Бесполезный прогресс?

29 май, 2013 - 07:23Иван Шихат-Саркисов

Когда речь заходит о проблемах в системе образования, всегда хочется ругать министерство, проклинать правящую партию, а с ней и действующего президента. Но в этом ли главная проблема?

Увы, но каждое следующее движение в «светлое» технологическое будущее становится еще более невозможно-доступным для всех от воспитателя в детском саду и рядового школьного преподавателя до сотрудников системы высшего образования.

Простая логика подсказывает, что получение высокоскоростного доступа к ресурсам Сети, доступность настольных ПК, «буков» различных семейств, а в последние годы и планшетных устройств, постоянно расширяющиеся возможности смартфонов сами по себе обязаны улучшить «здоровье» системы образования, сделать ее качественнее, уроки более интересными, а процесс усвоения знаний учениками эффективнее. А уж тем более финансовые вливания, которые ежегодно делает государство, должны этому максимально благоприятствовать. Но это не происходит. Чудесных превращений не случается.

Рунет и Уанет продолжают вещать о различных инновационных интернет-сервисах, он-лайн системах публикации учебных материалов, интерактивных инструментах проведения уроков, лекций и семинаров. Министерство образования продолжает рапортовать об уровне «компьютеризации» и «интернетизации» школ, об эпопее с тестированием «электронных» учебников и проблеме разработки санитарных стандартов в связи с использованием таких устройств… Но, увы, «воз и ныне там».

Чего же не хватает в этом технологично-образовательном коктейле? Почему сами по себе преподаватели или педколлективы в отдельных учебных заведениях не пытаются прокачать свои собственные «скиллы» или апгрейдить свои образовательные инструменты??

По моим наблюдениям все упирается в недостаточно активную жизненную позицию отдельно взятого преподавателя, и удобную отговорку «я не имею возможности», поэтому работаю по-старинке. Нет желания быть на одном технологическом уровне со своими учениками, отсутствует потребность организовать взаимообогощающую знаниями и навыками среду. Эти и многие другие негативные составляющие все больше тормозят то движение, которое мы ждем. Да, да – все беды не в «министерствах», не в отсутствии финансирования и гипер-прогрессивных методик…

Есть конечно отдельные энтузиасты, но их крайне мало. Вот и получается – прогресс технологий молниеносный, а использовать его некому.

Как изменить ситуацию? Признаюсь, у меня нет ответа… Но в следующих своих постах я попробую поделиться собственным опытом и расскажу о тех инструментах, которые использовал в своей педагогической практике. Возможно, эти заметки кого-то подтолкнут к более активным действиям.