ATI Radeon IGP: не мудрствуя лукаво...

10 сентябрь, 2002 - 23:00Станислав Гарматюк
Наборы микросхем, предназначенные для использования в десктопах, можно поделить на три категории: новаторские, mainstream и low-end. Первые для любого производителя являются прежде всего "витриной" его достижений, на вторых, как правило, зарабатываются деньги, третьи же выпускаются не столько ради прибыли, сколько для того, чтобы обеспечить свое присутствие на рынке и в этом секторе тоже. Забавно начала ATI -- именно с третьего пункта.
Начнем немного издалека -- с рассуждений о том, почему это, собственно, два ведущих производителя графических чипов (NVidia и ATI) так резво "ринулись", в казалось бы, не очень им близкий сегмент рынка. А произошло это, как и всегда, "не от хорошей жизни". Один из первых интегрированных чипсетов для платформы x86 -- Intel i810, претерпевший за несколько прошедших лет множество модификаций, весьма хорошо себя чувствует и поныне, пользуясь стабильным спросом. Одно то, что Intel сочла необходимым добавить в него даже поддержку не так давно вышедших процессоров на ядре Tualatin (i810E2), говорит о том, что "умирать" старичок совсем не собирается и благополучно доживет до тех пор, пока не уйдет с рынка сама платформа Socket 370.

ATI Radeon IGP не мудрствуя лукаво...
Системная плата Manli M-A3A/M, ориентировочная цена -- $80, предоставлена компанией IT-Link: тел. (044) 238-2933
Однако что это мы все о прошлом? Новейшая платформа Socket 478, интерес к которой с выпуском Celeron 1,7 и 1,8 GHz не так давно возрос очень сильно, может "похвастаться" целой плеядой интегрированных чипсетов: i845G/GL от Intel, SiS650/650GL от Silicon Integrated Systems, ProSavage P4M266 от VIA Technologies. Более того -- по словам Intel, именно i845G со встроенным графическим ядром сейчас является самым популярным из всех чипсетов этой компании (имеется в виду популярность у производителей системных плат, т. е. объемы закупок).

Свидетельствует это об одном -- так же, как AC'97-кодеки, устанавливаемые сегодня практически на любую плату, стремительно вытеснили из большинства систем "честные" звуковые карты, так и интегрированные чипсеты со встроенным графическим ядром постепенно начинают завоевывать место под солнцем, тесня... все тех же NVidia и ATI. Ведь в таких компьютерах уже не нужна видеокарта, а стало быть, и графический чип! Фактически обе компании оказались в условиях, когда не сегодня, так завтра у них из-под носа просто-напросто "уведут" очень большой сегмент рынка. Причем кто! Не "родные братья" -- другие производители видеочипов (с ними-то хоть на равных конкурировать можно -- разработать продукт получше, продать подешевле...), а изготовители системных наборов микросхем. Для которых (что самое страшное) рынок видеокарт в принципе не представляет никакого интереса, а значит, идеальной является ситуация, когда его вовсе нет. Естественно, было принято решение как-то противостоять наступающему "засилью интегрированных чипсетов". Однако ввиду специфичности ситуации выход из нее есть только один -- делать интегрированные чипсеты самим. И вот тут-то и начались самые с инженерной точки зрения интересные вещи...

