Akamai: путь наверх

27 февраль, 2007 - 00:00Виктор Сорокотяга

В начале февраля Akamai Technologies объявила о покупке калифорнийской фирмы Netli, и речь идет о явном конкурентном поглощении. При том что сегмент услуг по ускорению передачи данных и бизнес-приложений через Сеть, в котором работают обе компании, относительно молод, по оценкам Gartner, суммарные обороты в этом секторе интернет-экономики к 2010 г. достигнут 3,3 млрд долл.

Как сообщается в официальном пресс-релизе Akamai, она намерена обменять все активы Netli на 3,2 млн своих акций основного фонда (эквивалент 186 млн долл.), превратив эту компанию в одно из своих подразделений. В настоящий момент в приобретаемой фирме работают около 80 сотрудников, а ее штаб-квартира находится в Маунтин Вью (США), где, вероятнее всего, и останется.

Akamai путь наверх
 Рис. 1. Система оптимизации трафика Akamai

Как отмечают наблюдатели, данное соглашение чрезвычайно важно для Akamai: в результате она получит технологии, которые позволят ей увеличить присутствие в стремительно развивающемся сегменте рынка сервисов и услуг на базе Web 2.0. Здесь краеугольным камнем является не столько время загрузки данных, сколько время отклика ресурса и актуальность контента. С первой задачей превосходно справляется собственная система Akamai – сеть из более чем 20 тыс. серверов в 71 стране мира, на которых размещаются зеркала сайтов клиентов. Технология Akamai автоматически определяет, какой из серверов находится ближе всего к узлу, отправившему запрос, и передает информацию по наиболее короткому и быстрому маршруту (рис. 1). Такая модель отлично подходит для статичных сайтов прошлого века, но не для сервисов эпохи Web 2.0.

Netli исповедует несколько иной подход. Она также располагает сетью географически распределенных серверов, однако, в отличие от площадок Akamai, они не кэшируют информацию, а конвертируют трафик в свой внутренний протокол, обеспечивающий компрессию и укрупнение блоков данных, с помощью которых осуществляется взаимодействие между серверами. Таким образом, значительно уменьшается число запросов-ответов между пользователем и Web-узлом, пакеты доставляются по наиболее оптимальному маршруту, и что самое важное – обеспечивается возможность работы непосредственно с целевым ресурсом, а не с его зеркалом (рис. 2). Данная технология может быть весьма полезна для ускорения систем коллективной работы, электронной коммерции, а также решений по предоставлению программного обеспечения как услуг (Software as a Service, SaaS).

штаб-квартира находится в Маунтин Вью (США), где, вероятнее всего, и останется.

 

Akamai путь наверх
 Рис. 2. Система оптимизации трафика Netli

Подходы обеих компаний имеют как преимущества, так и недостатки, однако, по мнению экспертов, объединение используемых ими технологий существенно улучшит качество предоставляемых услуг и расширит возможности сервисов. Впрочем, этого и добивается Akamai, которой покупка Netli позволит выйти на новый уровень работы по созданию сетей доставки контента. А конкуренция в данном сегменте обостряется с каждым днем, ведь не так-то просто соперничать с такими компаниями, как Cisco и F5 Networks Inc. Кроме того, Netli принесет Akamai не только новые технологии, но и достаточно крупных корпоративных заказчиков – клиентами первой являются Hewlett-Packard, Samsung, Thomson Financial.

В данной сделке есть и еще один аспект. Аналитик Gartner Джо Скорупа (Joe Skorupa) считает, что основной целью Akamai все же было не столько приобретение новых технологий, сколько стремление избавиться от своего главного конкурента, который благодаря агрессивной ценовой политике и новаторским идеям сумел занять достаточно серьезные позиции на рынке услуг по ускорению Web-приложений.

Тут интересно отметить, что Akamai на протяжении нескольких лет проводит планомерную политику устранения своих соперников. Так, два года назад после длительных судебных разбирательств она приобрела компанию Speedera, предварительно обвинив ее в нарушении патентного законодательства и тем самым добившись снижения стоимости ее акций. Летом прошлого года она подала иск на Limelight, специализирующуюся на ускорении доставки аудио- и видеоконтента, – ее услугами пользуются достаточно крупные клиенты, в том числе Microsoft (Xbox Live), MySpace, Amazon.com. Не исключено, что и сейчас Akamai надеется «сбить» цену на акции Limelight и затем купить конкурента, стоимость которого сегодня превышает 1 млрд долл.

Наблюдатели полагают, что со временем Akamai может стать фактически монополистом на рынке систем доставки контента, ведь уже сегодня она обладает практически всеми ключевыми патентами в данной области. Кроме того, компания с каждым годом наращивает потенциал – по оценкам аналитиков из Pacific Crest Securities, покупка Netli и недавнее приобретение Nine Systems позволят ей в 2007 г. увеличить доходы как минимум на 40 млн долл. – до 615 млн.

С одной стороны, наличие на рынке столь сильного игрока действительно даст возможность создать мощную систему доставки контента, которая поможет обуздать лавинообразный рост трафика. Однако появление подобного монстра должно и настораживать, поскольку компания с такими амбициями будет стремиться избавляться от своих конкурентов, когда они находятся еще в начале пути. Это, конечно, может стать препятствием для развития инновационных идей, взятых за основу небольшими стартапами, к числу которых еще недавно принадлежала и сама Akamai.

История гласит, что идею создания Akamai подбросил не кто иной, как Тим Бернерс-Ли (Tim Berners-Lee) – человек, которого называют отцом www. Однажды в коридорах Массачусетского технологического института он случайно встретил профессора математики Тома Лейтона (Tom Leighton). Они разговорились, и Тим Бернерс-Ли высказал предположение, что с ростом Всемирной Сети (нужно отметить, это был 1995 г.) могут возникнуть проблемы с перегрузкой каналов и серверов. Лейтона это заинтересовало, и он, подключив своего аспиранта Дэниэла Левина (Daniel Lewin), начал работать над ее решением и созданием математических алгоритмов. Спустя три года Лейтон и Левин организовали компанию, получившую название Akamai. Новая фирма прошла все круги бизнеса доткомов первой волны. В октябре 1999 г. она вышла на биржу с акциями стоимостью $26, а в декабре того же года они подскочили в цене до $345. Затем «мыльный пузырь» доткомов начал лопаться, и к 2002 г. стоимость ценных бумаг компании снизилась до $0,56, а ее акционеры потеряли почти 2,5 млрд долл. Кроме того, за год до этого трагически погиб один из основателей Akamai: Дэниэл Левин находился в самолете American Airlines, врезавшемся в северную башню ВТО 11 сентября 2001 г. Это был самый сложный период для компании, ее штат тогда уменьшился в два раза – до 500 человек. Многие крупные клиенты также испытывали сложности с бизнесом и стали сокращать заказы. Но Akamai смогла выстоять и дождаться очередного витка развития интернет-экономики, когда ее услуги вновь стали востребованы.

Говоря об общей ситуации в сегменте, многие аналитики отмечают, что Akamai нужно бояться вовсе не таких компаний, как Limelight или Vital-Stream, а своих собственных клиентов. На первый взгляд, это звучит парадоксально, но заказчики Akamai, такие как Microsoft и Yahoo!, в перспективе вполне могут вторгнуться в ее владения, когда бизнес будет исчисляться миллиардами. А это время, судя по всему, уже не за горами.