`

СПЕЦИАЛЬНЫЕ
ПАРТНЕРЫ
ПРОЕКТА

Архив номеров

Что для вас является метрикой простоя серверной инфраструктуры?

Best CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

Amazon.com как зеркало торговли в Internet

+11
голос

Продолжая публикацию архивных материалов нашего издания предлагаем вашему вниманию статью из № 3 (170) «Компьютерного Обозрения» от 28 января 1999 г. Это первая наша публикация про Amazon.

Когда речь заходит об электронной торговле через Internet, первый пример, который, как правило, приходит на ум, — Amazon.com. Этот узел на протяжении последних лет является чуть ли не идеальным образцом интерактивного магазина. Сегодня здесь можно приобрести товары четырех категорий: книги, аудио- и видеопродукцию, а также разнообразные подарки. Однако начиналась Amazon и больше известна как крупнейшая в Internet «книжная лавка».

За прошедший год количество клиентов этой компании достигло примерно 4,5 млн человек, общий объем продаж составил 540 млн. долл. А такой показатель, как жизнестойкость компании — цена ее акций — подскочил к ноябрю прошлого года до $209 (когда эти акции были выпущены в мае 1997 г., стоили они всего лишь по $9). И все же самое интересное, что Amazon до сих пор не является прибыльной компанией, и, по некоторым оценкам, этого не стоит ожидать раньше 2001 г. Во многом подобное положение вещей специалисты объясняют высоким уровнем начальных затрат, в частности, на приобретение компьютерного оборудования и персонал.

Тем не менее все сходятся во мнении, что торговый бизнес в Internet имеет большое будущее. Основанием для этого является не только очень быстрое увеличение количества пользователей Internet, но и рост популярности систем электронной торговли: по результатам опроса, проведенного недавно компанией Visa USA, половина пользователей Сети намерена в скором времени осуществлять покупки главным образом в виртуальных магазинах, и, по некоторым оценкам, к 2003 г. их общий оборот возрастет до 108 млрд. долл. (6% оборота всей розничной торговли США) в сравнении с 7,8 млрд. долл, в 1998 г.

Однако вполне естественно, что не только в этом залог успеха Amazon. Немаловажной является и умелая реализация всех преимуществ, предоставляемых системой Web. Как отмечают специалисты в области маркетинга, это тот самый случай, когда одна молодая компания способна изменить облик всей индустрии.

На самом деле, в каком еще книжном магазине одновременно продается более трех миллионов изданий, при этом поиск интересующей вас книги не представляет особой сложности? К тому же не надо никуда идти, а покупка осуществляется за считанные минуты в любое время дня и ночи и будь это даже десятикилограммовый фолиант, доставляется по вашему адресу. В принципе, это все, что нужно покупателю, — простота, быстрота и широкий выбор.

А вот самой компании использование Internet обеспечивает, пожалуй, куда большие преимущества. Например, для расширения своего бизнеса обычным фирмам необходимо открывать новые магазины, Amazon же — нет, а ведь с этим связаны поистине гигантские расходы. Правда, ей приходится тратить куда больше денег на маркетинг — примерно 24 цента на один доллар в сравнении с 4 центами у других компаний, однако это компенсируется значительно более быстрым оборотом средств — в среднем один месяц против пяти. К тому же возможности маркетинга в Internet уже сегодня весьма широки.

Первое и самое очевидное — быстрота и удобство сбора весьма ценной информации об интересах покупателей. Уже доказано, что такие сведения представляют собой едва ли не основное оружие для захвата новых рынков. На первый взгляд может показаться, что Amazon использует подобные данные именно для этого, но на самом деле компания, оказывается, ориентируется в первую очередь не на потенциальных пользователей, а на тех, кто уже делал покупки в ее системе. Иначе говоря, собранная информация нужна Amazon для подбора книг (кассет, дисков), по своему жанру аналогичных тем, что пользуются популярностью у покупателей. Как отметил глава компании Джеффри Безос (Jeffrey Р. Bezos), каждый из четырех с половиной миллионов покупателей должен иметь на узле свой личный магазин.