Интегрированный чипсет представляет собой два относительно независимых блока -- контроллер процессорной шины, памяти и канала для связи с южным мостом (по классике -- North Bridge, северный мост) и собственно встроенное графическое ядро, являющееся, по сути, "видеокартой без памяти". С точки зрения пользователя оба компонента равновелики, так как без любого из них система работать не будет. А на самом деле? Вопрос, кстати, отнюдь не такой уж простой. Безусловно, примитивная видеокарта разряда приснопамятной S3 Trio64V+ значительно проще любого современного чипсета. Однако если бы было принято решение интегрировать в северный мост нечто подобное, то об аппаратном ускорении 3D-графики можно было бы сразу забыть. Честно говоря, многие из нас совершенно справедливо в этом месте заметили: "Ну и черт с ней, с этой 3D-акселерацией, кому она нужна в low-end-системе?". Но, видимо, точка зрения инженеров от пользовательской отличается, потому что "чистого 2D-ядра" ни один чипсет со встроенной графикой не имеет. А вот 3D-ускоритель по сложности уже запросто может поспорить не то что с чипсетом, но даже и с современными процессорами... Таким образом, среди двух лагерей производителей интегрированных наборов микросхем сформировался некий "паритет по очкам" -- одни (Intel, SiS, VIA) хорошо умеют делать чипсеты, но не блистают особыми достижениями в области разработки графического ядра, другие (NVidia и ATI) -- с точностью до наоборот. Как ни странно, ближе всего к середине в данном случае находится... SiS! Напомним, что хоть видеокарты на базе микросхем от SiS до сих пор и не получили хоть сколько-нибудь существенного распространения, но, по крайней мере, эта компания выпускает продукты этого класса постоянно и сравнительно долго, т. е. некий опыт (пусть и не всегда положительный) у нее имеется. Ну а теперь давайте все же вернемся к основному герою этого материала и сравним его с другим представителем того же "условного лагеря" -- чипсетом nForce от NVidia. Для начала -- на уровне спецификаций.


Технологии, технологии, а я маленький такой...

Для начала, раз уж мы взялись сравнивать Radeon IGP именно с nForce 420D, вспомним, что нам предлагала по части спецификаций последняя. А было там много чего интересного:
  • двухканальный контроллер DDR266-памяти (TwinBank Architecture);
  • DASP (Dynamic Adaptive Speculative Pre-Processor);
  • встроенное графическое ядро с поддержкой Hardware T&L;
  • шина Hyper Transport между северным и южным мостами;
  • аппаратная поддержка DirectSound3D/EAX 1.0/2.0 и Dolby Digital 5.1.
И "все это счастье" размещалось в классической схеме из южного и северного мостов (в терминологии NVidia -- IGP 128 и MCP-D). На этом фоне ATI Radeon IGP выглядит в общем-то довольно скромно:
  • обычный одноканальный контроллер памяти (правда, тоже DDR266);
  • встроенное графическое ядро Radeon VE (7000) без Hardware T&L;
  • связь между северным и южным мостами посредством обычной PCI.
Что же касается южного моста, то теоретически он у ATI вроде бы есть, но на практике все известные нам платы на Radeon IGP оснащаются старым добрым ALi M1535D+ rev. A1, что, как говорится, само по себе и не ново. Впрочем... южный мост от ALi молодым назвать действительно никак нельзя, но это вовсе не означает, что он плох. А в последней ревизии там даже добавлена поддержка UATA/133 (жалко только, что USB по-прежнему версии 1.2). В результате при сравнении обоих чипсетов по спецификациям, по идее, мы должны прийти к плачевному выводу, что "у ATI все плохо". Но не будем спешить.

Во-первых, графическое ядро Radeon 7000, пусть и не являющееся таким "продвинутым" по части "3D-наворотов", обладает одним неоспоримым преимуществом над ядром GeForce2 MX, использующемся в nForce, -- наличием двух RAMDAC и CRT-контроллеров и, соответственно, возможностью вывода сигнала на два приемника сразу. Естественно, в плате эта возможность реализована -- имеются выходы TV-out (композитный и S-Video), причем изображение действительно может выводиться как на монитор, так и на телевизор, и это могут быть разные изображения! Классический пример, ставший уже даже несколько заезженным, -- одновременная работа в Windows на экране монитора и просмотр видеофильма на телевизоре.

Во-вторых же... Честно говоря, nForce вызывает во многом сложное и неоднозначное отношение именно в силу своей "продвинутости" и "технологичности". Ведь что представляет собой интегрированный чипсет (возвращаясь к началу статьи)? Это набор микросхем, предназначенный для изготовления дешевых материнских плат, которые будут использоваться в основном в офисных и "неигровых" домашних компьютерах. И вот тут блестящие характеристики чипсета NVidia сразу же наводят отнюдь не на веселые мысли: да, понятно, что такое воплощение гения инженерной мысли было довольно сложно разработать и стоить копейки оно не может. Однако хочется-то, чтобы именно копейки! Иначе весь смысл использования интегрированного чипсета пропадает! Так что отнюдь не все так однозначно, как кажется, и в подходе ATI, сделавшей Radeon IGP "минималистским" решением, тоже есть свой резон.

