Бедный флоппи

12 февраль, 2003 - 00:00Михайло ЛаптєвУж сколько копий было сломано при обсуждении вопроса, что же придет на смену флоппи-диску, атрибуту столь неотъемлемому и незыблемому в любом ПК. Рассказывают даже истории, как на ценниках этого устройства появлялись надписи -- "Дисковод А:"... И каким только носителям не прочили лавры его последователей -- тут и Iomega Zip, и Imation LS-120, и еще несколько разработок, так и не попавших на массовый рынок (от Mitsumi и Samsung Electromechanics, если не ошибаюсь), не говоря уже о CD-RW, которые должны вот-вот подешеветь до пороговой отметки $30--40 (носители уже дешевле дискет в былые времена). Но все эти LS-120, Zip ушли в историю, а трехдюймовый дисковод на гибких дисках по-прежнему в ходу. Начиналось же все в далеком 1967 г. Аллан Шугарт (Allan Shugart), будучи тогда сотрудником IBM, разработал 8-дюймовый FDD. Девять лет спустя Shugart Associates (преобразованная затем ее основателем в небезызвестную Seagate) выпустила первый дисковод формата 5,25 дюйма. Предназначался он в первую очередь для мэйнфреймов от IBM, но с выходом на сцену персональных компьютеров оказался востребованным прежде всего именно там.

Бедный флоппи А дальше, как и полагается, началась эволюция устройства -- в 1981 г. трехдюймовый флоппи представила Sony, правда, лишь спустя десять лет его емкость выросла до привычной ныне 1,44 МВ. В таком виде (ну, может быть, с минимальными модификациями механики и электроники) он и существует до сих пор и, как это ни удивительно, продается в огромных количествах, даже несмотря на то, что, по большому счету, уже ни на что не годится.

Подтверждая имидж первопроходца, первый радикальный шаг по отношению к нашему герою предприняла Apple (она же, кстати, была в числе пионеров массового внедрения трехдюймовых дисководов в свои системы). Анонс на тот момент абсолютно революционного iMac сопровождался и демаршем в сторону флоппи-диска. "Какой смысл, -- говорили тогда маркетологи Apple, -- в этом анахронизме, если он не удовлетворяет простейшей функции переноса объемных файлов, а небольшие, до 1 МВ, можно и так отправить электронной почтой". Тут стоит отметить, что столь актуальная задача для жизнеобеспечения РС, как загрузочная дискета, в мире Мас вообще отсутствует.

Но вернемся к нашему повествованию, а точнее к тому факту, который, собственно, и послужил поводом именно для этой темы в нынешней колонке. На прошедшей неделе Dell сделала заявление. Эту компанию также можно во многом назвать новаторской, но ей, ко всему прочему, еще и, как правило, достаются лавры специалиста по массовому рынку. Никто лучше Dell не знает, какую конфигурацию и с каким наполнением нужно предложить потребителю, чтобы она продавалась миллионными тиражами. Dell -- лакмусовая бумажка массового рынка ПК. Так вот, именно она 5 февраля сообщила, что "прекращает установку накопителей на гибких магнитных дисках в стандартных конфигурациях своих ПК верхнего уровня -- теперь они будут поставляться только опционально, использование FDD в остальных моделях выпускаемых ею компьютеров Dell собирается прекратить до конца текущего года". При этом как альтернативу она выдвигает USB-накопители на базе флэш-технологии и предлагает покупателям такое устройство емкостью 16 МВ по цене $17. Кстати, по данным Semico Research, уже в прошлом году было продано 2,3 млн. USB-модулей памяти на сумму 104 млн. долл., а к 2006 г. показатели должны достичь отметки в 46,3 млн. и 3,8 млрд. долл. соответственно.

Такая вот история... Приятного вам чтения и до встречи на следующей неделе.