителей, корпорации считают рискованным покупать Мак из соображений цены И выбора.

b. Apple усилила восприятие рискованности платформы задержками выпуска программных и аппаратных улучшений (жесткий диск, файловый сервер, экран большего размера, лучшая клавиатура, больше памяти, новая прошивка, улучшение производительности операционной системы). Более того, снятие с производства Macintosh X/L (Lisa) уничтожило альтернативную модель, что для многих корпораций является необходимостью.

c. Недавние негативные публикации об Apple мешают доверию к Macintosh, как к претенденту на долгосрочную перспективу на рынке персональных компьютеров.

d. Независимые производители программ и аппаратного обеспечения усиливают рискованное восприятие компьютера, задерживая выпуск важных программ и периферийных устройств.

e. Небольшое подразделение Apple по продаже корпорациям не позволяет обеспечить ощущение присутствия, тренинги, поддержку и т.д., которые требуются большим компаниям.

f. Националистические настроения в европейских странах зачастую заставляют зарубежных потребителей выбирать местных производителей. У европейцев есть местные поставщики архитектуры IBM, но Apple отсутствует. Apple потеряет базу в Европе, как недавно было продемонстрировано во Франции.

Рекомендации

Apple должна лицензировать технологию Macintosh 3-5 крупным производителям для производства «Мак-совместимых» компьютеров.

* Производители в США и контактные лица:

Идеальные компании — в добавление к доверию, у них есть большие подразделения для продаж, которые могут привнести архитектуру Mac в крупных компания:

o AT&T, James Edwards
o Wang, An Wang
o Digital Equipment Corporation, Ken Olsen
o Texas Instruments, Jerry Junkins
o Hewlett Packard, John Young

* Другие компании (но, возможно, более реалистичные кандидаты):

o Xerox, Elliott James or Bob Adams
o Motorola, Murray A. Goldman
o Harris/Lanier, Wes Cantrell
o NBI, Thomas S. Kavanagh
o Burroughs, W. Michael Blumenthal и Stephen Weisenfeld
o Kodak
o 3M
o CPT

* Европейские производители

o Siemens
o Bull
o Olivetti
o Phillips

* Apple должна лицензировать технологию Macintosh американским и европейским компаниям так, чтобы позволить им обращаться к другим компаниям для производства. (прим. пер. Видимо, слово «outsourcing» тогда еще было не в ходу). Sony, Kyocera и Alps — хорошие кандидаты для OEM производства Мак-совместимых компьютеров.

Microsoft очень хотела бы помочь Apple имплементировать эту стратегию. Мы знаем ключевых производителей, их стратегию и сильные стороны. У нас есть большой опыт в выпуске OEM программного обеспечения.

Обоснование

1. Компании, которые лицензируют Мак-технологию, добавят доверия к архитектуре Macintosh.

2. Эти компании расширят продуктовое предложение с помощью своих линеек «Мак-совместимых» продуктов:

- они все привнесут инновации и добавят возможности в базовую систему: различные конфигурации памяти, альтернативные видео дисплеи и клавиатуры, и тд.

- Apple получит выгоду от возможности партнеров производить широкий выбор периферии, значительно быстрее, чем Apple сможет разрабатывать периферию сама.

- клиенты увидят конкуренцию и получат настоящий выбор в соотношении цена/производительность.

3. Apple выиграет от каналов дистрибуции этих компаний.

4. Восприятие значительно увеличившейся потенциальной доли рынка привлечет независимую поддержку в плане ПО, «железа» и маркетинга , в которой нуждается Macintosh.

5. Apple получит значительную дополнительную маркетинговую поддержку. Каждый раз, когда будет рекламироваться производитель Мак-совместимого компьютера, это будет рекламой архитектуры Apple.

6. Лицензирование Мак-совместимых компьютеров улучшит имидж Apple в качестве технологического новатора. По иронии судьбы, сейчас IBM воспринимается как технологический новатор. Это потому, что производители совместимых компьютеров боятся увлекаться инновациями и удаляться от стандарта.