Артем Пироженко, Health24: «Через пару лет мы рассчитываем получить миллионного пользователя»

19 октябрь, 2018 - 17:14КО

Четыре года назад в Украине появилась облачная медицинская информационная система (МИС) Health24,которая помогает автоматизировать работу медучреждения, повышат качество услуг, объединяет медработников и клиники в единую систему и упрощает мониторинг  здоровья пациентов.Мы поговорили с руководителем и основателем Артемом Пироженко о том, как появился проект, о влиянии технологий на развитие медицинской сферы, проблемах внедрения технологических продуктов и роботизированном будущем.

Артем, вы окончили Национальный медуниверситет им. Богомольца, но не выбрали карьеру врача?

После окончания вуза мы вместе с моим другом и однокурсником Кириллом Каневским проходили обучение в интернатуре. На нас, как самых молодых специалистов, взвалили всю бумажную работу, из-за чего мы не могли полноценно выполнять свои обязанности.
Так появилась идея для будущего стартапа – перевести бумажные амбулаторные карты пациентов в электронный формат. Старшие коллеги негативно отнеслись к нашей идее. Им казалось, что мы зря потратили шесть лет нашей жизни на учебу в вузе.

Артем Пироженко, Health24: «Через пару лет мы рассчитываем получить миллионного пользователя»


Молодость, вера в себя, осознание ценности и понимание, что оплата труда в IT и госмедицине очень отличаются, – все это помогало нам развивать нашу бизнес-идею. С одной стороны, мы осознанно выбрали перспективный технологический рынок. С другой – в нужное время оказались в правильной … ракете (улыбается).

А как вам сейчас помогает медицинское образование?

В медицине почти нет места полету мысли и фантазиям, так как на кону стоит человеческое здоровье. Все решения принимаются согласно утвержденным протоколам и стандартам. Чтобы создать любой полезный IT-продукт в медицине, важны специализированные знания. Нужно понимать и разбираться в том, что происходит в сфере каждый день, как врач взаимодействует с пациентом и т.д.


Cколько человек работают в вашей компании?

Начинали вдвоем, сейчас в компании – более 20 человек: разработчики, маркетологи, дизайнеры, менеджеры по продажам и операторы центра поддержки клиентов. Кроме нас с Кириллом, в команде больше нет врачей.Мой партнер – технический директор Health24, отвечает за разработку и качество продукта, а я занимаюсь работой с ключевыми клиентами, коммуникацией с МОЗ Украины и оптимизацией операционной деятельности.

Как изменилась первоначальная идея Health24 в процессе развития?

Стартап Health24 родился из концепции электронной медкарты. Тогда рынок не предлагал никаких решений этого вопроса, поэтому мы начали изучать медицинские системы в США и странах ЕС. Остановились на нескольких популярных облачных продуктах, которые скрупулезно исследовали до мелочей.

С момента появления идеи до презентации продукта прошло 1,5 года. Сейчас наше решение – не просто электронная медкарта, а полноценный онлайн-сервис для ведения врачебной практики, управления медицинскими учреждениями и контроля своего здоровья. Благодаря нашей системе можно руководить электронной регистратурой, документооборотом, вести базу пациентов онлайн, мониторить загруженность и планировать график работы врачей. Кроме того, мы обеспечиваем безопасное и надежное хранение, а также передачу медицинских данных. К тому же, Health24 – аккредитованный оператор электронной системы охраны здоровья eHealth, которую запустили в рамках медреформы. Это значит, что мы можем подключить к ней любое государственное медучреждение.

На фоне того, зарубежного опыта, который вы изучали от т чего пришлось отказаться при разработке  продукта для украинской медицины?

Артем Пироженко, Health24: «Через пару лет мы рассчитываем получить миллионного пользователя»


В США – страховая медицина, а процессы взаимодействия врача и пациента концептуально отличаются от украинских реалий. Доктор получает основные данные о пациенте и заносит их в базу с соответствующим кодом. К ней имеют доступ страховые компании, которые оплачивают каждую минуту взаимодействия с медработником. Врачи оперируют огромным количеством кодов – от описания внешних параметров пациентов до аллергических факторов, которые представляют угрозу для жизни.  В отличие от американской, постсоветская школа медицины требует полного описания жалоб и объективных показателей. Чтобы записать ответы пациента, врач, не имея никакого шаблона, тратит не менее 15 минут. Наши классификаторы (например, «живот мягкий, безболезненный») тоже совершенно не соотносятся американской системой кодирования.

