Apple в роли музыкального магазина

20 май, 2003 - 23:00Алексей Гвозденко
"Apple ignited the personal computer revolution in the 1970s with the Apple II and reinvented the personal computer in the 1980s with the Macintosh", -- именно так представляет себя компания Apple. Однако не исключено, что через какое-то время она перестанет ассоциироваться с персональными вычислениями.
Как полагают многие наблюдатели, оценивать перспективы Apple, исходя из того, что присутствие Mac на рынке ПК так и осталось крайне незначительным в сравнении с системами на базе Windows, было бы в корне неверно. К примеру, даже если доля Apple здесь и уменьшается, это отнюдь не значит, что она теряет пользователей, поскольку сам рынок может расширяться (что, согласно последним исследованиям аналитических фирм, сейчас опять и происходит). Плюс ко всему средний цикл жизни Mac гораздо длиннее, чем у PC, и оценивается в 5--7 лет.

Но то, что Apple в последние годы существенно расширила свою стратегию, отрицать никто не будет.

Apple в роли музыкального магазина Особо "нехарактерными" для компании сферами деятельности являются, пожалуй, серверное оборудование и RAID-массивы. В принципе, системы Power Mac применяются в качестве серверов достаточно давно, но предназначенные для монтажа в стойках продукты семейства Xserve -- это, что называется, уже абсолютно другой уровень. Однако многие рыночные эксперты высказывают предположение, что они все-таки являются хоть и важным, но отнюдь не приоритетным для компании направлением. Во-первых, время для проникновения в упомянутый сегмент сейчас далеко не самое лучшее, если учесть всеобщую тенденцию к снижению цен, во-вторых, решения на основе закрытой архитектуры (включая как аппаратную, так и программную части) пользуются все меньшей популярностью, и Apple наверняка пришлось бы столкнуться с теми же проблемами, которые с недавних пор стоят, к примеру, перед Sun Microsystems.

"Превратиться в крупного поставщика серверного оборудования -- задача крайне амбициозная и в случае Apple практически нерешаемая, -- отмечает аналитик консультационной фирмы Illuminata Гордон Хафф (Hordon Haff). -- Вероятнее всего, выпуск серии Xserve представляет для компании своеобразный тактический ход, целью которого является создание дополнительных источников дохода за счет тех ниш, где ее продукты уже пользуются значительной популярностью".

Куда вероятнее кажется постепенное превращение Apple в компанию, специализирующуюся на поставке развлекательных технологий. Начать с того, что предлагаемые ею ПК, программное обеспечение и Internet-службы плюс цифровой плеер iPod и так рассматриваются многими специалистами в качестве оптимального решения для потребительского сегмента. Однако гораздо больше заговорили о подобном сценарии после дебюта платной музыкальной службы iTunes Music Store, не то что оказавшегося удачным, а даже, наверное, слегка шокировавшего многих.

В самом деле -- миллион проданных композиций за первую неделю, два -- за первые две недели... Ни одной из открытых ранее коммерческих музыкальных служб, несмотря на поддержку ведущих звукозаписывающих компаний, не удалось и приблизиться к подобным результатам.

Причем дело здесь, по мнению многих специалистов, отнюдь не в особенном имидже Apple, который всегда составлял немалую часть ее успехов, а в том, что в данном случае она просто предложила модель, практически полностью устраивающую пользователей. Напомним вкратце, что в iTunes Music Store нет абонентской платы, а загрузка одной композиции стоит 99 центов, причем ее можно записывать на неограниченное число CD, воспроизводить на любом количестве плееров iPod и трех системах Mac и использовать во всех приложениях для этой платформы. Кроме того, особо поразило то, что порядка половины загрузок приходится на полные альбомы (стоящие от $9,90), хотя ранее наиболее привлекательной чертой платных музыкальных служб считалась возможность загрузки отдельных композиций.

В настоящее время Apple готовит версию iTunes для Windows, и ее анонс способен стать серьезным шагом в новом для компании амплуа поставщика содержимого. От успеха здесь во многом будет зависеть, сможет ли она стать доминирующим игроком на рынке музыкальных служб. Правда, тут ее ждет ряд сложностей: во-первых, предполагается, что в Windows труднее обеспечить защиту интересов владельцев авторских прав, а значит, звукозаписывающие компании осторожнее будут подходить к вопросам сотрудничества, во-вторых, удачную схему лицензионных отчислений могут перенять конкуренты (видимо, именно поэтому Apple сейчас так стремится закрепить за собой имидж лидера, громкогласно объявляя о любых своих достижениях). Но не будем гадать на кофейной гуще, а лучше дождемся появления iTunes Music Store для Windows, намеченного на конец года.