Кроме того, не так давно Amazon приобрела компанию PlanetAII, разработавшую компьютерную технологию, которая позволяет посетителям узла оставить на нем свой телефонный номер и другую персональную информацию и указать, с кем из родственников и друзей они хотели бы поддерживать отношения. Цель? Создание некоей «службы напоминаний», например: вам могут прислать по электронной почте напоминание о том, что у вашего школьного товарища скоро день рождения и, естественно, предложить несколько вариантов подарка соответственно его интересам. Но и это еще не все: создатели узла Amazon стремятся сделать его не просто виртуальным магазином, но и своего рода виртуальным сообществом. Так, пользователи могут присылать свои отзывы о книгах, участвовать в конференциях, куда приглашаются авторы книг, и даже пробовать себя в роли писателей: недавно им было предложено придумать продолжение для небольшого рассказа, начатого не кем-нибудь, а классиком современной американской литературы Джоном Апдайком (John Updike).

В общем, с потенциальными возможностями Amazon все вроде бы понятно, и теперь настало время поговорить о том, насколько возможно реализовать их в полной мере, а проще говоря — о конкурентах и их «происках».

На книжном рынке главным конкурентом Amazon (и, кстати, одним из основных поставщиков, как это не удивительно) считается компания Barnes & Noble — крупнейший розничный книготорговец в Соединенных Штатах. За прошедший год общий объем продаж этой компании составил более 3 млрд, долл., а увеличение этого показателя для розничной сети достигло 11%, т. е. более полумиллиарда долларов. Однако одно подразделение Barnes & Noble все же оказалось убыточным — как нетрудно догадаться, это был виртуальныймагазин barnesandnoble.com. Потери от него постоянно возрастают, хотя увеличение объемов продаж компании через Internet в третьем квартале прошедшего года составило 300% по сравнению с 1997 г. при общем доходе 17,2 млн. долл. Дело дошло до того, что половина подразделения была продана за 200 млн. долл, немецкому издательскому концерну Bertelsmann, владеющему несколькими крупнейшими издательствами, в том числе Random House. Это дало аналитикам повод шутить, что теперь Barnes & Noble и Bertelsmann будут делить убытки от barnesandnoble.com пополам.

Вполне логичной, казалось бы, является ситуация, когда каждый остается при своем — несмотря ни на что, Amazon вряд ли удастся в сколько-нибудь обозримом будущем заметно потеснить традиционные компании, a Barnes & Noble, похоже, мало что светит в Internet (несмотря на известность и широкомасштабную маркетинговую деятельность, здесь ее «узнают» без подсказки всего лишь 37% пользователей). Но не тут-то было — последняя сделала, что называется, ход конем, объявив о приобретении за 600 млн. долл, ведущего дистрибьютора книжной продукции — компании Ingram Book Group, которая осуществляла 60% всех поставок для Amazon. И хотя в Barnes & Noble обещают относиться ко всем своим клиентам непредвзято, пока это лишь только слова, и вполне вероятно, что Amazon придется поискать себе новых поставщиков, работа с которыми, возможно, будет сопряжена с большими затратами.

Отнюдь не рады пришествию Amazon и на рынке музыкальных компакт-дисков, где объемы ее продаж за первые три месяца составили 14,4 млн. долл. Она довольно быстро вытесняет отсюда двухлетнего лидера — компанию CDnow. В результате последней пришлось объединиться со своим конкурентом N2K и вместе с другими компаниями, такими, как Reel.com, Cyberian Outpost, eToys и др. создать виртуальный магазин ShopperConnection, позволяющий делать самые разнообразные покупки через один узел. При этом нельзя также забывать, что компакт-диски не являются столь же покупаемыми, а, соответственно, и прибыльными, как книги.

То же самое можно сказать и о видеопродукции, подразделение по продаже которой было создано в Amazon совсем недавно. Кроме того, специфика этого товара такова, что он требует быстрой доставки, т. е. наличия довольно развитой складской сети — в противном случае покупатели будут отдавать предпочтение обычным магазинам. С другой стороны, очень распространенная схема — книга, по которой создан фильм + сам фильм + музыка к фильму — открывает широкие возможности для перекрестного маркетинга. Яркий тому пример — саундтрек к фильму «Титаник», ставший безусловным лидером на рынке музыкальной продукции в Соединенных Штатах в 1998 г.