Чего не хватает украинской медицине?

Маркетинговых подходов в работе. Например, связь с клиентом – очень важный раздел в американской информационной системе. Пациент всегда может ознакомиться с информацией о процессе лечения и передать множество показателей своего здоровья в личную электронную карту, доступную врачу 24/7 в любой точке мира. Данные о себе он вносит с помощью приложения на телефоне, через интеграцию с Apple Watch или портативным медоборудованием для самодиагностики в домашних условиях. Так врачи могут контролировать процесс лечения и выздоровления человека, давать оперативные рекомендации.

Мы уверены, что для Украины очень важно развивать такой опыт. Медмаркетинг сможет улучшить сервисную составляющую врачебных услуг и помогать захватывать, удерживать и возвращать клиентов.

Как финансируется ваш проект?

На первых этапах развития проекта мы вкладывали собственные деньги. К счастью, через несколько месяцев нам удалось найти частных инвесторов. Их средства пошли на оплату  разработчиков системы и расширение штата.

Когда вы только запустились, как рынок отреагировал на ваш продукт?

Очень хорошо. За первые два месяца мы получили больше 10 000 лайков нашей группы в Facebook, множество отзывов и предложений от тех, кто хотел бы присоединиться к нам в качестве экспертов для развития продукта. Именно тогда мы нашли и наших первых пользователей (врачей с частной практикой и медучреждения) для тестирования функционала, обновления которого сейчас мы выпускаем раз в 2-3 недели.

Расскажите о ваших первых продажах.

Сегодня с нами работает более 1000 частных врачей, а также 120 государственных и частных клиник. А первый клиент – частная клиника в Киеве – появился уже через три дня после запуска платной подписки. До этого система была в открытом доступе в течение трех месяцев, чтобы пользователи могли протестировать ее в своем медучреждении и принять решение о покупке.

Первые клиенты высоко оценили нашу облачную МИС за удобство ведения документации в электронном виде (для старта достаточно смартфона или планшета), доступность и простоту пользования без покупки специального оборудования. Цена за пользование зафиксирована с 2015 года – с учетом НДС она составляет около 3600 грн в год на одного врача.

Артем Пироженко, Health24: «Через пару лет мы рассчитываем получить миллионного пользователя»


Помогали ли вам в работе подвижки в рамках государственной медреформы?

Нам стало проще продвигаться, когда все массово заговорили о новой медицинской реформе и системе eHealth. Представителям нашей целевой аудитории стало ясно, что наш продукт по-настоящему нужный и полезный.

К тому же, сейчас нам легче работать с врачами первичного звена – семейными врачами, терапевтами, педиатрами, потому что государство на законодательном уровне обязало их вести электронную документацию. На рынке Украине действует около 13 подобных медсистем, подключенных к центральным государственным серверам. В 2019 году ведение документации онлайн станет обязательным и для вторичного звена – больниц со стационарами.

Чему вас научил опыт становления вашего стартапа ?

Всегда знать, с кем ведешь диалог. Так, на одном из первых выступлений я уверял аудиторию, что алгоритмы вычисления и формулы для сводок Health24 помогут снизить количество ошибок и сэкономить на фонде заработной платы. Например, отпадет необходимость в таких должностях как архивариус и статист. Половина присутствующих на той встрече оказались именно теми, кого мы «списывали» с рынка труда.

Поддержка государства – необходима. Без штампа «одобрено МОЗ» продукт нередко воспринимали как самодеятельность. Наш сервис был отличной идеей, но не более.

Особые подходы к освоению бюджетов в медицине. Система такова: руководитель медучреждения всегда согласовывает финансирование с распорядителем бюджетных средств, например, с мэром или главой сельсовета. Если у последнего есть свои взгляды на то, как освоить бюджет, то чаша весов с преимуществами облачных технологий никогда не перевесит.

