Beeline "Максимальный": ходьба по лезвию?

9 июнь, 2008 - 11:25Роман Хархалис

Экстенсивно наращивать пользовательскую базу на сотовом рынке уже некуда, да и ресурсы для вложений, требующихся для увеличения массы малоплатящих абонентов, исчерпываются. Поэтому акцент постепенно переносится на более доходные группы клиентов, а главной задачей становится повышение объемов выручки. Но важно при этом увидеть и обойти подводные камни...

На пресс-конференции 29 мая Beeline анонсировала, без преувеличения, революционное предложение для средне- и многоговорящих пользователей – тарифный план «Максимальный». Согласно ему абонент получает на условиях предоплаты по 1000 мин голосового трафика в сутки (!) всего лишь за 5,95 грн в день. Получается фактически безлимитный тариф за 180 грн/мес, при том что в среднем такая услуга на рынке стоит от 500 грн и предоставляется только по контракту.

Безусловно, это сильный ход, чтобы привлечь клиента. Мешанина тарифов, наблюдаемая в последние годы, и разнообразие предложений для малоплатящих новичков привели к тому, что аудитория уже не идентифицирует пакеты, определить наиболее выгодные – и того сложнее. Безлимитный голосовой трафик – единственный оставшийся фактор, позволяющий отделить какой-то один пакет от всех остальных. И Beeline, переводя такой товар из элитной категории в массовую, имеет хорошие шансы привлечь новых «доходных» пользователей. Да, она демпингует, но тонко. Вместо неактуального уже снижения стоимости минуты в популярных тарифах компания выдвигает «предложение, от которого невозможно отказаться» в среднем сегменте. Но так ли все гладко с точки зрения не потребителя, а бизнеса?

Первое, что приходит на ум при рассмотрении «Максимального», – расходы на интерконнект (оплату оператором трафика, направляемого в сеть конкурента), которая составляет сегодня около 0,5 грн за минуту. Допустим, у Beeline есть новый «безлимитчик», за сутки он сделает исходящих звонков на 90 мин, т. е. 2700 мин/мес, за которые уплатит уже упомянутые 180 грн. Учитывая падающую популярность городской связи и небольшую абонентскую базу Beeline, можно предположить, что как минимум 60% этого трафика придется на сети трех крупнейших GSM-операторов Украины, за что Beeline будет должен им около 800 грн. Так действительно ли выгодны «доходные» абоненты?

В Beeline заявляют, что с учетом взаиморасчетов между операторами тариф «Максимальный» находится «на уровне рентабельности», и это позволяет предположить, что либо при его просчете использовалась статистика разговоров, существенно отличающаяся от приведенной нами, либо объем трафика с другими провайдерами будет ограничен на техническом уровне. В Beeline утверждают, что препятствия для разговоров отсутствуют, за исключением одного – объем месячного трафика на сеть life:) не может превышать 1000 мин. Разумеется, нужно принимать в расчет и вариант, когда расходы на интерконнект запланированы и профинансированы из других источников так, что это позволяет говорить о рентабельности тарифной сетки «в целом».

Но главное даже не это. Важнее всего в данном случае – конкурентная среда. Ничего не мешает крупнейшим украинским операторам ввести аналогичные тарифы. По мнению экспертов Beeline, конкуренты не будут этого делать, поскольку это противоречит их стратегиям. Но здесь возможны варианты. «Киевстар» или «МТС-Украина» вполне способны выделить необходимый ресурс только для того, чтобы блокировать сильный ход конкурента. А далее, по Джеку Трауту, при наличии равноценных предложений от компаний разного масштаба покупатель выберет продукт от более крупного производителя. К тому же упомянутые игроки заплатят за интерконнект гораздо меньше и не исключено, что смогут на подобном тарифе даже зарабатывать. С другой стороны, очевидно, что большинство пользователей безлимитной связи уже и так сконцентрированы как раз в этих сетях, и снижать их среднемесячный счет втрое – неразумно.

В итоге, хотя будущее «безлимитного prepaid» предсказать сложно, вполне очевидно, что тариф «Максимальный» – выгодное для конечного потребителя предложение и весьма интересный и неординарный ход со стороны Beeline. Судя по всему, наиболее активная борьба операторов в ближайшее время развернется именно в среднем и верхнем сегменте.