Апологеты .NET-революции

15 июль, 2004 - 23:00Александр Черников
После полугодичного подготовительного периода, 23 июня 2004 г., Epicor Software Corporation и Scala Business Solutions NV сообщили об официальном окончательном публичном предложении по приобретению всех выпущенных и остающихся в обращении обыкновенных акций Scala.

После получения акций Scala корпорация Epicor станет владельцем приблизительно 93,2% из них. В соответствии с условиями Epicor выплатит $1,823 наличными и передаст 0,1795 общей акции Epicor за каждую акцию Scala, предоставленную на 18 июня.

По официальному мнению Андреаса Кеми (Andreas Kemi), СЕО компании Scala, "комбинация двух компаний приведет к появлению крупнейшего независимого поставщика ERP-решений для среднего рынка. Благодаря этому объединению будет создана сильная глобальная организация, предлагающая ПО и услуги практически на всех мировых рынках".

Благоприятные последствия этой сделки прогнозируют и ведущие аналитические фирмы, отмечая, что в ближайшее время на рынке ERP-систем среднего класса появится еще один сильный игрок. От себя добавим -- это первый случай создания крупной компании с 1,5 тысячами сотрудников, огромным рыночным и технологическим опытом и мощными центрами разработки систем исключительно на базе технологий Microsoft .NET и Web-сервисов.

Апологеты .NET-революции Апологеты .NET-революции
Андреас Кеми (слева) теперь, вероятно, войдет в совет директоров Epicor. А детище главного инженера Scala Сергея Шведова -- московский центр разработки -- вольется в полутысячный коллектив R&D объединенной компании

Epicor

Epicor Software Corporation, известная многим по названию корпоративной системы Platinum, была основана в США в 1984 г.

Тогда Джеральд Блэки (Gerald Blackie), бывший CEO разорившегося разработчика ПО Heritage Computing, и два его партнера основали новую компанию -- Platinum Holdings. Годом спустя они вывели на рынок линейку финансовых программ под общей торговой маркой Platinum, а в 1992 г. фирма акционировалась и изменила название на Platinum Software.

Приход в компанию в 1996 г. Джорджа Клауса (George Klaus) ознаменовался покупками Clientele Software, FocusSoft и довольно крупной DataWorks Corporation.

Как и многие другие, последняя в ходе своего развития поглотила немало коллективов и обладала великолепным "зоопарком" быстро устаревающих корпоративных приложений. Она вынуждена была поддерживать целых шесть различных ERP-систем на довольно большой инсталлированной базе и быстро разрабатывала седьмую под четырьмя торговыми марками -- Vista, Vantage, Avante и Impresa. Для полноты картины следует отметить, что разработчики использовали пять наборов инструментов и четыре различные СУБД.

Platinum оказалась перед лицом серьезной опасности -- история развития отрасли не знала случаев успешного управления дюжиной сходных приложений одной компанией. Ей нужно было на чем-то остановиться, и инвестиции в R&D получили только четыре системы, а главными продуктами стали "e by Epicor" и Vantage.

В 1999 г. в результате судебного процесса с Platinum Technology (затем ставшей частью Computer Associates) объединенной компании пришлось изменить название на Epicor, что должно было отражать ее стремление "находиться в эпицентре бизнеса" (at the epicentre -- в эпицентре, in core -- совместно)

В 2000 финансовом году Epicor, имея десятитысячную клиентскую базу, отчиталась о доходе почти в 220 млн. долл. и вошла в число 12 крупнейших компаний, предлагающих ERP-продукты для промышленных предприятий, финансовых организаций и отрасли здравоохранения.

Сильными сторонами Epicor традиционно считались высокая скорость внедрений, хорошие показатели ТСО систем, отличные сервис и поддержка. Кроме того, компания гарантировала, что стоимость внедрения не превысит определенного процента от прейскурантных цен на ПО.

Однако аналитики все громче выражали сомнение в том, что Epicor сможет полностью удовлетворить потребности всех потенциальных покупателей. Отмечалось также, что компания хочет сделать все сразу и очень быстро, а это зачастую не по силам и гораздо более крупным фирмам.

Кошмар, начавшийся для Epicor в октябре 2001 г., длился почти два года. Акции компании на NASDAQ, которые во второй половине 90-х гг. прочно держались у 15-долларовой отметки (а порой и гораздо выше), за это время трижды падали ниже одного доллара.

23 апреля 2003 г., когда были объявлены положительные результаты первого квартала, можно считать днем второго рождения компании. Epicor и Progress, известный поставщик СУБД, анонсировали совместную стратегию, согласно которой они будут поддерживать Microsoft .NET framework. Вопреки своей обычной практике создания целого спектра решений Epicor на этот раз ориентировалась на построение единой инфраструктуры, подходящей предприятиям различных отраслей и различных масштабов. Такая инфраструктура объединила два ее флагманских продукта -- Vista 6.0 и Vantage 6.0, а текущий год в планах компании связан с проектом Sonoma -- построением многорядной архитектуры с .NET и Web-сервисами.