Что касается подарочных товаров, то тут для каждой категории тоже можно найти свои «за» и «против». Например, в пользу таких популярных игрушек, как куклы, говорит устойчивый спрос на них в мире (общий доход от их продаж составляет 22,6 млрд, долл.), однако отрицательным моментом здесь является отсутствие развитой сети сбыта. Популярные игры наверняка будут пользоваться спросом, но что-то новое вряд ли будут покупать, «не пощупав» его. Потребительская электроника является прибыльной, однако качество ее работы, как правило, стараются оценить на глаз или на слух непосредственно на месте. И так далее и тому подобное.

Возможно, именно подобная неопределенность заставляет руководство Amazon искать новые пути развития бизнеса. Так, вместе с упоминавшейся выше PlanetAII она приобрела компанию Junglee, которая обладает технологией, позволяющей создать своего рода службу заказов. Назначение ее будет заключаться в том, чтобы помогать людям отыскивать через систему Web нужные товары и брать с их продавцов комиссионные. В пользу подобного бизнеса, кстати, говорят результаты исследований, проведенных компанией Boston Consulting Group, согласно которым 59% всех доходов от электронной торговли принадлежит компаниям, имеющим также и традиционные каналы сбыта.

Что из всего этого выйдет, пока неясно: история информационной индустрии знает немало компаний, которые стали пионерами в определенных областях, но впоследствии им было суждено в лучшем случае довольствоваться второстепенными ролями. Поэтому надо, по крайней мере, дождаться 2001 года и посмотреть, удастся ли наконец Amazon получить хоть какую-то прибыль.

С ЧЕГО НАЧИНАЛАСЬ AMAZON

Создатель Amazon Джеффри Безос (Jeffrety Bezos) родился в семье кубинского эмигранта, до сих пор занимающего один из руководящих постов в компании Exxon. Еще в начальной школе он проявлял такую активность. что учителям стоило немалого труда удерживать его за партой.

Лето маленький Джеффри проводил в Техасе, на ферме у деда, менеджера комиссии по атомной энергии в отставке. От него он заразился любовью к науке и до 14 лет мечтал стать астронавтом или физиком. Гараж семейства Безос всегда был завален его неоконченными проектами, начиная с пылесоса, который должен был превратиться в судно на воздушной подушке, и заканчивая зонтиком, из коего должна была получиться солнечная плита.

Однако вскоре после поступления в Принстонский университет Безос увлекся компьютерами и в итоге получил степень по электротехнике и компьютерной науке. А в 1994 г. он уже был самым молодым в истории инвестиционной компании D. Е. Shaw & Со. старшим вице-президентом. Безос занимался поиском объектов д ля инвестирования в Internet, и когда он первый раз оказался в системе Web, ему на глаза попалась страница, на которой говорилось, что количество пользователей Всемирной сети будет увеличиваться на 2300% в год. В гадимо, этот момент стал переломным в жизни Джеффри Безоса: всего через несколько недель он оставил работу в D. Е. Shaw & Со. и сосредоточил все свои усилия на создании компании, которая занималась бы совершенно новым видом деятельности.

Первой штаб-квартирой Безоса стал (в лучших традициях американского компьютерного бизнеса) гараж в Сиэтле. По иронии судьбы встречи с поставщиками и потенциальными сотрудниками он проводил в ближайшем кафе, которое находилось внутри книжного универмага Barnes & Noble. Сам же узел Amazon.com начал свою работу в июле 1995 г., а еще через два года были выпущены первые акции компании и началось ее восхождение на Олимп индустрии электронной коммерции.


Вы можете подписаться на наш Telegram-канал для получения наиболее интересной информации

+11
голос

Напечатать Отправить другу

Читайте также

 
 
IDC
Реклама

  •  Home  •  Рынок  •  ИТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Сети  •  Безопасность  •  Наука  •  IoT