AOL TimeWarner: сделка века

11 январь, 2000 - 12:29Юрий Кондратенко

В течение нескольких лет деловой мир беспрестанно сообщал о переходе различных компаний к Internet-модели ведения бизнеса. Сеть, долгое время жившая по своим законам, представляла интерес для крупных нетехнологических корпораций как возможный источник получения дополнительной прибыли. Постепенно корпорации совершенствовали модели онлайн-торговли и, не скрывая радости, информировали об успехах, достигнутых на сетевом поприще. Один из наиболее громких альянсов в истории деловой практики Соединенных Штатов обозначил новую ступень роста Internet-экономики — компания, являющаяся ярким примером «Internet-корпорации», приобрела крупнейший медиа-концерн США. Речь, конечно же, идет о слиянии America Online и Time Warner, о котором всю прошлую неделю говорили СМИ.

Чтобы оценить масштабность нового предприятия, следует только перечислить проекты, входящие в конгломерат AOL Time Warner. Со стороны медиа-компании в образовавшийся альянс вошли телевизионная сеть CNN, журналы «Time», «People», «Sports Illustrated», «Fortune» и несколько десятков других печатных изданий, кинокомпания Warner Brothers и принадлежащая ей сеть магазинов, кабельная империя HBO и ряд других мелких компаний. Сюда же можно причислить несколько спортивных команд города Атланты, олимпийский стадион,на котором была проведена XXV Олимпиада, звукозаписывающая компания Time Warner Music Group — и это еще не полный список. Всего в концерн Time Warner на момент заключения сделки с America Online входило около 250 компаний.

AOL TimeWarner: сделка века

AOL также есть что предложить со своей стороны. Это и самая большая клиентская база в США, насчитывающая сегодня около 22 млн. пользователей, и сети ICQ и AOL Instant Messenger, и музыкальный сайт Spinner.com, и сетевой проект Digital City, компании Netscape Communications, Winamp и еще масса всего другого.

Первую скрипку в альянсе будет играть America Online (55%). Крупнейшей медиа-корпорации США пришлось довольствоваться вторым местом, так как на момент оформления сделки, оцененной участниками в 350 млрд. долл., рыночная стоимость Time Warner составляла около 84 млрд. долл. Фондовый рынок, отреагировав на новость, немедленно поднял уровень капитализации компании Теда Тернера (Ted Turner) до 121 млрд. долл., однако в день оглашения сделки стоимость крупнейшего провайдера США установилась на уровне 159 млрд. долл. По мнению многих наблюдателей, данное событие заставило финансовый мир серьезно пересмотреть позиции в отношении Internet-компаниии,возможно,признать, что завышенная стоимость, в которой так часто обвиняли последнюю, может оказаться реальной.

Сделка AOL—Time Warner была однозначно оценена прессой как сенсационная, в чем нет ничего удивительного, так как до этого времени Internet-компании предпочитали покупать друг друга, что создавало впечатление их существования в своем собственном замкнутом мире, который, несмотря на рост пользователей Сети, все же был несопоставим с миром «невиртуального» бизнеса. Однако теперь этот барьер преодолен, и вовсе не с помощью очередной компании, желающей купить Internetфирму для улучшения своего имиджа, а сетевым гигантом, который, покорив Internet, принял решение игнорировать существующие предубеждения и развиваться во всех направлениях. Многие американские газеты, утром 10 января опубликовавшие новость о покупке Time Warner, получали многочисленные отзывы читателей с вопросом, не перепутаны ли покупатель и продавец. Некоторые радиокомпании сперва заподозрили в полученной информации подвох и сообщили о том, что куплена была корпорация America Online.

Нынешнюю рыночную ситуацию в Сети и за ее пределами можно охарактеризовать как битву двух Голиафов — America Online и Microsoft. Обе компании имеют в своем руководстве талантливых и прозорливых лидеров, обе нацелены на Internet как средоточие своих деловых интересов (но в то же время не забывают и о кабельных сетях, которым пророчат совершение следующей революции в Сети), обе же на данный момент разрабатывают конкурирующие программные продукты, начиная от Internet-пейджеров и заканчивая броузерами.

Развитие AOL Time Warner предугадать нетрудно — имея в руках мощнейший медиа-канал, в который входят авторитетные печатные средства, телевидение, кабельные сети и Internet, компания попытается заполнить собой все возможные информационные ниши, существующие на рынке сегодня. Хотя при этом довольно сложно прогнозировать, какой именно путь выберет AOL, так как тот же рынок является объектом пристального внимания ближайших конкурентов. Соперником номер один в борьбе за потребителя становится, безусловно, Microsoft, которой в ближайшее время предстоят непростые судебные разбирательства. Довольно часто в числе потенциальных конкурентов также называют Yahoo! или конгломерат, что может возникнуть на базе нынешних Internet-гигантов, куда, кроме Yahoo!, могут войти CMGI, AT&T, Softbank и Viacom. Единственной конкретной целью нового альянса, по заявлению его лидера Стива Кейза (Steve Case), станет как минимум сохранение нынешнего уровня доходов, что на сегодняшний день составляет 30 млрд. долл.

Остается только один вопрос — как руководству AOL удастся держать все под контролем и в рамках одной корпоративной культуры, начиная от выпуска Internet-пейджеров и заканчивая производством многомиллионных киноблокбастеров. Но это уже вопрос, ответ на который даст лишь время.