Новини проекту

всі новини

Не останавливаться...

Не останавливаться...

Михайло Лаптєв
Главный редактор Компьютерное Обозрение

Сегодня, о чем бы вокруг не говорили, разговор все равно сводится к одной теме – кризис и его последствия…

Уже очевидно, что украинская ИТ-индустрия не осталась в стороне от происходящих процессов. Наблюдающийся дефицит заемных средств, валютные скачки и прочее сказывается как на корпоративном, так и на потребительском секторе.

Безусловно, ситуация требует определенной решительности и на этом этапе определенных превентивных мер. Однако иногда поражает, что у некоторых компаний объемы этих самых мер просто зашкаливают. Некоторые же вообще останавливают свою активность, якобы с целью выждать и посмотреть, что там будет происходить дальше. Причем не все отдают себе отчет – подобный подход лишь усугубляет ситуацию, поскольку запланированные, но непотраченные средства в общей экономической экосистеме просто-напросто через какое-то время к вам же и не придут.

Бесспорно, никто и не говорит о том, что нужно, не обращая ни на что внимания, двигаться по планам, намеченным еще в докризисный период. Конечно же необходимо максимально быстро реагировать на ситуацию, и не тянуть до последнего, надеясь на авось… Но как раз в такой момент и нельзя полностью останавливаться. Тезис тривиальный по своей сути, однако, пожалуй, именно он наиболее сложно реализуем. Практика, как мировая, так и локальная, показывает, что возобновить движение потом будет куда сложнее, да и конкуренты могут оказаться прозорливее и не преминут воспользоваться вашей нерешительностью.

Мне весьма импонирует мнение, которое в одном из недавних интервью высказал гендиректор «СКМ» Олег Попов: «…кризис не бесконечен, за спадом всегда идет подъем. И мы уже теперь думаем не только и не столько о том, как пройти через кризис, а скорее о том, какие возможности откроются перед нами после него». Я уверен, что именно подобный подход является наиболее результативным.

Конечно же, многие могут возразить: такая промышленная группа с ее запасом прочности может пережить любые кризисы и вполне спокойно не сокращать персонал, не урезать расходы и пр. А что делать нам, небольшой фирме из 10–20–30 человек, когда все вокруг останавливается и замораживается?

Универсальных ответов, как вы понимаете, нет, да и быть не может. Ни один гуру кризис-менеджмента не знает вашей компании и ситуации в вашем сегменте лучше, чем вы сами. И не стоит поддаваться общей панике. Попробуйте посмотреть на происходящее с позиций игрока, нацеленного на победу, а не того, кто уже проиграл.

Что персонально вы предпринимате в сложившихся условиях?

Может быть у вас есть какие-то рецепты поведения, поделитесь с коллегами по бизнесу.