Сегодня Epicor успешно конкурирует с другими производителями на рынке масштабируемых систем для новых предприятий. Быстрорастущие компании с ежегодным доходом менее 25 млн. долл. не имеют времени и средств на периодическую замену систем. Решение для них должно быть качественным, недорогим и безразмерным, "растягиваясь" по мере роста бизнеса. Оно должно легко внедряться, настраиваться, администрироваться, а также обходиться без штата жрецов от IT. Существенно, что данные решения продают VAR-компании, специализирующиеся в различных отраслях.

Рыночные тенденции всегда благосклонны к системам с высокими показателями ROI, и здесь у Epicor неплохое положение. И все же рынок пока не уверен, что финансовое здоровье Epicor полностью восстановлено. Ее продукты, несмотря на свою привлекательность, пока во многих случаях исключаются из списка рассматриваемых кандидатов.


Scala

Еще в 1998 г. Scala решила -прекратить поддержку Unix и сосредоточилась исключительно на технологиях Microsoft. Сомнительное тогда, это ре-шение спустя несколько лет дало ей возможность разработать системы с низким ТСО для верхнего сегмента среднего рынка. Возможности электронной коммерции органично вошли в целостную систему, в то время как специализированные продукты многих компаний после 2001 г. остались невостребованными.

Осенью 2002 г. больше всего говорили о системе следующего поколения iSca-la 2.1. Спустя год Scala анонсировала "новый стратегический вектор" своего развития, связанный с переносом основных усилий на страны Центральной и Восточной Европы, в том числе СНГ -- преимущественно Россию, Украину и Казахстан. К этому времени продукты Scala работали в 60 странах на 16 языках.

К концу 2003 г. вышла iScala 2.2 с модулем iScala CRM -- расширенной и локализованной версией Microsoft Bu-si-ness Solutions CRM. Наконец, около двух месяцев назад Scala Business Sоlutions представила еще два новых модуля iScala 2.2 -- "Управление производством" и "Управление сервисным обслуживанием", созданных в основном специалистами московского центра разработки и отражающих российскую специфику этих задач.

Но самым интересным, поворотным в жизни Scala стал все же 2003 г., когда она приняла решение о тесном сотрудничестве с Microsoft.

Предполагалось, что обе фирмы должны работать в первую очередь над Microsoft CRM, встраивая этот пакет в новые продукты Scala. Особое место отводилось интеграции iScala с продуктами MS Office.

Сейчас уже известно, что Microsoft CRM будет интегрирована в Navision, Great Plains, Solomon, Axapta и в перспективе -- в линейку продуктов Project Green ("Компьютерное Обозрение", # 24, 2004). Для чего же Scala была нужна Microsoft?

Последняя к середине прошлого года имела около сотни партнеров, но только немногие из них были по-настоящему сильными и самостоятельными компаниями, за исключением, пожалуй, Scala и Epicor.

Если Epicor развивала решения на .NET в Северной Америке, то Scala давала Microsoft выход на рынки Европы и Дальнего Востока. Имея разветвленную сеть партнеров, множество клиентов, многоязычный интерфейс и опыт внедрения в десятках стран, она, как никто другой, подходила Microsoft для продвижения и совершенствования ее CRM-системы.

Ориентация на Microsoft .NET обеспечила iScala хорошие вертикальные возможности. Как и у Epicor, это должно было оживить VAR-партнеров, для которых открылись широкие возможности специализации в различных отраслях.

А вот разработка собственного полнофункционального CRM-модуля, -возможно, оказалась бы менее выгодной для Scala, чем альянс с Microsoft. Выиграв время, в результате Scala одной из первых среди игроков "среднего" рынка приблизилась к осуществлению заветной мечты -- обеспечить клиента функциональностью больших систем от Oracle, PeopleSoft/J.D. Edwards и SAP по значительно меньшей цене.


Qui prodest

Этот принцип римского права -- ищи, кому выгодно -- полностью соответствует описанному событию.

Итак, количество разработчиков интегрированных корпоративных систем (и самих приложений) продолжает сокращаться. Слияние компаний, безусловно, вызовет некоторую тревогу пользователей iScala, число которых за неполный год, прошедший с сентября 2003 г., достигло 13 тыс. в 700 организациях. Планы дальнейшего развития и трансформации системы неясны.

Если говорить о предприятиях СНГ, неясно также, как и когда Epicor выйдет на этот рынок, что будет с российской фирмой "Эпикрус", имеющей с ней эксклюзивный договор, и как изменятся функции представительств и партнеров Scala.

Для Epicor, вновь стремящейся в эпицентр бизнеса теперь уже со Scala, конкуренция обещает быть жесткой. На рынке Северной Америки находятся MAPICS, QAD, IFS, а также довольно много агрессивных молодых компаний, существует большое количество предложений для малого бизнеса и от лидеров индустрии. В области более крупных предприятий работают SAP, Oracle, PeopleSoft, а в CRM-системах ее поджимает ряд чистых специалистов.

В техническом плане событие подтвердило, что время объединения -решений best-of-breed, похоже, окончилось. Наиболее экономичными, простыми в администрировании и на-дежными обещают быть системы, построенные по единой технологии с использованием одних и тех же инструментальных средств.

Но, на наш взгляд, важнее другое -- сливаются компании, очень многое сделавшие за прошедшие несколько лет для того, чтобы .NET стала реальной основой корпоративных решений. Так что независимо от того, краткосрочный ли это союз или дружба на долгие годы, в выигрыше (как всегда) остается Microsoft.