Существует большая разница между согласованием всех моментов бизнес-сотрудничества и подписанием финального договора. Люди на словах готовы начать партнерство и применять у себя сервис Health24. Но как только дело касается конкретных договоренностей, каждый пытается обезопасить себя и снять ответственность.  К примеру, врачи не спешат осваивать программы, делают это только после прямых указаний руководства.

Как развивается система? Какие опции появятся в ближайшем будущем?

Стоит отметить, что улучшения в системе всегда основываются на обратной связи от врачей и клиник. Например, сейчас мы добавляем в МИС онлайн-оплату медицинских услуг, чтобы пациент мог заплатить любым удобным для него способом. Также оптимизируем для клиник складской учет и связь с аптеками.

К тому же, в конце октября запускается портал телемедицинских услуг. Пациент сможет, не входя из дома, найти подходящего ему врача и клинику, познакомиться с его специализацией и отзывами о его работе, получить видеоконсультацию. Согласно закону о телемедицине, услуга носит рекомендательный характер: врач не имеет права поставить диагноз и сформировать план лечения, не осмотрев лично пациента. Но этот же закон разрешает брать оплату за такую консультацию.

Чтобы сформировать доверие к порталу, наши модераторы посещают поликлиники, заключают партнерские договоры с главврачами, проверяют квалификацию врача, его график и только после этого выкладывают информацию в публичный доступ.

У пациентов возникают вопросы о безопасности всего вашего сервиса?

Как правило, это стандартный набор вопросов: например, где хранится информация, как получить к ней доступ, зачем предоставлять паспортные данные и т.д.

Наличие госраспоряжения об обязательном использовании онлайн-сервисов сделало алгоритм взаимодействия пациента и врача проще – если вы хотите получить медицинскую услугу, необходимо подписать онлайн-декларацию с врачом. Паспортные данные нужны для подтверждения факта подписания. Так государство собирает статистику для распределения финансирования. Эта информация остается на центральных госсерверах, к ним подключены все одобренные МОЗ информационные системы. Есть еще история болезни пациента. Она сохраняется на наших серверах, и человек как распорядитель и собственник сам решает, кому давать к ней доступ.

Что помогает вам развивать продукт?

Один из главных помощников – технологии. К примеру, использование облачных технологий позволяет нам оставаться гибкими, находить решения для меняющихся потребностей рынка и быстро развиваться, не повышая стоимость услуг для потребителей.

Если говорить о пациентах, то благодаря облачным сервисам они могут пользоваться своими данными в любой точке мира, где есть интернет. Один из последних успешных примеров – опыт внедрения Health24 в одной из частных лабораторий в Киеве. Отделение лаборатории находится в Киеве – здесь производится сбор биоматериалов пациентов. На каждом контейнере с биоматериалом есть наклейка со штрих-кодом, в котором «зашита» вся информация о клиенте. В немецкой лаборатории, куда анализы доставляют самолетом в тот же день, сканируют штрих-код и получают всю историю болезни на английском языке. Так мы помогаем лабораториям сделать более качественные заключения.

Как вы выбирали облачного оператора??

Одна из важнейших задач нашей команды – обеспечить безопасность персональных данных, которые мы получаем при регистрации новых клиник, частных кабинетов или пациентов. Мы задумались об этом с момента запуска. Понимали, что комплексная защита данных, обслуживание и администрирование серверов – это та часть работы, которую нам проще отдать на аутсорс высококлассным специалистам, чтобы полностью сосредоточиться на развитии системы.

Мы обратились к единственной на тот момент компании, которая соответствовала требованиям сертификации КСЗИ (Комплексная система защиты информации, сертификат выдает Госспецсвязь – ред.). Некоторые подходы в сотрудничестве нас не устраивали, но это была наша «запасная» площадка. Тут стоит отметить, что Health24 входит в группу eTech. Две другие наши компании уже работали с GigaCloud, тестируя их сервис и услуги. Поэтому когда летом компания получила сертификат КСЗИ, мы уверенно, без тестового периода просто перешли на ее площадку. 

Почему вы решили использовать «облако» вместо традиционной IT-инфраструктуры?