А вот за что хотелось бы канадскую компанию умеренно поругать, так это за практическое отсутствие какой-либо документации на чипсет. Все характеристики Radeon IGP, которые приведены в этом материале, собирались буквально "с миру (с Internet) по нитке" -- из документации к системным платам, из статей в онлайновых масс-медиа и прочих, в общем-то, неофициальных источников. А на сайте ATI Technologies -- три странички по пять строчек текста на каждой...


Тестирование

ATI Radeon IGP не мудрствуя лукаво...
Часть данных мы для экономии времени взяли из предыдущих материалов, поэтому конфигурация тестовых стендов была во многом обусловлена ими. Итак, мы сравнивали быстродействие следующих систем: nForce 420D с внешней видеокартой на базе GeForce3 и с использованием встроенного графического ядра; Radeon IGP опять-таки в паре с GeForce3 и встроенным графическим ядром; плата на базе чипсета VIA Apollo KT333 в комбинации с GeForce3. Во всех случаях использовался процессор AMD Athlon XP 2000+ и 512 MB PC2100 (DDR266) DDR SDRAM. В роли тестового ПО выступали BAPCo SYSmark 2001 (подтест Internet Content Creation), популярная игра Quake III и синтетический Direct3D-тест 3DMark 2001SE. В принципе, все системы прошли тесты без нареканий, однако один неприятный момент, причем именно на плате Manli M-A3A/M, все же имел место: вплоть до полной очистки CMOS и проведения некоторого полу-эзотерического "тонкого тюнинга" BIOS плата упорно отказывалась "признавать" процессоры AMD, работающие на частоте FSB 133 (266) MHz. Впрочем, судя по тому, что обновления BIOS для данной платы на сайте Manli еще не появились, это свидетельствует не о каких-то глобальных проблемах платы или чипсета, а скорее просто о новизне продукта.


Результаты тестов и выводы

ATI Radeon IGP не мудрствуя лукаво...
Для начала о самом простом: о быстродействии. Легко заметить, что тут ATI Radeon IGP звезд с неба не хватает -- как со встроенным графическим ядром, так и при использовании внешней видеокарты он слегка проигрывает и VIA KT333 (ну, это, впрочем, неудивительно), и NVidia nForce. Однако мы уже не раз обращали внимание читателей на то, что проигрыши бывают существенными и "номинальными", причем в последнем случае отставание одного продукта от другого заметно только при использовании специального тестового ПО и на диаграммах, в повседневной же работе ощутить его совершенно нереально. Мы бы отнесли проигрыш ATI Radeon IGP 320 именно к последнему разряду. А вот теперь -- о приятном...

ATI Radeon IGP не мудрствуя лукаво... Ни один интегрированный чипсет до этого дня так не поражал нас качеством картинки на мониторе. В общем-то, такой параметр, как качество 2D, даже оценивать принято применительно к встроенным графическим ядрам, так сказать, "со скидкой на интегрированность". В данном же случае сравнивать 2D у ATI Radeon IGP в разрешении 1024 x 768 при 32-битовом цвете и частоте вертикальной развертки 85 Hz вполне можно, к примеру, с "честными" видеокартами на базе того же Radeon 7000 или даже Matrox G4xx. Словом -- оно практически идеальное. И вот тут-то давайте зададимся одним банальным вопросом: а что для нас важнее -- 10% скорости или качество изображения, на которое нам приходится смотреть в течение всего рабочего дня? Нам все-таки кажется, что последнее. И именно поэтому мы присуждаем ATI Radeon IGP, так сказать, "неофициальную награду" нашей Тестовой лаборатории с формулировкой "За лучшее качество 2D среди современных чипсетов со встроенным графическим ядром".

В целом же, подводя итоги, можно сказать, что чипсет ATI по совокупности всех показателей удался. Судя по цене конечного продукта, он недорог, судя по данным наших тестов -- обладает вполне приемлемой производительностью и функциональностью, отличаясь при этом двумя немаловажными достоинствами -- превосходным качеством картинки на мониторе и наличием "штатной" поддержки вывода изображения на второй приемник сигнала. Судя по информации на сайте, у компании есть (или еще только разрабатываются?) аналогичные чипсеты еще и для платформ Socket 370 и Socket 478. Несомненно, при первой же возможности мы с удовольствием "посмотрим" и на них.