`

СПЕЦІАЛЬНІ
ПАРТНЕРИ
ПРОЕКТУ

Чи використовує ваша компанія ChatGPT в роботі?

BEST CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

Александр Черников

Agile, DevOps и IT4IT: новый виток консалтинга

+33
голоса

Каждый владелец и руководитель предприятия всегда хочет добиться максимальной эффективности своего бизнеса. В этой области сегодня в мире работает множество больших и малых компаний, предлагая свои услуги. Что находится в их арсенале сейчас и как это может быть полезно отечественным структурам?

К истории вопроса

«Консалтинговая IT-лихорадка» охватила отечественные предприятия в начале 2000-х гг. и продолжалась довольно долго, постепенно идя на убыль. Предприятия тогда впервые вдруг осознали, что в мире существуют более эффективные методы работы с использованием компьютерных технологий.

Как на дрожжах тут же выросла и целая армия всякого рода консультантов, предлагавших услуги в этой области. На первых порах им все давалось довольно легко. Достаточно было перевести несколько статей и методик и красиво изложить их неопытным заказчикам.

Впрочем, большинство отечественных компании быстро осознало, что «внедрения» западных методов и систем всегда натыкаются на национальные особенности их функционирования. Исключения составили разве что банки и телекомы, которые быстро перешли на готовые западные системы.

Второй всплеск консалтинга можно было наблюдать примерно в 2004-06 гг. На этот раз он был связан с проектным менеджментом. Спустя еще пару лет от также стал неинтересен в силу своей малой пригодности для большинства отечественных предприятий. Хотя ряд строительных и монтажных организаций извлекли и продолжают извлекать из него пользу.

Если обратиться к области разработки ПО, следует также упомянуть ALM (Application Lifecycle Management). Этим направлением активно занималась легендарная Borland в последние годы своего существования (2006-2009), в том числе и в Украине.

Затем начался общемировой экономический спад, пересмотр представлений о корпоративном ПО и смена поколений IT. В результате по всем перечисленным направлениям консалтинга был нанесен сильный удар. Что-то было отложено в долгий ящик, а что-то стало просто уже не интересным.

Однако идеи IT-консалтинга были не забыты, но пересмотрены. В 2008 г. Эндрю Шафер (Andrew Shafer) и Патрик Дюбуа (Patrick Debois) на одной из конференций впервые обнародовали принципы «Agile Infrastructure».

Новые идеи были тут же подхвачены мировым IT-сообществом, и за последующие годы появились Docker и Jenkins (automated QA processes), Puppet и Vagrant (automated configuration tools) и другие методики и средства того, что в совокупности было названо DevOps (сокращение от «Development» и «Operations»).

Однако в данном материале (если не считать вступление об agile-методике) речь пойдет только о двух вещах − практической реализации консалтинга DevOps в исполнении Hewlett Packard Enterprise и новом техническом стандарте IT4IT, развивающим принципы ITIL (Information Technology Infrastructure Library). Они также широко обсуждались в Украине в конце 2000-х гг.

Нужно отметить, что DevOps и IT4T сегодня внимательно изучаются и осваиваются в том числе и отечественными профильными консалтинговыми компаниями, которые вряд ли найдут в данном материале что-то новое для себя.

Данный пост предназначен в первую очередь для потенциальных клиентов, − чтобы они могли сориентироваться в этой новой для себя области, а также (в информационных целях), − для тех, кто только выбирает свой будущий путь в области информационных технологий.

Agile vs. Waterfall

 новый виток консалтинга

Традиционная Waterfall-модель («водопад») рассматривает анализ, дизайн, кодирование и тестирование как дискретные фазы в проекте разработки ПО. Это работало хорошо, когда стоимость изменений была высока. Сегодня «водопад» уже не выглядит лучшим вариантом

 новый виток консалтинга

Более развернутая сравнительная схема. «Waterfall» − очень точное образное название традиционной методики разработки ПО. Как нельзя вернуть падающую воду с середины на самый верх, так же в проектах никогда нет ни времени, ни средств, чтобы вернуться назад. Это − главная причина внедрения agile-методов

Для традиционной модели давно определены ее следующие недостатки.