Облачные технологии для нас – огромное рыночное преимущество, как я уже отмечал. Мобильность, гибкость и масштабируемость нашей МИС возможны именно благодаря «облаку». Большинство наших конкурентов используют клиент-серверные решения, у которых есть ряд недостатков (например, они дороже и реже обновляются).

В «облаке» вы размещаете только серверы системы?

Весь наш бизнес – в «облаке»: бэкапы данных, офисные приложения для маркетологов, 1С для бухгалтеров, почта, непосредственно МИС. Кроме того, часть нашей команды работает удаленно, и «облака» в этом случае – идеальный «офис».

Артем Пироженко, Health24: «Через пару лет мы рассчитываем получить миллионного пользователя»


Работать с облачными технологиями удобно и нам как поставщику услуги, и нашим клиентам. В частности нас привлекает финансовая выгода при аренде и обслуживании облачных серверов и легкость масштабирования системы. Для пользователей – важна простота подключения и использование МИС с любого устройства в любой стране.

Каковы дальнейшие планы взаимодействия с оператором?

Мы надеемся на долгое и плодотворное сотрудничество с GigaCloud, так как ставим амбициозную планку в развитии – через пару лет приветствовать миллионного пользователя. Стратегия масштабирования системы за счет государственных учреждений и пациентов в комплексе с возможностями наших технических партнеров позволяет уверенно смотреть в будущее.

Сейчас много говорят о роботизации. Каких профессионалов в медицине, по вашему мнению, могут заменить роботы?

Архивариусов, статистов, врачей функциональной диагностики, также исчезнет необходимость во врачах-лаборантах. Максимальное проявление останется у докторов хирургической патологии, травматологии и терапии.

Могли бы вы рассказать об основных технологических вызовах, которые стоят сейчас перед вашим бизнесом?

Главная задача нашего сервиса –  автоматизировать работу медучреждений. Настоящий вызов – реализовать это, например, в сельской местности.

Вы обучаете сотрудников медучреждений, которые воспользовались Health24?

Да. Опыт показывает, что двух академических часов по 45 мин достаточно, чтобы врач освоил нужный функционал.

Иногда обучение сводится к практике элементарных навыков пользования мышкой или ноутбуком. К сожалению, на рынке остро стоит проблема компьютерной неграмотности среди врачей, особенно в сельской местности. Сталкиваемся еще и с тем, что докторам часто просто не хватает актуальной информации. Поэтому на уроках-презентациях нашей МИС мы рассказываем им о новостях медреформы, технологиях и возможностях, которые у них появятся.

Наши сотрудники посещают поликлиники в небольших населенных пунктах, ищут в регионах наших «адептов», которые сами или с нашей помощью проникаются преимуществами технологий. Такие врачи с искренним энтузиазмом вовлекают своих коллег и помогают им подтянуть технические навыки.

Мы уже частично затрагивали медреформу. Как вы относитесь к тому, что происходит в нашей стране в этом направлении?

Концепция государственных изменений во многом касается оптимизации финансовых выплат, таких как дотации на содержание больниц и зарплаты врачей. Согласно нововведениям, врачи и больницы будут получать деньги только по факту оказанной услуги и подтвержденному количеству пациентов.

То, что в нашей стране в рамках медреформы применяются технологии, – приближает нас к мировым стандартам. Мы идем в правильном направлении. Это можно понять только по тому, что реформу регулярно финансируют благотворительные организации и западные кредиторы.

Считаю, что когда на всех уровнях в медицине будут использовать разные технологические продукты – улучшится и качество услуг. «Оздоровление» рынка произойдет естественно, и останутся самые стойкие и профессиональные врачи и клиники. Мы предполагаем, что это случится минимум через пять лет.

Что вас мотивирует оставаться в этом бизнесе и продолжать развитие?

Помните басню про лягушек, которые попали в кувшин с молоком? Только одна сумела выбраться, потому что упорно молотила лапками, взбивая молоко, карабкаясь по стенке сосуда. Несмотря на все препятствия, мы хотим создавать полезные и интересные инновационные продукты, где в центре – пациент и его здоровье.

Артем Пироженко, Health24: «Через пару лет мы рассчитываем получить миллионного пользователя»