Audible Magic: цифровое ухо на страже авторских прав

20 январь, 2005 - 00:00Александр Москалюк Количество судебных процессов, инициированных ассоциацией RIAA против активных пользователей пиринговых сетей, сегодня уже исчисляется тысячами. Довольно часто в центре таких процессов оказываются университеты, многотысячные студенческие армии которых отличаются постоянным интересом к музыке и столь же постоянным отсутствием средств. Поэтому неудивительно, что главными покупателями устройств для фильтрации пирингового обмена музыкой становятся американские вузы.

Audible Magic не является пионером в данном секторе, однако ее методика оригинальна. В компании, основанной в 1999 г., на сегодняшний день работает более 21 сотрудника. Весной этого года ассоциация RIAA предоставила Audible Magic бесплатную рекламу, упомянув технологию CopySense в докладе Конгрессу США. В нем приводились доводы в пользу более жестких мер пресечения цифрового пиратства, а адвокаты RIAA, обескураженные поражением в судебном процессе против пиринговых сетей, утверждали, что подобные технологии должны применяться как в университетах, так и на площадках, где размещаются пиринговые сети.

Наиболее примитивный способ распознать конкретный файл -- его побайтовое сравнение с файлом-оригиналом, в пиратском происхождении которого можно быть уверенным. Подобный подход весьма негативно сказывается на скорости работы в сети, к тому же в тот момент, когда исследователи получают подтверждение о сомнительном происхождении файла, он уже находится на жестком диске пользователя.

Альтернативой будет анализ отрывков файла, а для ускорения их сопоставления рационально использовать односторонние хеш-функции, которые превращают наборы из десятков тысяч байтов в целые числа. Однако жесткое сравнение полученных контрольных сумм с суммами из базы данных здесь также не сработает: пользователь меняет несколько байтов (а в MP3 файле это может быть название файла либо имя исполнителя) -- и контрольная сумма отличается от той, которая занесена в базу данных пиратских композиций. В своем рецепте решения этой проблемы Audible Magic предлагает использовать проверочные функции и нечеткую логику, что дает возможность в некоторых случаях идентифицировать файлы с небольшими изменениями как пиратские.

По словам представителей Audible Magic, технологию, созданную инженерами из Hewlett-Packard и Yamaha, можно сравнить с "виртуальным ухом". Алгоритмы не только используют принципы нечеткой логики при сравнении байтовых потоков в сети, но и рассматривают каждый полученный для анализа пакет данных как музыкальный файл. Ведь композиции, оцифрованные различными кодеками с различными битрейтами, будут отличаться друг от друга в побайтовом содержании, но при прослушивании двух разных файлов пользователь все равно идентифицирует композиции. Программное обеспечение, заложенное в основу CopySense, старается "прослушать" полученный набор байтов, и если его "музыкальный образ" совпадает с мелодией, занесенной в базу данных, устройство от Audible Magic отсылает ряд RST-пакетов, что "убивает" соединение.

Технологию, разумеется, легко обойти с помощью элементарного шифрования, однако большинство пиринговых сетей подобных функций своим пользователям не предоставляют. Музыку для базы данных поставляет Loudeye Technologies, а среди лицензиатов технологии от Audible Magic можно увидеть такие известные имена, как Universal Music и EMI Music, которым суммарно принадлежит более трети объема глобальных продаж музыки. В июне этого года ее основным партнером также стала Sony Music.

Компания, будучи частной, не публикует своих финансовых отчетов и на сегодняшний день ее руководство не рапортует ни о получении прибыли, ни о понесении убытков. Основными клиентами Audible Magic являются американские вузы и отдельные интернет-провайдеры. Изредка серверы CopySense закупают IT-отделы корпораций, которые не прочь сэкономить на расходах на трафик в сети.