Низкое качество. Прежде всего, когда в проекте начинают заканчиваться время и деньги, этап тестирования − это единственное, от чего можно отказаться. Это означает, что в целом хорошие проекты бывают вынуждены прервать тестирование, от чего страдает их качество.

Слабая видимость. Пока рабочее ПО не выпущено, до самого конца проекта разработчик не знает, в каком именно месте проекта от находится. Согласно известному принципу, 20% проекта забирают 80% времени.

Высокие риски. Есть риск нарушения графика разработки, потому что заранее не ясно, будет ли он выполнен до конца. Технический риск присутствует всегда, потому что руки никак не доходят до того, чтобы проверить дизайн или архитектуру в проекте, пока не станет слишком поздно.

Agile-методика предполагает рассматривать непрерывные действия, а не жестко определенные стадии. При этом:

  • улучшается качество, поскольку тестирование выполняется с первого дня разработки;
  • улучшается видимость проекта;
  • снижается риск, поскольку обратная связь работает с самого начала проекта;
  • клиенты удовлетворены, поскольку они могут вносить изменения, не неся при этом непомерных затрат и не ломая графика.

Практическая модель HPE DevOps Services

Движение DevOps на сегодня считается лучшим способом решить многие проблемы конкурентоспособности, стоящие перед многими предприятиями.

Модель DevOps распространяет agile-разработку на весь жизненный цикл корпоративного ПО. Она позволяет обнаружить и устранить узкие места, которые замедляют разработку и внедрение приложений. Но, как показывает практика, методы DevOps далеко не всегда оказываются для организаций легкими для понимания и применения.

Часто организации поверхностно схватывают принципы DevOps. Они прежде всего понимают, что им нужно разрушить стены своих «бункеров» приложений и данных для сотрудничества подразделений, повышения качества и скорости их работы. Это оказывается достаточно относительно простым в осуществлении.

Но согласно своим базовым принципам, DevOps требует также изменений технологий, процессов и культуры, что гораздо сложнее в организации, которая движется на полном ходу по привычным рельсам.

Рассмотрим схему организации DevOps на примере Software Services, одного из направлений работы Hewlett Packard Enterprise (HPE), − теперь самостоятельной компании, образовавшейся после разделения HP в ноябре 2015 г.

Она предлагает собственную модель разработки, которая детально описывает, как организации должны реализовать DevOps, − принимая во внимание, что не все хотят или даже должны переходить к DevOps полностью. Нынешний портфель предложений HPE DevOps Service состоит из нескольких ключевых сервисов, включая обучающие семинары.

 новый виток консалтинга

Если переходить от принципиального понимания принципов agile к практическому воплощению DevOps, то схема окажется гораздо более сложной. Вот как она выглядит согласно HPE, покрывая весь цикл разработки, от Continuous Assessment к Continuous Delivery до Continuous Operations. Более подробно эту схему и ее описание можно посмотреть здесь.

Единой, жесткой структуры DevOps не существует и каждая консалтинговая компания реализует ее по-своему. HPE в этом отношении предоставляет, как указано в ее документах, «исчерпывающий набор услуг по консультации и внедрению DevOps и свою уникальную интеллектуальную собственность, которая помогает клиенту разрабатывать высококачественные приложения быстрее и ускорять инновации».

Реально HPE дает клиенту следующее.

  • практический опыт в интеграции и осуществлении DevOps в структурно сложных организациях;
  • знание, экспертизу и опыт в управлении изменениями при трансформации организаций;
  • свою глобальную досягаемость с обширной экспертизой для корпоративных клиентов;
  • инструментальные средства для внедрения DevOps;
  • профессиональную систему образования для DevOps, Enterprise Agility и ALM.

