Бернерс-Ли о семантическом Вэбе

13 март, 2008 - 12:39Александр Москалюк

Тим Бернерс-Ли в интервью лондонской Times рассказывает о семантическом Вэбе, но то ли простоты ради, то ли ввиду бурного оптимизма утверждает, что это дело некогда заменит Google:

Google may eventually be displaced as the pre-eminent brand on the internet by a company that harnesses the power of next-generation web technology, the inventor of the World Wide Web has said.

Странно такое слышать от ученого Бернерса-Ли, фраза скорей принадлежит младшему специалисты по маркетингу какого-то поискового стартапа. Для того, чтобы семантический стартап убил Google, требуется всего три вещи:

  1. Чтобы Google семантическом вэбом не занимался.
  2. Чтобы стартап нашел не только удачное решение, но и проблему, которую это удачное решение решает, а это не всегда просто.
  3. Чтобы народ начал активно пользоваться стартаповскими сервисами.

В общем, как в анекдоте про профессиональную сваху в швейцарском банке- "Хотите себе в президенты ядреного сибирского мужика?" - "Да вы что!" - "А если он - зять Рокфеллера?" - "Ну тогда совсем другое дело".

Хотя вопрос смены лидера на рынке поисковой рекламы более интересен, чем голословные утверждения изобретателя WWW. Скажем, в Долине сейчас есть несколько стартапов, которые пресса именует Google-киллерами, иногда с подачи стартапов же, иногда по собственной инициативе. Cuill старается максимально удешевить процесс индексации, SearchMe представляет более богатый интерфейс результатов, да и Yahoo! с Microsoft регулярно чем-то пытаются удивить. Возможно, что это неправильные инициативы в плане получения денег.

Запросы Google грубо можно разделить на две категории - информационные и коммерческие. Первые обычно ведут к Википедии либо специализированным сайтам и содержат ключевые слова типа "президент зимбабве 1996 г." Вторые чаще всего ведут на коммерческие сайты либо рекламные блоки и содержат термины типа "canon powershot". Денежными являются именно вторые, так как и покупатель более склонен кликнуть на рекламный блок, да и денег за этот блок заплатят больше. Модель Google - обслуживая рынок информационный, зарабатывать деньги именно с коммерческих запросов в надежде на то, что пользователь, который нашел что-то в поисковике по информационному запросу, вернется туда для запроса коммерческого. Надежда, скажем прямо, оправдалась, и большинство пользователей именно так и делают.

Однако здесь есть место проекту, который наиболее оптимально научится обслуживать именно коммерческие запросы. Информационные можно оставить на долю лидирующих поисковиков, которые на обслуживание таких запросов будут нести инфраструктурные расходы без отдачи.

Однако ни один из таких проектов пока серьезного перевеса на поисковом рынке не получил. Продуктовые поисковики? Зарабатывают трафик в основном с Google, представляя пользователям спецификации и цены на продукты. Визуальный поиск от Like.com? Интересно, но как-то не очень уместно для ежедневного пользования. eBay? CraigsList? Все разграничено по своим уголкам, и не совсем удобно.

Вроде как небольшие попытки выйти на этот рынок делает Amazon, у которой львиная доля e-commerce-трафика, и которая недавно запустила программу поиска продуктов по XML-фидам других сайтов, где свой каталог можно подгрузить в амазон, после чего платить за клик по переходам. Amazon со своим широким ассортиментом в принципе может стать этаким универсальным коммерческим поисковиком чего угодно, однако запуск PPC-программы как единственного способа попасть в каталог вряд ли оправдается, поскольку индекс в таких случаях трудно назвать качественным, и вряд ли он будет обслуживать запросы типа марки автомобилей либо запросы на других языках.