IT4IT

 новый виток консалтинга
Стандарт издан в виде довольно объемистой книги. Полная электронная версия доступна здесь.

Стандарт, разработанный сообществом Open Group, «IT4IT Reference Architecture Version 2.0», включает описание справочной архитектуры и основанной на цепочке создания ценности (IT Value Chain) операционной модели, разработанной для управления IT-бизнесом.

  новый виток консалтинга

Как показано на схеме, IT Value Chain − это четыре потока ценности, поддерживаемые справочной архитектурой.

  • портфельная стратегия (Strategy to Portfolio);
  • запрос на выполнение (Request to Fulfill);
  • требования к разворачиванию (Requirement to Deploy);
  • обнаружение ошибок для их исправления (Detect to Correct).

IT4IT Reference Architecture − предписывающее руководство, основанное на сервисной модели, которое описывает реальные случаи использования в рамках цифровой экономики (Digital Economy), такие, как Cloud-sourcing, Agile, DevOps и др.

 новый виток консалтинга

The IT4IT Reference architecture L1 V.2.0 − первый из трех уровней справочной архитектуры.

IT4IT Reference Architecture − целостное руководство для внедрения IT-методов управления современным цифровым предприятием. В преамбуле к нему сказано, что он «равен по значимости аналогичным стандартам по справочной корпоративной инфраструктуре NRF/ARTS, TMF Framework (aka eTOM), ACORD, BIAN и др.)».

С некоторой долей иронии надо сказать, что в этом отношении отечественные предприятия находятся в выигрышном положении, поскольку могут начать сразу с IT4IT, минуя предыдущие стандарты. Целевая аудитория для стандарта − IT-руководители, аналитики IT-процессов, архитекторы в области IT-бизнеса,  руководители разработки и операционные менеджеры, IT-консультанты и тренеры.

 новый виток консалтинга

Стандарт IT4IT описывает определение, предоставление, потребление IT-сервисов и управление ими, − являясь в то же время частью общей системы стандартов в области корпоративной архитектуры

В то время, как существующие структуры и стандарты делают основной акцент на процессах, этот стандарт сосредоточен на данных, которые управляются сервисами на протяжении всего жизненного цикла. Он описывает программные функциональные компоненты, которые требуются, чтобы производить и потреблять данные.

IT4IT нейтрален относительно моделей разработки ПО и его поставки. Он предназначен для поддержки agile-методов так же, как и для Waterfall-модели, внедрения подходов Kanban (системы расписаний для бережливого (lean) и «точно-во-время» (Just-in-Time, JIT) товарного производства, и для модели управления сервисами (service management process models).

Дополнительные сведения по стандартам, приведенном на последнем рисунке, см. по ссылкам ниже.

TOGAF – стандарт корпоративной архитектуры, который используют ведущие компании мира для повышения эффективности своего бизнеса.

ArchiMate − открытый язык моделирования корпоративной архитектуры, используемый разработчиками и консалтинговыми компаниями.

Frameworx − стандарт, используемый поставщиками сервисов для повышения производительности, ориентировочный подход к интеграции и выполнению операций.

Зачем нам все это?

Можно предположить недоуменные вопросы многих и многих руководителей отечественных предприятий и их IT-служб. В чем практическая ценность для отечественных предприятий кратких сведений, приведенных выше? За что именно следует платить консалтерам? Ответ прост. Так или иначе, все самоокупаемые бизнесы сегодня находятся на пути либо к цифровому предприятию, либо к банкротству, − как не выдержавшие конкуренции.

В таких условиях полезно если и не выучить описанные стандарты, то, по крайней мере, знать, что они существуют, − и затем, при необходимости, обратиться в соответствующие консалтинговые компании.

 

Ready, set, buy! Посібник для початківців - як придбати Copilot для Microsoft 365

+33
голоса

Напечатать Отправить другу

Читайте также

 

Ukraine

 

  •  Home  •  Ринок  •  IТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Мережі  •  Безпека  •  Наука  •  IoT